Через солидарность и сотрудничество к миру и безопасности. Именно под таким девизом пройдет белорусское председательство в ОДКБ

Усиление восточного фланга НАТО, конфликт в Нагорном Карабахе, пограничное противостояние Таджикистана и Кыргызстана, ситуация в Украине, политическая напряженность в Молдове. Точек напряжения по периметру бывшего СССР, увы, меньше не становится. А значит, союзникам по ОДКБ необходимо актуализировать подходы к укреплению безопасности. Таков был лейтмотив очередной сессии Совета коллективной безопасности в столице Армении. Участие в ней принял и ­Президент Беларуси. Поскольку председательство в ОДКБ переходит от Армении к нашей стране, Глава белорусского государства озвучил приоритетные направления, на которых в наступающем году предстоит сконцентрировать совместные усилия. И это не некие абстрактные, размытые формулировки, а вполне конкретные действия и предложения, направленные на решение актуальных проблем. Не случайно с председательством Беларуси в ОДКБ эксперты связывают надежды на повышение международного авторитета данной организации. При этом Александр Лукашенко подчеркнул очень важный момент:
— В этом бушующем и стремительно меняющемся мире наши союзнические отношения должны остаться неизменной величиной. Нельзя допустить, чтобы нас поссорили, посеяли между нами семена противоречий и разногласий. От этого будет зависеть будущее и наших стран, и нашей организации.

Однополярная эпоха уходит в прошлое

Переговоры лидеров стран ОДКБ в узком составе длились ровно три часа. В повестке дня — самые острые проблемы международной и региональной безопасности, пути и способы противодействия новым вызовам и рискам. При этом Александр ­Лукашенко напомнил, что сначала на саммите ШОС в Самарканде, а затем в Астане на саммите СНГ стороны обсуждали болевые точки и проблемы, которые складываются в мире:

— В том числе и мы не исключение. Поэтому я полагаю, что сегодняшнее наше совещание по содержанию будет продолжением того начатого диалога в Самарканде и Астане. Сейчас настало время предметно обсудить вопросы военно-политического взаимодействия, обеспечения безопасности на площадке ОДКБ. Их актуальность растет изо дня в день. Не случайно в этом году мы провели четыре встречи — как в формате видеоконференции, так и очно. И пока поводов для оптимизма, к сожалению, у нас немного.

Александр ­Лукашенко напомнил тезис о том, что однополярная система мироустройства объективно и безвозвратно уходит в прошлое:
— Этот процесс провоцирует беспредельный по своим глубине и масштабу кризис системы международных отношений со множеством болевых точек по всему земному шару. Ряд этих точек, к большому сожалению, находится на европейском и евразийском пространстве, в том числе в зоне ответственности ОДКБ.

Антироссийский и антибелорусский векторы НАТО

Белорусский лидер привлек внимание к тому, что сейчас происходит в Европейском регионе. По его словам, Североатлантический альянс окончательно закрепил антироссийский и антибелорусский векторы деятельности организации на обозримую перспективу и по собственной инициативе прервал все контакты и наращивает силы у наших западных границ.

В этой связи недавно принятое решение о развертывании региональной группировки войск Беларуси и России Александр ­Лукашенко назвал естественной реакцией на имеющиеся вызовы:

— На страны, которые стремятся идти по своему пути развития и проводящие самостоятельный внешнеполитический курс, оказывается жесточайший прессинг. Под свой контроль пытаются поставить и международные организации, включая ООН. Расходы на вооружение растут невиданными темпами и достигают ужасающих величин. 
Правительства стран — членов НАТО, подстрекаемые Вашингтоном, охотно тратят миллиарды на якобы растущую угрозу с Востока, при этом стимулируя военно-промышленный комплекс США.
Все это, обратил внимание Александр ­Лукашенко, происходит на фоне озабоченных высказываний отдельных представителей этих же стран о надвигающихся проблемах в области глобальной продовольственной, энергетической и прочей безопасности.

Ядерному шантажу в политике не место

Все чаще речь заходит о возможности применения ядерного оружия.

— То, что нельзя было вообразить еще 2 — 3 года назад. Ядерная риторика отдельных западных лидеров зашкаливает. Польское руководство декларирует готовность разместить у себя ядерное оружие. Хорошо, что у американцев, надо отдать должное им, еще сохранились здравомыслящие люди, которые прекрасно понимают опасности ядерных игр, особенно с непредсказуемыми партнерами. 
Наше твердое убеждение — ядерному шантажу не должно быть места в международной политике!
Александр ­Лукашенко напомнил известный тезис о том, что в ядерной войне не будет победителей:

— Великий физик Альберт Эйнштейн когда-то сказал: «Я не знаю, каким оружием будет вестись третья мировая война, но четвертая — палками и камнями».

Главное, чтобы не гибли люди

Говоря об имеющихся вызовах и угрозах, Александр ­Лукашенко констатировал, что непростая ситуация складывается и в ОДКБ:

— Мы об этом неоднократно говорили, что общества внутри наших стран пытаются раскачивать — как раз по периметру Российской Федерации. Сначала полыхнула Украина, в 2020 году пытались разрушить Беларусь. В январе этого года — Казахстан (хорошо, что там руководство Казахстана справилось с этим конфликтом). Конфликт Армении и Азербайджана. Я повторю, что сказал на внеочередной сессии СКБ 28 октября: мы хотим, чтобы конфликт между двумя соседними и дружественными нам государствами был урегулирован мирным путем. Думаю, выражу мнение всех. Мы не в стороне. Мы не так, как сказал здесь Никол Воваевич (Премьер-министр Армении Никол Пашинян. — Прим. ред.), что ОДКБ не удержала Азербайджан от агрессии. Не наше дело кого-то удерживать. Но по факту мы должны реагировать. Так мы готовы реагировать.

­Президент отметил, что в настоящее время Россия выполняет посредническую миссию в этом вопросе, с чем согласились и Армения, и Азербайджан:
— Давайте в этом направлении двигаться. Давайте договоримся, все сделаем, чтобы не гибли там люди. Это будет с удовольствием воспринято в армянском и азербайджанском обществе.
Белорусский лидер не исключает наличия серьезных нюансов в этом вопросе. И тем не менее подчеркивает:
— Мы можем этот конфликт, который может разгореться опять, в корне урегулировать сейчас. При желании прежде всего руководства Армении. Ну и, естественно, Азербайджана. Это один из приоритетов белорусского председательства. 
Мы не должны закрывать на это глаза. Сможем мы решить эту проблему или нет, но это должно быть в центре внимания ОДКБ. Надо понимать, что конфликт между двумя соседними и близкими, дружественными нам государствами. Только в этом причина. Не потому, что мы хотим угодить одной стороне в ущерб другой. Армяне нам не чужие люди, и мы хотим их поддержать. Но в этом плане должно быть движение прежде всего Армении.


При этом Александр ­Лукашенко не скрывает недоумения по поводу того, зачем в этом конфликте, кроме России, которая вовлечена в посредничество, еще Евросоюз и ОБСЕ:

— Чтобы далее вбивать кол в отношения между нами, между союзниками? В истории всегда было так. Мы знаем, к чему приводит такого рода «посредничество». Просто будет как минимум заморожен этот конфликт опять на долгие годы. 
Им не нужны стабильность и мир в нашем регионе, а нужна управляемая ими разруха.
Александр ­Лукашенко обратил внимание, что конфликтная ситуация на границе Кыргызстана и Таджикистана из той же оперы:

— Нас сталкивают лбами… Не надо этих драк. Потому что в этот костер будут поленья все время и головешки подбрасывать. Это нам не нужно.

Украинское торнадо

В своем выступлении Александр ­Лукашенко высказался и о конфликте в Украине:

— Беларусь постоянно и настойчиво предупреждала об опасной эскалации военно-политической ситуации в Европейском регионе. Мы указывали на деградацию системы международной безопасности, обесценивание соглашений в области разоружения и контроля над вооружениями. К сожалению, тогда нас с вами не слушали. И трагический результат этой высокомерной позиции мы видим сегодня в Украине.


