Минск
+17 oC
USD: 2.02
EUR: 2.26

Из 52 минских гостиниц всего лишь 26 прошли сертификацию

Через тернии к «звездам»

Радиоприемник при отсутствии телевизора, графин со стаканами на письменном столе и прикроватный коврик — всем известны минимальные требования, предъявляемые нашими стандартами к гостиницам и прочим средствам размещения. А вот со звездностью не все так просто. Многие отели не желают проходить процедуру сертификации, в том числе потому, что критерии к тому или иному классу престижности меняются очень быстро. Вот и отечественные стандарты следует привести в соответствие с требованиями времени, считают участники туристического рынка.

«Карлики» и «гиганты»

За последние несколько лет Беларусь прилично приросла объектами размещения туристов и командированных. Если на начало 2011 года в стране функционировали 289 гостиниц, 21 гостиничный комплекс, 3 мотеля, 4 кемпинга и 42 других профильных заведения, то в начале 2019-го — уже 587, в том числе 385 гостиниц, гостиничных и туристско-гостиничных комплексов. Вот только переросло ли количество в качество?

В департаменте по туризму Минспорта констатируют: фактически гостиничный бизнес никому не подчиняется, никто его не координирует, не содействует кооперации, кроме исполкомов на местах. Исключение — Минск, где главное управление потребительского рынка целенаправленно этим занимается. А ведь проблемы у подавляющего большинства отелей одинаковые, и одна из них — отсутствие современных стандартов, по которым клиенты могут оценить то или иное средство размещения. Однако сертификация гостиниц — дело добровольное.

— Из 52 столичных гостиниц всего лишь 26 прошли сертификацию, — сетует заместитель начальника главного управления потребительского рынка Мингорисполкома Юрий Натычко. — В основной своей массе это гостиницы коммунальной собственности либо принадлежащие государственным организациям. Проблема в том, что стандарт, по которому проходит сертификация, уже давно устарел. Игроки, пришедшие на столичный рынок в 2013 году и позже (я имею в виду международные сети), не идут на необязательную сертификацию. Причина — существующий белорусский стандарт мало похож на внутрисетевые требования.

По мнению столичного ГУПР, подобная ситуация отрицательно влияет на имидж отдельных средств размещения. Да и клиенты порой недовольны: иной четырехзвездочный отель в Беларуси европейской планке не соответствует. 

Стоит ли овчинка выделки?

Единой мировой классификации гостиниц не существует — каждая страна может вводить собственные критерии оценки отелей. Но в Европе, где средства размещения ориентированы в первую очередь на туристов, прослеживается общий перечень требований к звездности заведений. Общее же правило таково: отель — не более чем место для ночевки, однако вполне чистое, уютное, комфортное. И современное — это очень важно. Насколько соответствуют европейским требованиям белорусские стандарты?

— В нашем стандарте написано: в гостинице должны быть свечи, в номере обязательно наличие двух кресел и письменного стола, а телевизор должен быть не менее 37 сантиметров по диагонали, — приводит красноречивые примеры Юрий Натычко.— Это безусловные архаизмы.

Вторая проблема, по мнению эксперта, связана с первой — это стоимость сертификации. Она очень высока, считает Юрий Натычко, и чем больше гостиница, тем выше стоимость. Вот отельеры и размышляют: зачем отдавать большие деньги за необязательную сертификацию? К тому же, помимо первоначального обследования ­отеля на уровень звезд, нужно впоследствии получать подтверждение статуса, а это тоже стоит денег. Каков же выход? Может быть, имеет смысл выдавать сертификат сразу на пять лет с бесплатными контрольными мероприятиями? А саму сертификацию сделать обязательной?

Подождем 2021 года

В департаменте по туризму Министерства спорта и туризма о проблемах сертификации средств размещения знают. Заместитель директора департамента Виталий Грицевич приводит в пример Россию, где стандарты актуализировали ранее и туристам сегодня более-менее понятно, чего именно ожидать.

— На протяжении полутора лет мы также поднимаем вопрос о необходимости изменений в порядок сертификации гостиниц и, кстати, находим поддержку у крупных отелей и международных сетей, — говорит он. — Когда ждать изменений? Сейчас, перед II Европейскими играми, уже поздно что-то предпринимать. Но, может быть, к чемпионату мира по хоккею 2021 года, который, как известно, пройдет в Беларуси и Латвии, изменения будут приняты.

Без помощи отельного бизнеса тут, конечно же, не обойтись, поэтому предложения приветствуются. Параллельно в повестке дня стоит вопрос о повышении уровня и качества сервиса во всех без исключения средствах размещения. В частности, надо активизировать обучение персонала иностранным языкам. Ведь белорусский безвиз привлекает все больше туристов из дальнего зарубежья…

СПРАВКА «СБ»

Гостиницы и мотели в Беларуси сегодня разделяются на:

• гостиницы с категориями от одной до пяти звезд, в том числе в составе санаторных, профилакторных или других комплексов, предназначенных для оздоровления или отдыха;

• мотели с категориями от одной до четырех звезд;

• гостиницы без категории (в том числе занимающие только часть здания (один или несколько этажей), в составе санаторных, профилакторных или других комплексов, предназначенных для оздоровления или отдыха);

• хостелы;

• мотели без категории.

А как у них?

Франция 


Гостиницы без категории — ночлег с минимальными удобствами. 2* — бюджетные гостиницы с небольшими компактными номерами на блок либо по отдельности. 3* — наличие кафе или ресторана, более широкий набор услуг. 4* — отели бизнес-класса с разнообразным сервисом и выбором услуг за повышенную плату. 4*Luxe — высочайший уровень сервиса, оборудования, кухни и работы персонала. Palace — самые роскошные и дорогие отели.

Нидерланды


1* — небольшие комнаты с кроватью, бельем, столом, стульями, умывальником, шкафом, общий санузел. 2* — есть номера с отдельными душем и туалетом, а также телевизором, телефон, сейф за дополнительную плату. 3* — в номере санузел, телефон и телевизор. 4* — обслуживание в течение всего дня, прачечная, интернет, мини-бар, кондиционер и другие дополнительные удобства. 5* — ресепшен, швейцар, обслуживание номеров круглые сутки, ресторан и как минимум два больших номера сьют.

Турция


Стандарты соответствуют европейским, но лишь в отелях с 3* и выше в каждом номере есть туалет и ванная, а также иногда телевизор и кондиционер. 4* — мини-бар, сейф, фен, больше туалетных принадлежностей, ежедневная смена белья. 5* — более качественный уровень обслуживания, поздний ужин в номер и др.

nesterov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Владимир ШЛАПАК
5
Загрузка...