Черная метка.

Помимо банального сжигания торф может эффективно использоваться в самых разных сферах народного хозяйства, утверждают белорусские ученые.

Обеспечение энергетической безопасности — одна из приоритетных задач, от решения которой в немалой степени зависит наше благополучие. Чтобы добиться поставленной цели, необходимо максимально задействовать собственные резервы, в том числе местные виды топлива. Наряду с нетрадиционными источниками энергии не остался в тени и “классический” — торф. В 2008 году Совет Министров утвердил государственную программу, в соответствии с которой к 2020 году добыча торфа должна возрасти до 5 миллионов тонн.

Все бы хорошо, да вот только многие перспективные торфяные месторождения оказались на особо охраняемых природных территориях. Среди ученых и общественников разгорелись жаркие споры: стоит ли посягать на “легкие Европы”, которыми служат уцелевшие в Беларуси торфяные болота? Противники сжигания торфа любят сравнивать этот процесс с бросанием в огонь денежных купюр. Например, в Финляндии, где торф добывается в небольших объемах, он используется преимущественно в качестве субстрата для растений. В Беларуси тоже есть немало разработок на основе торфа.
Использование торфа только в качестве топлива нецелесообразно, здесь необходим комплексный подход, считает главный научный сотрудник Института природопользования НАН Беларуси академик Иван Лиштван. Причем так называемый побочный продукт на основе торфа может по ценности превалировать над основным — энергией.
Белорусские ученые классифицировали торфяные ресурсы страны — это поможет определить основные направления их использования, а также просчитать экологические последствия.
— Несмотря на то что объемы добычи торфа в Беларуси будут увеличиваться, существенно повлиять на экологическую безопасность этот процесс не в состоянии, — уверен Иван Лиштван. — Об этом свидетельствуют простые цифры. Известно, что 12—14 процентов Беларуси заторфовано, а общий запас торфа в недрах оценивается в 4,2 миллиарда тонн. Организациями Минэнерго в этом году добыто около 3 миллионов тонн торфа. Общая площадь торфяного фонда — 2,4 миллиона гектаров. Вся торфяная промышленность Беларуси работает на площади 6,9 тысячи гектаров. О каком ущербе для природы может идти речь?
Более того, по мнению Ивана Лиштвана, добыча торфа, наоборот, зачастую может способствовать улучшению природного “фона”. Например, при использовании его в сельском хозяйстве. В торфе есть гуминовые вещества — природные полимеры, которые обладают свойствами, стимулирующими рост растений. Среди направлений, обозначенных в гос-
программе “Торф”, выделено и развитие производства биологически активных препаратов — регуляторов роста растений. Сегодня эти удобрения завозятся из Польши, при этом государство несет большие валютные затраты. А ведь белорусские ученые разработали аналогичные препараты с превосходными характеристиками. Например, доказано, что при внесении 1—2 литров жидких удобрений на основе торфа на 1 гектар прирост озимой пшеницы увеличивается на 7—8 центнеров, сахарной свеклы — на 65—70 центнеров, кукурузного зерна — на 25—30 центнеров с гектара.
Еще одно направление использования торфа — создание кормовых добавок и консервантов кормов, а также гранулированных удобрений. Сегодня широко используются гранулированные калийные соли, фосфорные и азотные удобрения. В Беларуси же разработана технология производства гранулированных удобрений, где торф составляет 30 процентов, а минеральные удобрения — 70 процентов. Белорусские специалисты разработали на основе торфа мелиоративно-удобрительные материалы (мелиоранты песчаных почв), которые уже производятся на Житковичском торфобрикетном заводе и поставляются в страны Персидского залива.
Наконец, торф используется для производства композиционных материалов специального назначения — углеродных абсорбентов для улавливания тяжелых металлов и нефти на воде и почве, для доочистки сточных вод, нейтрализации газовых выбросов на сельскохозяйственных предприятиях и т.д. Торфяной воск применяется для точного литья в авиационном и ракетном строительстве. Кстати, торф широко используется в полиграфии, бытовой химии и косметологии!
Видимо, закончилось то время, когда “легкие Европы” на самом деле попросту сжигались в гонке за дешевой энергией. По крайней мере ученые обещают, что отныне ценное горючее ископаемое будет использоваться с оглядкой, бережно и дальновидно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter