Черная изнанка «зебры»

Водитель с 35-летним стажем, многократный чемпион Беларуси по авторалли, руководитель Центра контраварийной подготовки Сергей Овчинников рассказал, как видит проблему противостояния «пешеход – водитель».  

Водитель с 35-летним стажем, многократный чемпион Беларуси по авторалли, руководитель Центра контраварийной подготовки Сергей Овчинников рассказал, как видит проблему противостояния «пешеход – водитель».

 

 Сергей Овчинников предупреждает: если на обочине толкаются двое мальчишек, так и знай - один из них может выскочить на дорогу

 

– В последние лет пять-семь аварий на дорогах становится все больше. Наверное, это напрямую связано с ростом количества машин?

– Конечно, и с этим в том числе. Автомобиль стал доступен. Если в советские времена его мог купить только уважаемый человек с солидной зарплатой или семья, копившая лет пять, то сейчас за руль все чаще садятся и студенты, и даже вчерашние школьники. Многих от нарушений в былые времена сдерживали и штрафы: остановил милиционер за переход дороги в неположенном месте – прислал в профком извещение. А за такое можно было даже вылететь из жилищной очереди.

– Нынче пешеходы этих мизерных штрафов не боятся.

– В лучшем случае происходит так: нарушил – заплатил – забыл. Во время одной из акций по поимке пешеходов-нарушителей, которую мы проводили совместно с ГАИ, такого пришлось насмотреться! Даже турникеты не всегда спасают. Особенно, как ни удивительно, от пенсионеров. Бабушка с двумя тяжелыми сумками, перелезающая через них со стремительностью олимпийской чемпионки, – настоящий кошмар для водителей.

– Я живу в районе, где много молодежи, часто вижу, как мамаша выкатывает коляску с ребенком на проезжую часть впереди себя. Прямо дух захватывает.

– Многое, конечно, идет из семьи. Если мама тягает малыша на красный свет, не стоит удивляться, что он сам будет так поступать. К моему удивлению, иногда родители не знают даже такой элементарной вещи, как переводить ребенка через дорогу. Малыша нужно держать не за крохотную ладошку, которая может выскользнуть в любой момент, а за запястье.

– Автомобилисты сами не ангелы…

– Не нужно грести всех под одну гребенку: есть вполне дисциплинированные. Но у нас существует проблема подготовки водителей. Всем известно, что в школах курсантов попросту «натаскивают» на сдачу теоретического экзамена. Самой продвинутой считается школа, где билеты «как в ГАИ», – курсант заучивает их и сдает. А начинает учиться водить уже после того, как получает права.

– И кого сегодня готовят автошколы?

– У вас права есть? Хотите, проведу небольшой тест?

– Чего не сделаешь ради хорошего интервью…

– Какие меры нужно предпринять, если вы едете за велосипедистом, который везет на багажнике пассажира?

– Э-э-м, такому в автошколе меня не учили. Предполагаю, что снизить скорость, чтобы не врезаться в него.

– Ответ неверный. Его следует объехать с максимальным боковым интервалом. Этот вопрос из немецких билетов по ПДД. Кажется, ничего сложного в нем нет, не нужно заучивать комбинации цифр, как у нас, зато знание правильного ответа будет просто незаменимо на дороге. Очень жаль, что у нас водителей не учат думать и прогнозировать. Хороший водитель – еще и психолог, который до подъезда к пешеходу понимает, чего от него ждать. Человек на обочине разговаривает по телефону – легко может пойти под колеса, двое мальчишек балуются – жди, что один из них шмыгнет на дорогу, идет дождь, а уставшая женщина тянет тяжелые пакеты с продуктами – ей плевать, что она может создать аварийную ситуацию.

Но даже если и так, только мы в ответе за то транспортное средство, в котором повернули ключ зажигания.

 

Ольга ДУБРОВСКАЯ, фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА, «ЗН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter