Александр Ксендзов -- лидер белорусского ню-арта

Через тело увидеть душу

Александр Ксендзов - лидер белорусского ню-арта
Во все времена эта тема была, но трактовалась и воспринималась по-разному. От греческой мифологии и эпохи итальянского Возрождения, через времена русской академической живописи и советской школы изобразительного искусства, теперь уже на полотнах и в скульптурах современных художников — ню, или обнаженная натура. Ее лучшие образцы никогда не вызывали искусствоведческих споров, занимая самые высокие постаменты в европейских музеях и знаменитейших галереях мира. Но у цензоров-моралистов даже на классические шедевры  нет-нет да и поднималась рука обнаженку прикрыть. Что до современного искусства, то ему в нашу эпоху свободы нравов, казалось бы, и проще подавать «голую правду» о человеческой красоте, но с другой стороны, как не скатиться до уровня стриптиза и «Плейбоя»? Возможно ли сегодня создать нечто утонченное и одухотворенное по типу «Венеры Милосской» или «Русской Венеры» Кустодиева? В нашем отечественном изобразительном искусстве художников, которые могли бы через практический опыт говорить на эту тему, — по пальцам пересчитать. И, пожалуй, лидером в ню-арт не будет ошибкой назвать Александра Ксендзова.

Партизанских будней на его долю не выпало, поэтому художник Александр Ксендзов вдохновляется негероической Музой. Материал для новых шедевров неиссякаем, только оглянись вокруг. Наш Рубенс, наш Боттичелли, если хотите… Скажем честно: сегодня в белорусской живописи он, пожалуй, единственный из современных мастеров, кто центральной темой своего творчества избрал щепетильную и тонкую тему ню. Обнаженная женская красота как главный образ вошла на полотна Ксендзова с его первых опытов в искусстве. Это сегодня он — мастер, профессор, обладатель медали Франциска Скорины и участник многочисленных международных выставок, а начинал писать в конце 60-х — начале 70-х. Времена скорее пуританские. Да и откуда у парня из деревни (Кендзов уроженец села Боровые Крупского района, что на Минщине) такая тяга к откровенным образам, недоумевали тогда и преподаватели, и сокурсники. Актуальными в то время были темы соцстроительства, полотна о подвиге в войне, о человеке труда. Но ученик Гавриила Ващенко и выпускник творческих мастерских Михаила Савицкого, Ксендзов упорно отстаивал право на избранную тему. Ссылался на классиков. И  победил, взяв диплом первой степени на престижной молодежной выставке изобразительного искусства в начале 80-х. Жюри единогласно оценило высшим баллом его полную лирики и искушения мастерски исполненную работу «Сон». Так, пройдя боевое крещение, художник, можно сказать, получил официальное разрешение на «свою тему». С тех пор написал около трех сотен картин, деликатно воспевающих обнаженку.

«Если посмотреть в историю искусства, в историю и менталитет народов, то эротизм у некоторых наций достаточно открыт, — делится Ксендзов. — Посмотрите на итальянцев, на испанцев — сама их природа обнажена, напоена теплом и солнцем, сбрасывающим одежды. У нас же сексуальность носит скрытый характер, она почти не видна, а если присутствует, то совершенно не афишируется. Нельзя, конечно, сказать, что мы нация закрытая, зажатая. На бытовом уровне мы очень даже раскрепощены. Но вот в искусстве у нас по сей день возникают какие-то сомнения и комплексы по поводу эротики. Тему обнажения мы по-прежнему ассоциируем с чем-то вульгарным, «клубничным». А ведь настоящий художник может противопоставить этой пошлости настоящее, скажу даже — возвышающее произведение».

Ксендзов пишет реальных женщин. Вечный охотник, он внимательно присматривается к потенциальным моделям, оценивая их пластику и формы. Система его работы требует деликатного подхода. «Если меня заинтересовал какой-то образ, я пытаюсь с человеком познакомиться, поговорить и убедить его поработать, — раскрывает свои секреты мастер. — Не всегда все удачно складывается. Но если получается уговорить, то я объясняю, что приглашаю к себе не для флирта или каких-то других развлечений, а для серьезного труда. Если человек адекватен и тонок, он все понимает и доверяет. Некоторых женщин я не просто пишу, я помогаю им раскрыть и понять себя. Некоторые таким образом хотят избавиться от зажатости, раскрепоститься. У меня были случаи, когда позировали замужние девушки и их мужья присутствовали, находились рядом. Надеюсь, не ревновали».

К Ксендзову приходят непрофессиональные модели. Но существует и такая особенная, отдельная профессия — позирование художникам. Изображение обнаженной натуры — обязательная часть программы обучения во всех учебных заведениях, воспитывающих художников. Так и в аудитории академии искусств приходят специально подготовленные люди, готовые часами в буквально неприкрытом виде позировать начинающим скульпторам, графикам, живописцам. От натурщика не требуется идеальности форм, нужны только смелость и терпение, ведь позирование предполагает определенный дискомфорт, неподвижность в течение нескольких часов.





Конечно, не для всех художников «голая натура» впоследствии станет ведущей темой творчества. Но знакомство с особенностями обнаженного тела для любого из них — неписаная истина, азбука. «Когда мы заходим в аудиторию и сидит красивая обнаженная девица, никому и в голову не приходят скабрезные мысли. Мы думаем, как поставить руку, думаем о технике, никакой эротики, — говорит Ксендзов. — Со времен Российской императорской академии, на основах которой проходили и проходят свое формирование наши художники, со времен советского периода вся учеба связана с натурой. И натурщица, если мы говорим о человеке, очень нужна. Анатомия, построение тела, цветоформирующие компоненты — все это необходимо знать назубок. Движения, мимика — это целая психология. Дело в том, что, изображая любую фигуру в любом одеянии, художник всегда должен чувствовать, что там, под покровом. Видеть даже спрятанную линию, ее своеобразие и красоту. Когда мы смотрим на такое изображение, к примеру, то видим одетую женщину, но благодаря художнику чувствуем красоту этого тела, появляется некое чувство закордонной планки, куда так хочется заглянуть хотя бы одним глазком. У классиков каждый может поучиться и уважению к человеку, к женщине. Преподнесенная Брюлловым, Кустодиевым, Пластовым, не говоря уже о великих итальянцах, нагота — это гимн достоинству. Чего так не хватает и в современном искусстве, и в жизни».

Через жанр ню проходят все художники. Не все в нем остаются. Победить ханжескую мораль и еще раз доказать, что обнаженное тело — сотворение Бога, а не постыдность, — за это берутся немногие. Александр Ксендзов по-прежнему пишет и передает свой опыт ученикам. Через профессию художник познает природу человека, пытаясь через тело увидеть и показать разум, характер и душу.

Алеся ВЛАДИМИРОВА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter