Через тернии родных границ к Черному морю

Как театр начинается с вешалки, так страна – с государственной границы. За свою жизнь я много пересекал разных границ. Естественно, что всегда самыми строгими были советские пункты пропуска...
Как театр начинается с вешалки, так страна – с государственной границы. За свою жизнь я много пересекал разных границ. Естественно, что всегда самыми строгими были советские пункты пропуска. Сейчас картина сильно не изменилась. Если в какой Италии, шлепнув вам в паспорт штампик, скажут «чао», то поезд Минск – Черновцы белорусские и украинские пограничники и таможенники проверяют с таким усердием, что создается впечатление возврата в суровые времена СССР. У меня десять минут прощупывали сумку от ноутбука. 

Странное противоречие: чем моложе независимость, тем тщательнее страна хочет всем доказать, что ее граница на надежном замке. Это относится к нам, прибалтийским странам, Украине, Молдове и даже Узбекистану. Пусть меня простят, но это напоминает какую-то самореализацию своих комплексов. Уже предвкушаю, как, сдвинув брови, генерал мне скажет: «А что вы себе думали. Это национальная безопасность страны, которую мы должны обеспечивать!» Правильно, но и другие обеспечивают. И не хуже.

Вообще, эта тема моего послеотпускного блога появилась не случайно. Решив сэкономить на авиабилетах, мы всей семьей махнули к Черноморскому побережью Болгарии на машине. Относительно дешево и интересно. Проехав Гомель, утром оказались на пограничном пункте пропуска с Украиной «Новая Гута». Темп путешествия и настроение сразу сошли на нет. Встав в хвост из 160 легковых машин, поняли, что зависаем надолго… 

Мне представляется, что «Новая Гута» – это современный комплекс сооружений с не совсем современным подходом белорусских пограничников к пропускному режиму… Помнится, когда-то учили, что для всех правоохранительных органов и спецслужб мира является комплекс оперативных и превентивных мероприятий по выявлению потенциальных правонарушителей и проблемных мест до момента пересечения границы. При этом есть опыт, интуиция, обученные собаки, специальная техника непосредственно на границе. Это я к тому, что машины белорусских отпускников наши пограничники пропускали три (!!!) часа. Украинцы действовали побыстрее, но тоже отняли час. Забегая вперед, скажу, что та же картина, но уже с проходом за четыре (!) часа наблюдалась на украинско-белорусском переходе со стороны Доманово, где машины с брестскими номерами выстроились на пару километров. А вот границу между Румынией и Болгарией мы прошли за 5 минут с приветственной улыбкой болгарского пограничника. Такие же темпы прохода между Румынией и Молдовой, другими дружественными странами Европы и мира. У нас, естественно, все серьезно и без улыбочек.

Непонятно, что заставляет вчерашних соседей по СССР так испытывать на прочность своих граждан. Какие потоки контрабанды, наркотрафика и оружейного плутония могут провезти летом легковые машины, набитые детьми и людьми в шортах и кепках? Или это отвлекающий маневр пограничников, который должен доказать начальству, что на погранпереходах сложная оперативная обстановка, требующая неимоверного сосредоточения усилий личного состава во имя обеспечения национальной безопасности? Мне видится, что доказывать это надо на иных и более конкретных примерах. Ну а если и так, тогда стоит задействовать не одну-две линии пропуска для автобусов и машин, а три-четыре. Тем более что они существуют. Привлечь дополнительный личный состав из штабных кабинетов и пустующих пунктов пропуска, оперативно передислоцировать силы на летний сезон, просто двигаться пошустрее. В конце концов, понять, что под палящим солнцем твои соотечественники, которые просто хотят съездить к морю и вовремя вернуться домой, посетить родственников в Украине, прикупить в Ковеле что-нибудь подешевле. 

Вот маленькое наблюдение. При въезде в пограничную зону на всех границах к вашей машине подходит пограничник, записывает номер, количество пассажиров и подает заполненную бумажку вам в окно. При выезде вы ее отдаете. На белорусской границе вам надо выйти, стать в очередь в какую-то будку, где высококвалифицированный специалист такую же бумажку формирует и распечатывает при помощи компьютера и принтера. Ему так удобно!

И вообще, не на официальных переходах надо подвиги себе оформлять. К примеру, румынские пограничники организовали для граждан Румынии отдельную полосу прохода и пропускают всех в online, быстро проходят и молдаване, а вот с россиянами почему-то вредничают. Но это имеет уже другие корни. Подобные картины во всех международных аэропортах. Там просто отдельные стойки прохода для своих сограждан.

У всех, кто вышел из СССР, какое-то особое отношение к иностранцам. Мы сейчас никогда себе в этом не сознаемся, но это уже заложено генетически в тех, кому за сорок. Меня всегда поражало, что в советский ресторан или бар было сложно попасть своему и легко иностранцу. Для зарубежных гостей действовали отдельные залы аэропортов, валютные бары, хорошие гостиницы, пансионаты и дома отдыха, номера «люкс» и спецобслуживание, экскурсионные программы и мягкие «Икарусы», а своих всегда могли вытолкать в грудки. Почему эхо такого отношения к своим я наблюдал и сейчас на границах родной страны? Почему своим не доверяют, почему не обслуживают быстрее и лучше других, почему не хотят проникнуться и озаботиться ситуацией четырехчасовых простоев своих сограждан? 

Уважаемые читатели и участники наших дискуссий из разных стран, приведите примеры прохождения государственных границ, расскажите случаи из жизни, интересные факты. С нетерпением жду ваших самых разных мнений. 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter