Киностудия «Беларусьфильм» отметит в этом году свое 95-летие — есть ли у нее другие поводы для праздника?

Через тернии к звездам

По сравнению с музыкой, живописью, театром кино — искусство молодое. Впрочем, оно давно выросло из пеленок и научилось зарабатывать деньги, порой даже очень внушительные. Сплав индустрии и творчества, технологий и таланта. За двумя часами экранного времени — длиннющий список в той или иной мере причастных к созданию фильма (вряд ли кто-то сегодня обладает неимоверным терпением досмотреть титры до конца). Кино бывает массовым и элитарным, документальным и художественным и много-много еще каким. Но у голосующего рублем зрителя критерий чаще один: плохое или хорошее. Так уж повелось с советских времен, что все свое мы привыкли ругать. Кино не исключение. Хотя время, неустанно фильтрующее прошлое, показало, что не таким уж лыком и наши фильмы были шиты. Какова картина сегодня? Вернее, каковы сегодняшние картины отечественного пошиба? В отличие от героев романа Владимира Богомолова, по мотивам которого Михаил Пташук снял фильм «В августе 44-го…», мы не претендуем на очередной момент истины. Но периодически оглядываться назад и всматриваться в будущее всегда полезно. Во имя настоящего…

фото павла чуйко

Что новенького?

На этой неделе на «Беларусьфильме» подвели итоги молодежного конкурса сценариев полнометражного анимационного фильма. Главный приз получил
сценарий «Песня Сирин» Сергея Рогатко. Набоков тут совершенно ни при чем. Два главных героя этой истории — школьники Матвей и Димка — встретятся в лесу с диковинной птицей, которая похитит у них телефон… О том, что произойдет дальше, рассказывать не будем, иначе, как обычно говорят киношники, смотреть будет неинтересно. За режиссерское воплощение сценария-победителя планирует взяться Елена Турова.

На этой же неделе состоялся и первый съемочный день 16-серийного телевизионного фильма «Иллюзии». Его режиссер Иван Павлов знаком нам по картинам «Свежина с салютом» и «Глубокое течение». Сериал расскажет увлекательную историю о том, как шестеро молодых людей спасают от закрытия свой студенческий театр. В одной из ролей зрители увидят заслуженную артистку Беларуси, звезду ТЮЗа Веру Кавалерову. Будет немало и новых молодых лиц.

Такого рода информационные поводы не могут не радовать. В последние годы в белорусском кинематографе их, увы, не так много. Разумеется, хотелось бы, чтобы было больше, равно как и серьезных художественных открытий и достижений.

Иных уж нет…

Уже покинули сей бренный мир практически все наши киношные корифеи. Но, как говорится, даже свято место пусто не бывает. На смену мэтрам пришли представители нового поколения — вместе с «клиповым» мышлением, тщеславной жаждой любыми путями попасть на тот или иной западный фестиваль. И со своей шкалой ценностей. Они неплохо освоили искусство монтажа, однако о душе человеческой, кажется, позабыли. Лично меня ни одна из белорусских картин последнего времени не затронула за живое. А так хочется художественных открытий! Но вместо них отечественное киносообщество чаще сотрясают скандалы, выяснения отношений и всевозможные междоусобицы. Хотя, как издавна повелось, в творческих цехах это можно считать «нормальной рабочей атмосферой». В общем-то, здоровой. Однако, если в здоровом теле воцаряется нездоровый дух, задуматься все же стоит.

фото владимира шлапака.

В предлагаемых обстоятельствах

Казалось бы, для качественно нового прорыва есть все предпосылки. Таким «предлагаемым обстоятельствам», как сказал бы Станиславский, может позавидовать любая кинематография.

Во-первых, проведена масштабная реконструкция Национальной киностудии «Беларусьфильм», и теперь она — одна из крупнейших и современнейших в Восточной Европе. Ходишь по обновленным павильонам и жмуришься, не веря счастью, которое обрушилось на белорусских киношников. На фоне судеб многих других киностудий на постсоветском пространстве, разворованных и закрытых, «Беларусьфильму» крупно повезло. Из всех искусств для нас важнейшим по-прежнему является кино. Государство заинтересовано в нем и не сбрасывает со счетов.

Во-вторых, наши опытные мастера Маргарита Касымова, Рената Грицкова, Михаил Тумеля и другие корифеи режиссерского и операторского искусства готовят смену на факультете экранных искусств в Белорусской государственной академии искусств.

Готовили молодую кинопоросль и раньше. С каждым новым выпуском были связаны какие-то определенные надежды. Возьмем, к примеру, «пташуковцев» — выпускников мастерской Михаила Пташука, трагически погибшего в автокатастрофе. Многие ждали, что они устроят качественную и стилистическую революцию в белорусском кино. Не случилось: кто-то из подававших надежды разменял себя на мелкотемье сериалов, кого-то вовремя не услышали и не поддержали, кто-то, скажем прямо, оказался случайным человеком в профессии. А до этого был еще выпуск Виктора Турова. Все жемчужины теряются в песке времени?..

В нашем кино есть примеры, которые должны вдохновлять: актриса Стефания Станюта и режиссер Михаил Пташук.
Фото Евгения Коктыша

Сегодня Белорусская государственная академия искусств открыта для контактов и предложений. В частности, ее российский партнер — ВГИК имени С.А. Герасимова — недавно организовал в стенах нашей академии мероприятия, посвященные своему 100-летию. Мастер-классы проводили легендарные кинематографисты — оператор Вадим Алисов, режиссеры Владимир Грамматиков и Владимир Котт. Вот они — драгоценные минуты профессионального общения с живыми классиками! Мотайте на ус, ребята! Но то ли ус еще не у всех студентов пробился, то ли большинство ошиблось дверью. Во время мастер-классов я наблюдал их потухшие глаза. Спрашивали мало, особой заинтересованности не проявляли. Наверное, оператор «Жестокого романса» Вадим Алисов для них не авторитет, и, видимо, они ждали в гости лауреатов «Оскара» Гильермо дель Торо или Альфонсо Куарона? Но эти-то пока невидимы и вряд ли приедут к нам — слишком далеко.

Общение с мастерами из соседней страны трудно переоценить — белорусско-российские кинематографические контакты всегда были плотными и плодотворными. Реализовано немало успешных проектов. Правда, нашим киношникам нужно тщательнее отслеживать нюансы, касающиеся авторских прав на совместную продукцию. Ушлые дельцы все еще пользуются нашей неопытностью в вопросах кинобизнеса. Опытные мастера, такие как создатель «Анастасии Слуцкой» Юрий Елхов и участники киногруппы военного боевика «В августе 44-го…», неоднократно сетовали в СМИ, что конечный продукт нашей стране не принадлежит. И кого в этом винить? Концов в таких историях, как правило, не сыщешь.

Вскружил голову «Лістапад»

Зато в последние годы растет авторитет Минского международного кинофестиваля «Лістапад» — дает плоды продуманная работа Министерства культуры и директора программ игрового кино Игоря Сукманова. Форум пережил «перезагрузку», и это пошло ему явно на пользу. Внимание устроителей фестиваля сфокусировано на фильмах стран бывшего соцлагеря — нас связывают общие проблемы и надежды. «Лістапад» не старается быть пафоснее и умнее, чем он есть.

Биографическую драму «Купала» режиссера Владимира Янковского зрители ждут с нетерпением.
sb.by 

Куда дальше?

В военные годы на территории Беларуси активно развивалось партизанское движение, имевшее общенародный характер. Не случайно эта тема была у наших кинематографистов одной из приоритетных, а «Беларусьфильм» даже окрестили «Партизанфильмом». Что сейчас и что дальше? Может ли что-то соперничать с «золотым веком» киностудии, связанным с именами Игоря Добролюбова, Виктора Турова, Михаила Пташука, Валерия Рыбарева, Валерия Рубинчика, Леонида Нечаева, Валентина Виноградова? Мы продолжаем снимать военное кино нового времени — «Снайпер. Оружие возмездия» и «Следы на воде». Картина «В тумане» Сергея Лозницы по повести Василя Быкова получила приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале. Но рецепта «народного кино», которое ждет сегодня зритель, по-прежнему не находим.

Этой растерянностью в полной мере не преминули воспользоваться талантливые «варяги». На наших площадях с привлечением белорусских специалистов, в том числе и актерской братии, снимали свои картины Валерий Тодоровский, Дмитрий Астрахан и другие режиссеры. Повадились к нам и «сериальщики» — зачастую в роли московских улиц, набережных и парков выступает хорошо узнаваемая минская натура.

— В плане игрового кино, на мой взгляд, существенно изменить репутацию киностудии пока не удалось, — считает кинообозреватель Дарья Амелькович. — «Беларусьфильм» по-прежнему ассоциируется у многих с кинокомпанией, производящей военные фильмы. Причем адресат этих фильмов — для какой аудитории они создаются: молодой, людей в возрасте, среднего поколения? — с каждым годом становится все более невнятным, размывается.

Фильм Михаила Пташука «В августе 44-го…» в начале 2000-х несомненно стал удачей для киностудии. Но дальше шли работы других авторов: «Вам — задание» (2004), «Глубокое течение» (2005), «Во славу Родины» (2007), «Днепровский рубеж» (2009)… Большинство этих работ не иначе как скромными по качеству не назовешь. В результате доверие зрителя к такому кино гасло. Сейчас, на мой взгляд, реабилитировать военное кино способны только глубокое переосмысление темы, новый кинематографический язык, выход на не проговоренные ранее вопросы.

Тем не менее и в эти годы случались знаковые события. Взять тот же опыт международного сотрудничества на примере таких картин, как «В тумане» Сергея Лозницы, «Роль» Константина Лопушанского. Здесь, мне кажется, задавалась совсем другая планка совместного производства.

Также в плане поиска своего языка хочется отметить картину Андрея Кудиненко «Масакра» (2010). Можно обсуждать ее недостатки в специально изобретенном жанре «бульба-хоррор», но это кино для меня ценно выходом из тени советского кинематографа, обращением к исключительно белорусскому дискурсу, игрой в жанр. «Анастасия Слуцкая» в этом плане по художественному языку выглядит фильмом более традиционным и ретроградным и от того важным только в плане темы.

...Сегодня активно снимают независимые режиссеры — Александра Бутор («В личное пространство вход воспрещен», «Белые росы. Возвращение», «Сладкое прощание Веры»), Влада Сенькова («Граф в апельсинах»).

Есть и победы, призванные вдохновлять. Например, за работу над сериалом «Палач» режиссер Вячеслав Никифоров стал лауреатом премии «Золотой орел» — престижной награды, учрежденной Национальной академией кинематографических искусств и наук России. А режиссер Дарья Жук удостоилась российской кинопремии «Ника» за картину «Хрусталь». Фильм Константина Фама «Туфельки», в котором играли белорусские актеры, номинировался на премию «Оскар».

НАШИ НА ММКФ

Нас всегда ждут на Московском международном кинофестивале. По словам председателя Белорусского союза кинематографистов Виктора Васильева, на ММКФ работает белорусский павильон, проходят Дни белорусского кино. В частности, там был показан фильм «Тум-Паби-Дум», снятый в 2017 году Вячеславом Никифоровым. Эту добрую семейную картину представили сам режиссер и снявшаяся в ней актриса Валерия Арланова. Не прошли мимо Москвы наши ленты «Правила геймера», «Следы апостолов» и «Пес Рыжий», снятый по книге Виктора Крюкова «Рыжий солдат» о подвиге животных во время Великой Отечественной войны.

ЗРЕЛИЩНО И ПОЗНАВАТЕЛЬНО

Сегодня любой желающий может отправиться на экскурсию по киностудии.
фото владимира шлапака.
 Киностудия «Беларусьфильм» с недавних пор приглашает всех желающих на экскурсии. Спрос на предложение, по словам генерального директора киностудии Владимира Карачевского, уже есть:

— Набираем группы от 20 человек. Прогулка одному человеку обойдется примерно в 7 рублей. В перспективе посетители смогут побывать не только в цехах студии на проспекте Независимости, 98, но и прокатиться с экскурсией по городу, заехать на натурную площадку, чтобы понять, как именно создаются фильмы. Но с одним условием: такой промышленный туризм будет существовать только тогда, когда он не будет мешать основной работе киностудии — производству фильмов.

БОЛЛИВУД НАМ ПОМОЖЕТ?

Достигнута договоренность, что летом на «Беларусьфильме» начнутся съемки индийского боевика. Продюсер картины — известный актер из Болливуда Нилеш Сахай, который знаком зрителям по роли в криминальной драме «Ангел». Он уже прилетал в Минск, чтобы посмотреть павильоны киностудии. Помимо белорусских и индийских кинематографистов участие в этом проекте примут специалисты из Великобритании, России и Польши.
В этом году «Беларусьфильму» исполняется 95 лет. По словам его генерального директора Владимира Карачевского, к этой дате будут приурочены Дни киностудии, которые пройдут в столичном кинотеатре «Пионер», а также фестиваль «Беларусьфильма», причем его мероприятия состоятся не только в Минске, но и в регионах. В ближайшее время Министерство культуры снова проведет конкурс сценариев полнометражных картин. Хочется верить, что белорусское кино все-таки выйдет на качественно новый этап. Как говорят в одной популярной рекламе: «Ведь вы этого достойны…»
Сильные стороны

Традиционно сильны наши документалисты и мультипликаторы. Почетное место в новейшей истории белорусского кинематографа заняли документальные фильмы «Божа мой!», «Завядзёнка», «Мужская справа» Галины Адамович, «Мы жывем на краі», «Кола», «Драўляны народ» Виктора Аслюка, а также ленты Ольги Дашук, Михаила Ждановского…

В анимации нельзя не отметить «Беларускія прымаўкі», «Выцінанка-выразанка» Михаила Тумели и рождественский цикл Ирины Кодюковой. Всегда интересны анимационные проекты Игоря Волчека и Александра Ленкина. Особого внимания заслуживает и проект, посвященный гербам белорусских городов «Аповесць мінулых гадоў», — коллективная работа анимационной студии «Беларусьфильма».

Приключенческий фильм «Авантюра Прантиша Вырвича» по роману писательницы Людмилы Рублевской обещает стать сенсацией.
Фото Юрия Мозолевского
Премьерный десант

В 2018 году на экраны вышли художественный фильм «Не игра», посвященный 100-летию Вооруженных Сил, детская приключенческая лента «Правила геймера», острый политический боевик «Черный пес» Александра Франскевича-Лайе по книгам Николая Чергинца, мелодрама Дмитрия Астрахана «Жизнь после жизни» с Александром Домогаровым и молодежный альманах «Война. Остаться человеком».

Еще два проекта претендуют на самое широкое зрительское внимание. Среди них — биографический фильм о судьбе и творчестве Янки Купалы режиссера Владимира Янковского, продолжателя известной кино- и театральной династии. В разгаре и экранизация серии приключенческих романов обозревателя газеты «СБ. Беларусь сегодня» Людмилы Рублевской о Прантише Вырвиче (режиссер Александр Анисимов).

Кроме того, киностудия делает попытки заинтересовать партнеров из стран Центральной и Средней Азии, Восточной Европы. На кинофестивале в Циндао показали 5 белорусских фильмов: «Тум-Паби-Дум» Вячеслава Никифорова, «Рыжик в Зазеркалье» Елены Туровой, «Следы на воде» Александра Анисимова, «Масакра» Андрея Кудиненко и «Сладкое прощание Веры» Александры Бутор.

Наша киностудия продолжает рассматривать варианты сотрудничества с российскими режиссерами, в их числе — Валерий Тодоровский и Тимур Бекмамбетов, посетившие обновленные павильоны «Беларусьфильма». Подписано соглашение с польскими аниматорами о создании полнометражного фильма с выходом в мировой прокат. Также сейчас находится в работе совместная документальная картина Беларуси и Франции.

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter