Черная магия голубого экрана

Многие, и в первую очередь подрастающее поколение, все глубже погружаются в виртуальную реальность мира иллюзий

В наши дни благодаря стремительному развитию информационных технологий и средств телекоммуникаций начался процесс размывания границ, снятия многих, в том числе нравственных, табу, характерных для традиционного общества. Многие, и в первую очередь подрастающее поколение, все глубже погружаются в виртуальную реальность мира иллюзий.

К сожалению, игровой процесс программирования сознания, погружения его в искусственный мир виртуальной реальности с каждым годом оказывает все более сильное воздействие и на наше общество. Главным его проводником является «волшебный» экран телевизора. Увы, но именно он все больше и больше выполняет функции учителя и воспитателя подрастающего поколения. 

У этой проблемы целый ряд аспектов. Среди них и такой, как приучение детей к экрану. Причем приучение страшное, гипнотическое! Ведь экран светится. Его мерцание, которое человек воспринимает помимо своей воли, имеет определенный ритм. А мерцающий свет, ритм и определенным образом подобранные шумы гипнотически воздействуют на психику. В результате маленький человечек впадает в транс и уже совершенно некритично воспринимает все, что льется с экрана, притягивается к нему. Симптомы этого явления весьма тревожны. 

Например, новозеландские ученые из университета Отаго в результате исследования умственных способностей более чем тысячи детей пришли к выводу, что успеваемость в школе и получение высшего образования напрямую зависят от того, сколько часов проводил ребенок в детстве перед телевизором. Предварительно собрав сведения у их родителей о том, сколько часов в день ребенок смотрел телевизор, специалисты посмотрели динамику развития или деградации способностей детей к обучению на отрезке от 5 до 15 лет. 

Полученные результаты весьма тревожны. Оказалось, что 26-летние люди, частенько в детстве проводившие время перед телевизором, особенно в подростковом возрасте, редко находили в себе силы закончить университет. При этом по странной случайности многие из них обладали высоким IQ, а их родители имели достаточно средств, позволяющих оплатить ребенку учебу в любом вузе страны. 

Кроме того, ребята, злоупотреблявшие просмотром телепередач, как правило, оканчивали школу с очень плохими оценками. У таких детей возникали трудности при решении математических задач и проблемы с чтением. В целом, по данным эксперта по речи доктора Салли Ворд (Великобритания), на Западе за последние 20 лет резко увеличилось количество детей, которые умеют воспринимать только зрительную информацию. Слова проходят мимо них. В школе «телевоспитанники» испытывают большие затруднения со сменой привычного визуального восприятия на вербальное, ведь обучает их не телевизор, а живой учитель. К сожалению, весьма схожая ситуация имеет место и на территории бывшего Советского Союза. 

А между тем экранный продукт, не обладающий художественной ценностью, – это, по словам искусствоведов, своего рода энергетический бластер. Если образ создан чистым, святым человеком, он приобщает зрителя к его святости, а если шизофреником — то к шизофрении. 

Средневековые иконописцы по 40 дней молились и постились, устремляя свое сознание к Богу, перед тем, как приступать к работе. Это делалось для то­го, чтобы через икону транслировались не личностные свойства данного художника, не информация о его судьбе, но трансперсональные, очищающие, тонкие, божественные энергии. Поэтому икона очищает. На этом принципе построено любое религиозное искусство. 

Сейчас нам представляется диким требование к диктору телевидения, актеру кино или художнику компьютерной графики перед началом работы пройти соответствующий пост и аскезу. Результаты этого сказываются на каждом из нас: ТВ захлестывает зрителя психическими выбросами — в том числе и структурами патологической психики. Отличительная черта психопатологии — это утрата контро­ля над психикой (патологии отличаются друг от друга не столько симптоматикой, сколько различной степенью утраты этого контроля, различ­ной глубиной потери управления). 

Согласно социологическим данным, более 68% учащихся просматривают мульт­фильмы, содержащие открытые агрессивные дей­ствия в сюжете, в которых присутствует момент насилия, гибели персонажей. Такие мультфильмы можно назвать агрессивными. И факт того, что младшие школьники просматривают в основном агрессивные мультфильмы, достоин особого внимания. 

Американский психолог Дэвид Гроссман одним из первых в США доказал, что агрессив­ные фильмы заражают агрессией. Жесто­кость и аномальные действия на экране провоци­руют жестокость и аномальные действия в жизни. Это заявление подтвердили многочисленные экс­перименты, которые проводили такие известные ученые, как Зиллман, Доннерстайн, Гербнер и один из са­мых авторитетных европейских психотерапевтов Франкл. Весьма показательны в данном случае результаты социологических исследований, проведенных среди заклю­ченных американских тюрем: 63% опрошенных нарушили закон, подражая телевизионным персонажам, для 22% те­левизор явился учителем технологий грабежа и разбоя. 

Учитывая все это, специалисты рекомендуют родителям регулировать частоту просмотра деть­ми западных агрессивных мультфильмов. Ученые считают, что единственным способом, который поможет отвлечь школьников от просмотра бессмысленных и зачастую вредных телепередач, может быть развитие у них интереса к образовательным передачам. Они также утверждают, что дети должны смотреть телепередачи не более 3 часов в день, иначе им вряд ли удастся избежать проблем с учебой.  

Помимо этого, не следует забывать, что новое – это хорошо забытое старое. Советские мультфильмы — эти подлинные про­изведения искусства (их хвалил, например, даже Папа Римский), получается, на сегодняш­ний день у нас устарели, хотя нынче именно наши мультфильмы, снятые по народным сказкам, сказкам А.С. Пушкина и других классиков, имеют огромный успех как раз за ру­бежом. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter