Что мешает нашим артистам зарабатывать гастролями

Через ценник к звездам

Любой артист вам скажет, что зарабатывать гастролями становится все сложнее: музыкальный рынок перенасыщен, исполнители часто повторяют стилистику друг друга, публика, имеющая возможность ездить на концерт любимого артиста по всему миру, освоившая интернет и соцсети, становится все придирчивее. А сделать шоу по «мировым стандартам» не у всех хватает сил и финансовых возможностей. Мы попытались разобраться, что мешает сегодня нашим артистам зарабатывать на гастролях.


Концерт отменен

Начало летнего гастрольного сезона было ознаменовано печальной новостью: 35-летний белорусский певец Leo Nardo (Василий Бущик) умер во время репетиции выступления в санатории «Приднепровский» в Рогачевском районе. По мнению продюсера певца Эдгара Ширко, Василий погиб от удара током, взявшись за микрофон. Сразу вызвали «скорую», врачи около получаса пытались реанимировать певца, но безрезультатно. Официальная причина смерти еще не озвучена.

— Следственный комитет потому и подключился, что сразу возникло подозрение на поражение электрическим током, — рассказывает Ширко. — Это не было похоже на естественную смерть, когда отрывается тромб, происходит инфаркт или инсульт. Тем более что Василий не имел проблем со здоровьем и следил за собой. Он упал как раз в тот момент, когда взялся за микрофон.

По словам Эдгара Ширко, гастрольный график Leo Nardo был довольно плотным. Выступал он в основном на небольших провинциальных площадках.

— Несчастный случай произошел 5 июня, — обращается к своим записям Эдгар, — а уже 14-го мы должны были выступить в Червенском районе, 22-го — в Витебском, 25 июня — в Бобруйске.

4—5 выступлений в месяц — неплохой ритм гастрольной жизни для молодого исполнителя. Стоимость билета на его концерты составляла 10 рублей. Конечно, по воспоминаниям продюсера, бывало по-разному: порой доход был 200 рублей, иногда доходил до 600 и даже 1000.

К Дню медицинских работников подопечный Эдгара Ширко должен был выступить в одном из медицинских учреждений. 24 октября его ждали с сольным концертом в городском Доме культуры Лепеля. Принимал Leo Nardo и самое активное участие в концертах благотворительного фонда имени Александра Тихановича «Спирос». Даты таких выступлений в расписании певца обычно появлялись спонтанно. Буквально за день до смерти у него был подобный концерт в Борисовском районе.

— Василий говорил, что это его долг петь перед людьми, попавшими в беду, — поясняет Эдгар.

По мнению продюсера, полноценно зарабатывать на гастролях белорусским исполнителям, вынужденным искать для себя свободные площадки где-то в провинции, мешают два фактора: конкуренция со стороны зарубежных исполнителей и не самая высокая покупательная способность населения:

— Если рядом будут висеть две афиши — нашего артиста и Григория Лепса или Стаса Михайлова, человек подойдет к ним. Пусть и придется заплатить в пять раз больше.

Эдгар Ширко считает, что коллеги — артисты и музыканты — должны сделать свои выводы из произошедшего трагического случая:

— Стоит лишний раз проверить электричество перед концертом, попросить местных электриков посмотреть, все ли в порядке. Знаю, что некоторые артисты относятся к этому спустя рукава, потому что годами и десятилетиями ничего не происходило, но вот произошло.

Предложения превышают спрос

Дочь народных артистов Беларуси Александра Тихановича и Ядвиги Поплавской Анастасия Тиханович считает, что ситуация в концертной сфере пришла к тому, что предложение превышает спрос: «Особенно, на мой взгляд, это касается районных центров».

Рисунок Олега Попова

По мнению Анастасии Александровны, когда сюда хлынул поток самых разных исполнителей из России, то вначале наши певцы ощутили ограничения в возможности и экономической целесообразности проводить свои сольники в областных центрах. Все пришло к тому, что организаторы заинтересованы в большей степени в «продаже» знаменитых гостей, нежели в продвижении наших. Поэтому отечественные артисты стали в основном ориентироваться на районные центры.

— Важно понимать еще один момент, — отмечает Тиханович. — Приезжие работают в основной массе за фиксированный гонорар, получая его от организаторов вне зависимости от того, сколько людей пришло в зал.  

Белорусские исполнители в основном работают только за кассовый сбор. Единичные случаи, когда организаторы предлагают фиксированный гонорар. Цена билета в зависимости от площадки не поднимается выше 10—15 рублей. И нужно учесть, что речь идет не о крупных тысячных залах. И затем, из общей суммы, отнимается процент аренды площадки, налоги, затраты на дорогу, персонал, отсюда же выплачивается зарплата участникам программы — балету, музыкантам, звукорежиссеру… И только потом то, что остается, может считаться доходом непосредственно самого артиста.

По этим причинам в маленькие залы, к примеру, совершенно нерентабельно везти программу с большим количеством участников, так как по экономическому итогу ты просто можешь уйти в приличный минус.

Мы нередко слышим упреки, что на концертах приезжих звезд много чего происходит на сцене, — балет, эффекты, экраны, полный состав музыкантов, бэк-вокалистов и т. д. А у белорусов все скромнее, и вот надо было бы и вам, ребята, вот так стараться, тогда и интерес к вашим концертам был бы выше… Но при этом почему-то не учитывается, что если заезжим это все оплачивается либо изначально закладывается в стоимость билетов, которые организатор продает, как правило, с большей интенсивностью в плане рекламы и построения самого процесса реализации, то наш исполнитель сам платит за все, что происходит у него на сцене.

Анастасия Тиханович также замечает, что по какой-то странной традиции участие в съемках и съемочных концертах белорусским артистам никогда не оплачивается, «так как издавна считается, что это своеобразная реклама». При этом если в этих же съемках участвует маститый гость, то, безусловно, он это делает не бесплатно.

Певец Дядя Ваня (Иван Вабищевич) говорит, что ситуация у нас непростая:

— У кого-то есть «чес» летом, у кого-то нет. Я могу говорить только за себя. Если брать этот месяц, то у нас прошло несколько сольников по Беларуси. Съездим в Волгоград: там запланированы один полномасштабный концерт и один корпоратив. Полностью живое часовое выступление коллектива, который называется «Дядя Ваня», стоит от 1500 до 2000 долларов. Под Новый год заказов больше. В прошлом месяце тоже было неплохо: 3—4 корпоратива. Чтобы не озираться на то, что залы заняты заезжими певцами, надо делать свой продукт, популяризировать свою музыку.  

Кумир при ближайшем рассмотрении

Известный композитор и музыкальный продюсер Олег Молчан считает, что спад концертной деятельности — мировая тенденция:


— Во-первых, давайте разберемся, что происходит. Сейчас не только наши артисты, но и российские, и западные проводят гораздо меньше концертов, чем во времена Советского Союза… Во-вторых, шоу-бизнес сам по себе сегодня уходит в другие сегменты, видоизменяется. Поэтому, если говорить глобально, преград для того, чтобы зарабатывать деньги гастролями, нынче нет. Но есть объективные факторы. Упала сама посещаемость. Она стала меньше в связи с тем, что у нас появился интернет, Ютуб, социальные сети. Звезд сегодня можно увидеть, не приходя к ним на выступление. Артисты показывают в социальных сетях свою повседневную жизнь, выкладывают фотографии, иногда вступают в переписку со своими поклонниками — это все очень повлияло на ситуацию. Раньше платили не только за творчество и песни, но и за радость узнавания.

— Олег Владимирович, почему сегодня на музыкальном рынке так тесно?

— Раньше все-таки были совсем другие требования к качеству песен. К тому, кто может представлять страну на сцене. Сейчас упразднены художественные советы. А раньше худсовет мог из десяти коллективов выбрать один.

Более того, я думаю, не надо винить в какой-то пассивности наших артистов, потому что они поставлены в очень тяжелые условия, объясню, почему. Я ведь работаю и в Москве, и в Минске, мы часто выступаем с Ириной Видовой. И там и здесь я вижу, что как только появляется премьера большой концертной программы какой-нибудь звезды в Москве, незамедлительно она и в Минске. Почему? Потому что Беларусь — недалеко, и у нас очень комфортные условия проживания, размещения и распределения гастролей.

— Почему эстрада так и не стала в Беларуси прибыльным бизнесом?

— Проводить свадьбы и петь на корпоративах — по-своему это ведь тоже бизнес? Кто-то же зарабатывает деньги, когда там играет?

Но большим прибыльным бизнесом эстрада не стала по той же причине, почему шоу-бизнеса нет ни в Румынии, ни в Чехии. У нас небольшая страна. Для шоу-бизнеса нужны большие территории. И чем государство богаче, тем более развито там шоу.

— Государство не должно поддерживать эстрадных исполнителей?

— Государство должно финансировать культуру и искусство, конкурсы молодых талантов, наши музыкальные и национальные традиции, то, что оно с успехом сегодня и делает. Наши памятники, музеи, художники, поэты… Конечно, я, может, тоже хочу, чтобы меня и мои проекты финансировало государство. Кому же этого не хочется?

На Западе есть сообщества и фонды, которые могут финансировать и шоу-бизнес тоже. Без помощи со стороны сложно сделать современное шоу. Зрителю уже недостаточно того, что ты выйдешь и споешь в микрофон песню. Он требует экраны, огни, чтобы все крутилось и вертелось.

Все, что касается авторских сборов и вознаграждения, интеллектуальной собственности, гастролей, развития шоу-бизнеса, касается каждого нашего художника, гражданина, человека. Наше гражданское общество должно научиться само решать свои проблемы.


Налог на вдохновение

Известный композитор заслуженный деятель искусств России Ким Брейтбург, вплотную сегодня работающий со многими творческими коллективами России и Беларуси, в беседе с корреспондентом «НГ» отметил, что порой творцов губит нежелание вдаваться в финансовые вопросы:

— И артисты, и структуры, в которых они числятся, нередко частные. Оплату за гастрольные туры они обычно требуют вперед. Насколько я знаю, это обычная практика. Особого смысла прятать свои доходы сейчас нет. Налог на деятельность ИП очень небольшой. А в случае обнаружения недобросовестного отношения к уплате налогов могут быть серьезные последствия.

Начальник управления Комитета государственного контроля Витебской области Александр Каминский пояснил, какие огрехи в концертно-гастрольной деятельности есть у белорусских творцов:

— Чтобы на законных основаниях провести культурно-зрелищное мероприятие с участием иностранных артистов, организатор концерта должен уплатить в бюджет государственную пошлину. Ее размер варьируется от 3 до 200 базовых величин в зависимости от предполагаемого количества зрителей или планируемых к реализации билетов. Уплаченная пошлина является одним из условий для получения специального удостоверения (выдается уполномоченным государственным органом при осуществлении соответствующей административной процедуры, в Витебской области — главным управлением идеологической работы, культуры и по делам молодежи Витебского облисполкома).

Как установили в ходе мониторинга специалисты Комитета госконтроля Витебской области, в этом регионе с января 2017 года по апрель 2018-го всего один предприниматель уплатил в бюджет пошлину в сумме 69 рублей. Без уплаты госпошлины удостоверения выдавались 24 раза. Потери бюджета превысили 25 тысяч рублей.

Например, без уплаты госпошлины были выданы удостоверения на право организации и проведения в 2017 и 2018 годах концертов зарубежных исполнителей одного из крупнейших международных музыкальных оупен-эйр — Viva Braslav, который ежегодно посещает более 10 тысяч человек. По предложению Комитета госконтроля организаторы этого фестиваля уплатили в бюджет более 9 тысяч рублей.

РЕЙТИНГ FORBES

В российском списке самых влиятельных и популярных звезд Forbes 2018 года первое место занимает спортсмен Александр Овечкин. Доход 14,5 млн долларов. На втором месте — Сергей Шнуров (13,9 млн долларов). На третьем — Филипп Киркоров (8,9 млн долларов). Четвертое место у Григория Лепса (8,2 млн долларов), пятое — у Ивана Урганта (8,5 млн долларов). На местах с 6-го по 10-е расположились: Ольга Бузова (3,9 млн долларов) — шестое место Ольге удалось занять еще и благодаря частым упоминиям в СМИ и ТВ и запросам в Яндексе, Дима Билан (7,7 млн долларов), Евгений Малкин (9,5 млн долларов), Стас Михайлов (7,4 млн долларов), Ксения Собчак (1,4 млн долларов). Николай Басков занял 11-е место с доходом 6,5 млн долларов.

АППЕТИТЫ ПРИХОДЯТ ПОД МУЗЫКУ

По данным сайта promoter.by, гонорар певца Дмитрия Колдуна начинается от 8000 долларов. «Белорусские Песняры» могут выступить за 9000 долларов. Концерт группы «Тяни-Толкай» стоит от 3000 долларов. Концерт «Леприконсов» обойдется в 4000 долларов. Ценник Александра Солодухи начинается от 1000 долларов. Группа J: Морс просит гонорар от 7000 белорусских рублей. «Сябры» — 6000 долларов, или 12 400 белорусских рублей. IOWA обойдется вам в 16 800 долларов. Выступления Анны Шаркуновой, Алексея Хлестова и Гюнешь стоят от 1000 долларов. Инна Афанасьева и Искуи Абалян готовы выступить у вас за гонорар от 1500 долларов. Такие популярные артисты, как Саша Немо, Юзари, Герман Титов и некоторые другие, сумму гонорара не указывают, вместо нее вы увидите фразу «по запросу».  Выступление обычно длится около часа-полтора. Для сравнения: гонорар Григория Лепса составляет 120 тысяч евро. 100 тысяч евро попросят за концерт Светлана Лобода и Земфира. Выступление группы «Ленинград» обойдется организаторам в 70 тысяч евро. Гонорар Николая Баскова составляет 50 тысяч евро.

МНЕНИЯ

Валерий Скорожонок, солист легендарного ансамбля «Песняры»:



— В наше время собрать зал очень нелегко. Особенно в летний период, когда все в отпусках. Даже в курортных зонах, если стоит прекрасная погода, зритель предпочтет море, а не концертный зал. Я не имею в виду артистов российского «первого эшелона», на них всегда публика соберется. А белорусским артистам гастролировать тяжело. Бренд «Песняры», наверное, сегодня единственное, что кормит артистов, которые когда-то под этим брендом работали. У них остался и соответствующий репертуар, и высокий уровень исполнения. Планка, которая была задана Владимиром Мулявиным, очень высока. Не хочется подводить память о нем. Жаль, что некоторые артисты, работающие под брендом «Песняры» сегодня, иногда филонят. Это просто некрасиво, они превращают имя «Песняров» в разменную монету.

Алексей Хлестов, певец:


— Легче не становится, к сожалению. Говорю про себя. Во многие белорусские города на местные праздники приезжают иностранные артисты, часто за какие-то огромные гонорары. Я об этом говорил еще три года назад в интервью изданию «Беларусь сегодня» и получил огромное количество негативных отзывов диванных критиков, мол, песни надо писать лучше… Но я считаю, что мы пишем прекрасные песни, наши авторы работают очень круто. Существует какой-то стереотип, который очень сложно перебороть. Есть музыкальный рынок и есть артисты, но белорусский шоу-бизнес развивается очень медленно. У нас в стране зарабатывают исполнители из других стран. Мы получаем мизерные концертные площадки. Очень сложно сегодня договариваться с директорами дворцов культуры о концерте. Я ни в коем случае не жалуюсь, это данность, которая присутствует в нашей жизни, и мы с ней работаем уже много лет.
…Так или иначе, все упирается в финансы, и как говорит Филипп Киркоров своим завистникам: «Встретимся у кассы». Публика готова платить деньги, но только за качественный продукт. Однако всегда ли слушатели по достоинству его оценивают? Извечный вопрос актуален и сегодня: артист должен переходить на уровень массового зрителя или зритель должен дотягиваться до образцов высокого искусства?
pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter