Героев у Олимпиады несказанно много

Через страх и озноб, через восторг побед

Усэйн Болт, выигравший забеги на 100 и 200 метров и ставший уже восьмикратным олимпийским чемпионом. Майкл Фелпс, одержавший в Рио пять побед и доведший число своих золотых олимпийских наград до умопомрачительной цифры 23 (а всего медалей у него уже 28). Владислав Гончаров, заставивший всех, кто за него болел, плакать от умиления. Братья Браунли, не знавшие себе равных в споре железных во всех смыслах триатлонистов. Симона Байлз, влюбившая в себя всех, кто смотрел состязания гимнастов. Героев у Олимпиады несказанно много. 


Ах, Рио, Рио... Представляя тех, кто незаслуженно остался без нашего внимания, мы вспоминаем заодно и старую песню «Рио–Рита». Там есть такие строки: «Ах, Рио–Рита! Как высоко плыла ты над нами/ Через страх и озноб, через восторг побед». И пусть дальше там поется об Аргентине, это не страшно. Тем более что Бразилия рядом, а в песне поется «Ах, Рио–Рита! Ты сладка и жестока как время»...

Слезы матери


Кристин Армстронг. Так зовут супругу знаменитого и четырежды проклятого за обман велосипедиста Лэнса Армстронга. Но сейчас речь не о ней, а ее тезке и однофамилице.

Кристин Армстронг. Уже после победы в раздельной гонке на шоссе в Рио ей исполнилось 43 года, и от этого факта все зацокали языком пуще прежнего.


Кристин Армстронг. Это она выигрывала состязания шоссейниц на трех последних Олимпиадах. Это она родила сына в 2010 году, а в Бразилии 6–летний Лукас стал первым, кто поздравил ее с победой.

Нашей Елене Омелюсик, которая уступила Армстронг в Рио, еще только 27. В этом возрасте для Кристин в велоспорте все только началось. Прежде она занималась триатлоном, мучила себя занятиями в бассейне, пока однажды врачи не диагностировали у американки остеоартроз. Она сосредоточила усилия на велосипеде — и выиграла.

Когда сегодня Кристин Армстронг спрашивают, почему она снова и снова продолжает выходить на старт, несмотря на возраст и многочисленные операции, она отвечает просто: «Потому что я могу».

Вставай, поднимайся!


Сегодня на Олимпиаде будет разыгран комплект медалей в женском беге на 5.000 метров. И сегодня же все взоры будут прикованы не к признанным африканским фаворитам (хотя и к ним тоже), а к скромной новозеландской бегунье Никки Хэмблин. Ее допустили в финал за «воплощение олимпийского духа».


Дело было во вторник. Шел квалификационный забег. Примерно за 2.000 м до финиша, когда бегуньи двигались в плотной группе, Никки споткнулась и упала на дорожку. Наткнувшаяся на нее американка Эбби Д’Агостино также упала. И пока новозеландка приходила в себя, почувствовала на своем плече руку американки. «Вставай, вставай! Мы должны финишировать, это же Олимпийские игры», — подбадривала подругу по несчастью Д’Агостино. Американка помогла подняться Хэмблин, и обе продолжили путь. Но Д’Агостино испытывала сильные боли в поврежденной ноге и стала отставать. Тогда Хэмблин оглянулась и поинтересовалась, чем она может ей помочь. Но американка лишь ответила: «Давай, продолжай!» Новозеландка продолжила. Но при этом не оставила соперницу и сопровождала ее почти до финиша. В итоге обе спортсменки закончили дистанцию — Хэмблин финишировала предпоследней, Д’Агостино — последней в своем забеге. А затем они обнялись. «Сначала она помогла мне. Потом я пыталась помочь ей. Ей явно было очень плохо, — говорит Хэмблин, которая уже была уверена в том, что американка не сможет продолжить дистанцию. — Каково же было мое удивление, когда я увидела, что она все еще продолжает бежать!»


Несмотря на плохой результат, организаторы Игр решили поощрить спортсменок и допустили обеих в финальный забег, расширив число его участниц с 16 до 18 бегуний. Правда, пока точно неизвестно, выступит ли в финале Д’Агостино: она покинула стадион в инвалидном кресле.

Сенсации, выросшие в бассейне


Эти две истории родились в бассейне. Об одной много говорили у нас — она оказалась к нам ближе. О другой в мире — ее следует рассказывать снова и снова.


Еще за месяц до Олимпиады 21–летний пловец из Алматы Дмитрий Баландин не имел лицензии в Рио. И он приезжал в Брест, чтобы выполнить норматив. С задачей справился. А потом удивил на Олимпиаде всех, когда после восьмого места на стометровке неожиданно выиграл дистанцию вдвое длиннее. При этом сбросив со своих лучших прежних результатов что–то около пяти секунд (!).


На родине Баландину уже устроили пышную встречу, но она все равно никак не сравнится с той, которая была в Сингапуре, когда туда вернулся олимпийский чемпион в плавании на дистанции 100 метров баттерфляем Йозеф Скулинг. 


Первому в истории государства олимпийскому чемпиону выплатили миллион местных долларов (735 тысяч американских), а заодно прокатили его на чемпионском автобусе по городу, на улицах которого его встречали восторженные толпы. Еще бы... Парень, который восемь лет назад гордился фоткой с Майклом Фелпсом, обставил своего кумира в Рио.

Скандал на шестиметровой высоте


Российские телекомментаторы добрых полчаса убеждали зрителей в тщетности усилий бразильского шестовика Тиаго да Силвы. Мол, куда ты лезешь, парень, ты портишь людям праздник. Кудесники микрофона столь долго отказывались верить своим глазам, что привечали одного француза Рено Лавильени. А он проиграл. А бразилец — выиграл.


Скандал развернулся на весь мир. В России хихикали над своими комментаторами, в Бразилии осуждали французского спортсмена за то, что он сравнил атмосферу на олимпийском стадионе с той, которая царила в Берлине в 1936 году. Тогда нацисты освистывали чернокожего Джесси Оуэнса — сейчас бразильская публика не пожалела легких, чтобы заставить оплошать незадачливого француза. А в остальном мире резко осудили уже бразильцев, которые свистели и в ходе церемонии награждения.

За всей этой кутерьмой с улыбкой наблюдал 22–летний Тиаго. Он впервые в карьере взлетел на шестиметровую высоту (точнее на 6,03) и мысленно передавал привет всем. Богу, в которого он бесконечно верит. Матери, которая его бросила в два года. Бабушке, которая его воспитала. И тренеру, который дал ему несколько бесценных советов. Тренером этим был и является Виталий Петров — тот самый, который запускал в прыжковый космос Бубку и Исинбаеву.

Во славу Пуэрто–Рико


Теннисный турнир в Рио был соткан из самых разнообразных неожиданностей. Новак Джокович проиграл в первом же матче, а его обидчик Хуан–Мартин дель Потро дошел до финала. Серена Вильямс проиграла в одиночке, потом в паре с сестрой, но Винус смогла завоевать медаль — правда, только серебряную в паре с Радживом Рамом. Мартина Хингис, которая не знает себе равных в парном разряде (но в паре с индийкой Саней Мирзой), в дуэте с Тимеа Бичински уступила в решающем матче россиянкам Макаровой и Весниной. Но главная сенсация грянула, конечно, в женском одиночном разряде, победу в котором одержала самая низкорейтинговая теннисистка в истории. Зовут ее Моника Пуиг — она из Пуэрто–Рико.


Красотке 22 года. Она всего 34–я в рейтинге ВТА, но поговорить о ней и послушать ее хочется обязательно. «Во время финала на улицах никого не было, и статистика показывает, что в этот момент в стране был зафиксирован исторический минимум по уровню преступности. Люди меня поддерживали, и они тоже заслуживают эту победу». Первая в истории острова, который мечтает стать 51–м штатом США, но пока так и не стал им, победа на Олимпийских играх тем значительнее, что на пути к успеху Моника последовательно обыграла победителей турниров «Большого шлема» Гарбинье Мугурусу, Петру Квитову и Ангелик Кербер.

Бокс ударил сам по себе


Боксерский турнир не принес белорусским болельщикам положительных эмоций, а ко всему прочему вляпался и в скандал. Как всегда, судейский.

Споры о правомочности того или иного вердикта сопровождают бокс на протяжении всей его истории, но именно в Рио старая проблема заиграла новыми красками. Россиянин Евгений Тищенко, победивший в финале боксерского поединка в весовой категории до 91 кг, заявил о готовности принести свои извинения в случае, если его золотая медаль окажется результатом ошибки судей. Боксер сказал, что во время боя не понимал, победил он или нет. По его словам, ему тяжело судить о финальном поединке со стороны: «Но если я выиграл несправедливо, хочу принести своему сопернику извинения». И соперник, похоже, их уже принял. Когда зрители загудели в ходе церемонии награждения, Василий Левит из Казахстана жестом попросил этого не делать. Позже он назовет это солидарностью.


Турнир в Рио, где были и другие спорные судейские решения, наверняка добавил воды на мельницу тех, кто ратует за исключение бокса из олимпийской программы — до того момента, пока в Международной федерации бокса не проведут процедуру очищения по примеру борцов. Пока же налицо целая цепочка проблем — сложные системы отбора, частые поединки, скучные бои, огромные перчатки и вишенка на торте в виде очень плохого судейства. AIBA активно сражается за место под солнцем и собственную жизнь путем привлечения профессионалов и ликвидации нелепых шлемов, но не меняет самого главного — систему. При всем уважении, прямо сейчас любительский бокс не может заинтересовать поклонников с точки зрения зрелищности. Мало нокаутов и мастерства, но много суматохи и спорных решений. Надо что–то менять?

Острова в океане регби


Что мы знаем о Фиджи? Страна на островах в Тихом океане с населением в пол–Минска. Как недавно подметили коллеги из «Прессбола», там снимали рекламу одного известного батончика с кокосом, а за тур на острова нужно отдать среднюю по Беларуси годовую зарплату. А еще там играют в регби. И играют, надо сказать, неплохо.

Можно только догадываться, с каким воодушевлением фиджийцы восприняли новость о включении регби–7 в программу Олимпиады. И в Рио эта сборная поехала в качестве одного из фаворитов. А еще сборная поехала в Бразилию писать историю. Никто из местных спортсменов доселе не завоевывал медали на Играх.


Сборная Фиджи прошлась катком по всем соперникам в группе, а в четвертьфинале нокаутировала мощных новозеландцев. Японцев островитяне просто не заметили. Впрочем, как и британцев — уже в финале! Родоначальники этого вида смогли набрать первые очки лишь в середине второго тайма. Фиджийцы к тому времени уже обеспечили себе викторию.

Во время финала 900–тысячная страна замерла. На дверях банков и магазинов появились сообщения с текстом: «Перерыв полчаса — сборная играет в финале Игр!» И сказка стала былью. Первая медаль в истории Фиджи. И сразу золото! «Вы знаете, мы недавно пережили «Уинстон», второй по величине ураган, который прокатился по Фиджи в феврале. Регби всегда поднимало наш дух и всегда сближало нас. И теперь все, независимо от политических взглядов, будут праздновать этот успех!» — заявил премьер–министр Фрэнк Мбаинимарама.

Прощайте и простите


Олимпиада — к сожалению, еще и повод для грусти. На этой неделе ушли из жизни два человека, которые почти наверняка между собой не общались, но так уж сложилось, что теперь навсегда их будут упоминать вместе, говоря об Играх в Рио.


Бывший президент ФИФА Жоао Авеланж скончался в возрасте 100 лет. Сложно представить, что Авеланж, ассоциирующийся у большинства людей исключительно с футболом, свою молодость связал... с плаванием. Уроженец жаркого Рио–де–Жанейро даже дважды участвовал в Олимпийских играх: в 1936 году Жоао неудачно выступил в Берлине в качестве пловца, а уже в 1952–м бразилец приехал в Хельсинки как игрок бразильской сборной по водному поло. За большие заслуги перед бразильским спортом перед Олимпиадой имя Авеланжа было присвоено стадиону, на котором нынче выступают легкоатлеты. Однако олимпийский праздник прошел мимо этого человека. После красивой трехзначной даты бразилец появлялся в новостных лентах только по причине проблем со здоровьем: проблемы с дыханием, пневмония, госпитализация. Сославшись на ухудшение самочувствия, Авеланж не смог присутствовать на открытии Олимпийских игр–2016 и не побывал на соревнованиях на стадионе, названном в его честь.


Вместе с Авеланжем ушел из жизни тренер сборной Германии по гребному слалому Штефан Хенце. Травмы, которые он получил в ДТП в Рио–де–Жанейро, оказались несовместимыми с жизнью. Точнее, с его жизнью. Родные Хенце не возражали, чтобы он после смерти стал донором. И в итоге его сердце, две почки и печень успешно пересадили другим людям...

Оракул


Гандболистки России вышли в финал Олимпиады, одолев в овертайме хорошо знакомую белорусам команду Норвегии — 38:37. В решающем матче им играть с француженками, но сегодня в центре внимания не спортсменки, а их тренер. Евгения Трефилова всегда сравнивали по экспрессивности с Николаем Карполем, но в Бразилии он, похоже, перещеголял своего знаменитого коллегу из волейбола. Вот лишь некоторые из откровений российского тренера:

С экрана меня и крокодилом обзывают, и кем только не обзывают. Что я такого кричу? Вот все показывали мой кулак в матче с Анголой. Марина Судакова не забила, вот ей и показывал. Всего один жест, а мне говорят: «Ты что, хотел ее убить?» Да нет, я ей просто сказал: «Еще раз бросишь — получишь в ухо».


Или вот мне жалуются: «Вы сказали, что Ирине Близновой надо дать по одному месту». Конечно, надо дать! Детям вбивали память через что? Через среднюю часть тела. Ира уже взрослая, но влепить все равно надо.

Скромный должен быть спортсмен. У великих советских спортсменов тоже были сбои в программе, все было — но и скромность была. У каждого человека дури — как у дурака махорки. Ну не выпячивай ее, и все.

Советская Белоруссия № 160 (25042). Суббота, 20 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter