Партизанских будней на его долю не выпало, поэтому художник Александр Ксендзов вдохновляется негероической Музой. Материал для новых шедевров неиссякаем, только оглянись вокруг. Наш Рубенс, наш Боттичелли, если хотите… Скажем честно: сегодня в белорусской живописи он, пожалуй, единственный из современных мастеров, кто центральной темой своего творчества избрал щепетильную и тонкую тему ню. Обнаженная женская красота как главный образ вошла на полотна Ксендзова с его первых опытов в искусстве. Это сегодня он — мастер, профессор, обладатель медали Франциска Скорины и участник многочисленных международных выставок, а начинал писать в конце 60-х — начале 70-х. Времена скорее пуританские. Да и откуда у парня из деревни (Кендзов уроженец села Боровые Крупского района, что на Минщине) такая тяга к откровенным образам, недоумевали тогда и преподаватели, и сокурсники. Актуальными в то время были темы соцстроительства, полотна о подвиге в войне, о человеке труда. Но ученик Гавриила Ващенко и выпускник творческих мастерских Михаила Савицкого, Ксендзов упорно отстаивал право на избранную тему. Ссылался на классиков. И победил, взяв диплом первой степени на престижной молодежной выставке изобразительного искусства в начале 80-х. Жюри единогласно оценило высшим баллом его полную лирики и искушения мастерски исполненную работу «Сон». Так, пройдя боевое крещение, художник, можно сказать, получил официальное разрешение на «свою тему». С тех пор написал около трех сотен картин, деликатно воспевающих обнаженку.
«Если посмотреть в историю искусства, в историю и менталитет народов, то эротизм у некоторых наций достаточно открыт, — делится Ксендзов. — Посмотрите на итальянцев, на испанцев — сама их природа обнажена, напоена теплом и солнцем, сбрасывающим одежды. У нас же сексуальность носит скрытый характер, она почти не видна, а если присутствует, то совершенно не афишируется. Нельзя, конечно, сказать, что мы нация закрытая, зажатая. На бытовом уровне мы очень даже раскрепощены. Но вот в искусстве у нас по сей день возникают какие-то сомнения и комплексы по поводу эротики. Тему обнажения мы по-прежнему ассоциируем с чем-то вульгарным, «клубничным». А ведь настоящий художник может противопоставить этой пошлости настоящее, скажу даже — возвышающее произведение».
Ксендзов пишет реальных женщин. Вечный охотник, он внимательно присматривается к потенциальным моделям, оценивая их пластику и формы. Система его работы требует деликатного подхода. «Если меня заинтересовал какой-то образ, я пытаюсь с человеком познакомиться, поговорить и убедить его поработать, — раскрывает свои секреты мастер. — Не всегда все удачно складывается. Но если получается уговорить, то я объясняю, что приглашаю к себе не для флирта или каких-то других развлечений, а для серьезного труда. Если человек адекватен и тонок, он все понимает и доверяет. Некоторых женщин я не просто пишу, я помогаю им раскрыть и понять себя. Некоторые таким образом хотят избавиться от зажатости, раскрепоститься. У меня были случаи, когда позировали замужние девушки и их мужья присутствовали, находились рядом. Надеюсь, не ревновали».
К Ксендзову приходят непрофессиональные модели. Но существует и такая особенная, отдельная профессия — позирование художникам. Изображение обнаженной натуры — обязательная часть программы обучения во всех учебных заведениях, воспитывающих художников. Так и в аудитории академии искусств приходят специально подготовленные люди, готовые часами в буквально неприкрытом виде позировать начинающим скульпторам, графикам, живописцам. От натурщика не требуется идеальности форм, нужны только смелость и терпение, ведь позирование предполагает определенный дискомфорт, неподвижность в течение нескольких часов.
Конечно, не для всех художников «голая натура» впоследствии станет ведущей темой творчества. Но знакомство с особенностями обнаженного тела для любого из них — неписаная истина, азбука. «Когда мы заходим в аудиторию и сидит красивая обнаженная девица, никому и в голову не приходят скабрезные мысли. Мы думаем, как поставить руку, думаем о технике, никакой эротики, — говорит Ксендзов. — Со времен Российской императорской академии, на основах которой проходили и проходят свое формирование наши художники, со времен советского периода вся учеба связана с натурой. И натурщица, если мы говорим о человеке, очень нужна. Анатомия, построение тела, цветоформирующие компоненты — все это необходимо знать назубок. Движения, мимика — это целая психология. Дело в том, что, изображая любую фигуру в любом одеянии, художник всегда должен чувствовать, что там, под покровом. Видеть даже спрятанную линию, ее своеобразие и красоту. Когда мы смотрим на такое изображение, к примеру, то видим одетую женщину, но благодаря художнику чувствуем красоту этого тела, появляется некое чувство закордонной планки, куда так хочется заглянуть хотя бы одним глазком. У классиков каждый может поучиться и уважению к человеку, к женщине. Преподнесенная Брюлловым, Кустодиевым, Пластовым, не говоря уже о великих итальянцах, нагота — это гимн достоинству. Чего так не хватает и в современном искусстве, и в жизни».
Через жанр ню проходят все художники. Не все в нем остаются. Победить ханжескую мораль и еще раз доказать, что обнаженное тело — сотворение Бога, а не постыдность, — за это берутся немногие. Александр Ксендзов по-прежнему пишет и передает свой опыт ученикам. Через профессию художник познает природу человека, пытаясь через тело увидеть и показать разум, характер и душу.
Алеся ВЛАДИМИРОВА