­Президент напомнил, что Беларусь начиная с 2014 года делала и продолжает делать все возможное для прекращения этого конфликта:
— Страны Запада обвинили и продолжают обвинять нас во всех смертных грехах. Пытаются всеми силами втянуть Беларусь в этот конфликт, хотя сами по уши в это втянуты.
Белорусский лидер сравнил события в Украине с набирающим силу торнадо, который затягивает в свою воронку все большее количество стран и создает все новые проблемы.

Крепить внутреннее единство

Александр ­Лукашенко подчеркнул важность сохранения союзнических отношений:

— В этом бушующем и стремительно меняющемся мире наши союзнические отношения должны остаться неизменной величиной. Нельзя допустить, чтобы нас поссорили, посеяли между нами семена противоречий и разногласий. От этого будет зависеть будущее и наших стран, и нашей организации.

­Президент констатировал, что за истекшие 30 лет с момента подписания Договора о коллективной безопасности пройден весьма непростой путь формирования военно-политического союза и его трансформации в современную многофункциональную организацию:

— Нам жизненно важно укреплять сплоченность и солидарность внутри ОДКБ, чаще прибегать к помощи друг друга и не искать ее на стороне. 
Чем крепче будет внутреннее единство, тем сильнее будет наша организация, тем больше будут ее уважать другие, тем эффективнее она будет отвечать эволюционирующему контексту региональной и глобальной безопасности.
Александр ­Лукашенко также заявил о необходимости адаптировать ОДКБ под меняющиеся вызовы и угрозы:

— Для этого у организации имеется мощный коллективный потенциал. Есть и конкретные точки роста.
История ОДКБ берет начало с 15 мая 1992 года, когда в Ташкенте был подписан Договор о коллективной безопасности.

Сегодня в организацию входят Беларусь, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Армения. 

Общее население стран-участниц составляет 193 835 249 человек (по данным на 2021 год). Численность миротворческих сил на 2022 год — 3600 человек.

Структура ОДКБ

♦ Совет коллективной безопасности (высший орган ОДКБ, председательство в котором передается в алфавитном порядке)

♦ Генеральный секретарь ОДКБ (назначается СКБ на три года на ротационной основе. 

С 1 января 2020 года генеральным секретарем ОДКБ назначен Станислав Зась)

♦ Совет министров иностранных дел

♦ Совет министров обороны

♦ Комитет секретарей советов безопасности

♦ Объединенный штаб ОДКБ

♦ Центр кризисного реагирования

♦ Парламентская ассамблея ОДКБ

Основные направления деятельности ОДКБ в сфере противодействия современным вызовам и угрозам

♦ Борьба с международным терроризмом и экстремизмом

♦ Борьба с незаконным оборотом наркотиков, нелегальной миграцией и торговлей людьми

♦ Противодействие криминальной и деструктивной деятельности в информационном пространстве

♦ Реагирование на чрезвычайные ситуации

Военное сотрудничество

Для гарантированного обеспечения военной безопасности государств-членов в организации сформирован силовой потенциал. Основу его составляют Коллективные силы ОДКБ. 

В их состав входят:

♦ Коллективные силы оперативного реагирования,

♦ Миротворческие силы,

♦ Коллективные авиационные силы,

♦ Объединенная система ПВО и противоракетной обороны.

С 2004 года на территории государств — членов ОДКБ проведено около 50 совместных учений «Рубеж», «Взаимодействие», «Нерушимое братство», «Гром», «Кобальт» и др.

ТРИ ВОПРОСА ОТ АЛЕКСАНДРА ЛУКАШЕНКО

На переговорах в узком формате ­Президент Беларуси поставил три принципиальных вопроса.

♦ Под предлогом сдерживания якобы агрессивного поведения России и ее союзников идет планомерное наращивание военного присутствия Штатов и других стран НАТО у западных границ ОДКБ, то есть у наших границ. Запад продолжает перебрасывать на восточный фланг НАТО войска, вооружения и военную технику. Повышается интенсивность их мероприятий оперативной и боевой подготовки. Что это, как не освоение потенциального театра боевых действий?

♦ На их полигонах (в странах Запада. — Прим. ред.) проходят обучение тысячи украинских солдат по натовским программам. Киев обеспечивается западным вооружением и военной техникой. Что это, если не прямая вовлеченность в конфликт? А как понимать заявления генсека НАТО, который говорит, что поражение Украины будет означать поражение Североатлантического альянса?

♦ Надо остановить это кровопролитие и начать переговоры о мире. Вопрос в том, дадут ли Украине сесть за стол переговоров?

О НОВОМ ГЕНЕРАЛЬНОМ СЕКРЕТАРЕ ОДКБ

На саммите в Ереване главы государств в рамках плановой ротации приняли решение о назначении представителя Казахстана Имангали Тасмагамбетова на должность генерального секретаря ОДКБ с 1 января 2023 года сроком на три года. В разное время он занимал посты премьер-министра, государственного секретаря Казахстана, руководителя администрации президента, акима Алматы и Астаны, министра обороны. Лидеры стран ОДКБ поблагодарили Станислава Зася за работу в организации в непростое время.


Генеральный секретарь ОДКБ Станислав Зась за значительный вклад в развитие организации и обеспечение коллективной безопасности в ходе саммита был награжден почетным знаком ОДКБ I степени.

О ЧЕМ ГОВОРИЛИ НА САММИТЕ ЛИДЕРЫ СТРАН ОДКБ

Никол Пашинян, Премьер-министр Армении:


— Период председательства Армении в ОДКБ был весьма насыщенным. Должен отметить наши успешные действия, имея в виду оперативную реакцию ОДКБ на обращение Президента Казахстана господина Токаева поддержать их в вопросе восстановления правопорядка в стране в январе текущего года. В данном случае мы решили вопрос за ночь, что позволило Казахстану избежать внутригосударственного хаоса.

Касым-Жомарт Токаев, Президент Казахстана:


— Поиск путей урегулирования ситуации в Афганистане является одним из базовых факторов обеспечения безопасности на южных рубежах ОДКБ. Казахстан нацелен на продолжение практического взаимодействия с афганским руководством для решения острых социально-экономических проблем страны… Мы все заинтересованы в нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном. Надеемся, что миротворческие усилия российской стороны позволят урегулировать армяно-азербайджанский конфликт исключительно политико-дипломатическим путем и вывести стороны на подписание мирного договора.

Что касается Украины, считаю, что наступило время совместного коллективного поиска формулы мира. Любая война завершается мирными переговорами. Нужно использовать любой шанс для достижения хотя бы перемирия.

Садыр Жапаров, Президент Кыргызстана:


— В период сложных и тотальных перемен в мировой системе безопасности, когда применяется широкий спектр политических, экономических, информационных, военных методов и средств, необходимо последовательно активизировать сотрудничество для обеспечения своевременного реагирования на меняющуюся ситуацию. Кыргызстан заинтересован в укреплении потенциала ОДКБ как многофункциональной региональной структуры по поддержанию безопасности и стабильности в регионе. Совместная подготовка органов управления и формирований сил и средств системы коллективной безопасности организации должна быть нацелена на антитеррористическую тематику.

Владимир Путин, Президент России:


— Можно с удовлетворением отметить, что полученный в ходе миротворческой операции в Казахстане весьма ценный практический опыт был проанализирован нами, секретариатом организации, и Россия, безусловно, поддерживает вынесенное на наше утверждение важное решение об оснащении миротворческих сил организации современными вооружениями, военной и специальной техникой, а также специальными средствами.

И конечно, всех нас по-настоящему сплачивает работа по сохранению памяти об общей истории наших государств, о том, что наши народы вместе победили в Великой Отечественной войне. Мы вместе этим постоянно занимаемся, уделяем, на мой взгляд, нужное и необходимое внимание этим вопросам.

По сообщениям БЕЛТА.


Выступление Президента Беларуси Александра Лукашенко на пленарном заседании сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ в Ереване

Уважаемые члены Совета коллективной безопасности! Уважаемый Никол Воваевич (Премьер-министр Армении Никол Пашинян. — Прим. ред.)!


Беларусь принимает председательство в Организации Договора о коллективной безопасности в период системного кризиса международных отношений. Налицо беспрецедентное обострение военно-политической обстановки на Евразийском континенте, дальнейшая поляризация подходов к вопросу о новом мировом порядке.

Страны Запада настойчиво пытаются вернуться к однополярному мироустройству, навязывая свои правила игры. На смену нормам международного права пришел диктат силы и практика санкционного наказания «непокорных» стран. Чего только стоит непрекращающийся санкционный прессинг против Беларуси и России.

Текущий кризис архитектуры международной и региональной безопасности непосредственным образом отражается и на нашей организации, ОДКБ, которая подвергается воздействию разноплановых вызовов и угроз как транснационального характера, так и связанных с межгосударственными противоречиями. Это современные геополитические реалии, в которых вынуждена существовать ОДКБ и на которые ей необходимо реагировать. Причем как на внутреннем, так и на внешнем контурах.

В складывающихся условиях видим следующие основополагающие цели в ходе белорусского председательства. Так принято по нашему регламенту: страна, вступающая в председательство, схематично обрисовывает свои приоритеты на предстоящий год.
На внутреннем контуре — повышение сплоченности государств — членов ОДКБ (это основополагающие цели), снижение уровня напряженности и урегулирование противоречий между ними в целях укрепления самой организации, обеспечения безопасности и стабильности в зоне ее ответственности.
Знаете, мы об этом очень много говорили. Многое то, что мы обсуждали, конечно, не подлежит оглашению. Но я человек уже опытный и не молодой в этом плане политик. Впервые вот такой был честный и откровенный разговор. И вот Никол Воваевич сказал, что мы по 15 пунктам достигли договоренности. Один пункт, который мы долго согласовывали (МИДы наши предложили поправки, наши армянские друзья), мы его решили сегодня не принимать, не углубляться. Но впервые мы договорились о том (и было конкретное движение в этом направлении), что есть точки соприкосновения, чтобы прийти к согласию. И как мы все поняли по нынешнему председательствующему, что этот конфликт армяно-азербайджанский, если так вот будем действовать, как сегодня обсуждали мы, он закончится и будет заключен мирный договор. Я, например, это с воодушевлением воспринимаю. Коль Никол Воваевич молчит, значит, он тоже согласен, что я только что сказал. Вот видите, согласен.

Это что касается нашего внутреннего контура. Есть у нас и другие недостатки и другие конфликты, которые мы должны разрешить. И там, как сказал Эмомали Шарипович (­Президент Таджикистана Эмомали Рахмон. — Прим. ред.) сегодня, есть очень серьезное движение вперед с ­Президентом Кыргызстана. Нам надо убрать эти конфликты, если мы хотим быть настоящей ответственной организацией. Если мы не можем в своем кругу решить эти вопросы и продвинуться, тогда я согласен с вами: на что мы тогда способны? Поэтому есть очень серьезные шаги вперед в этом направлении.
На внешнем контуре цели — усиление роли и значимости ОДКБ в системе международных отношений. А также комплексное соответствие деятельности организации контексту региональной и глобальной безопасности. 

Поясняю: не очень-то хотят нас воспринимать, особенно наши основные, скажем так, соперники — натовцы. Что бы мы ни предлагали отдельно странам — членам НАТО, коллективному Западу, они так дистанцируются от нас. Но подвижки очень серьезные в рамках ШОС, в рамках СНГ. Да уже нас замечают и руководители европейских государств. Пусть сначала называют нас там какими-то «бумажными тиграми», но раз заметили, значит, мы существуем. И в этом направлении нам предстоит двигаться.

В связи с этим предлагается провести белорусское председательство в ОДКБ под девизом «Через солидарность и сотрудничество к миру и безопасности». 

И определить следующие приоритетные направления.

Первое. Урегулирование кризисных ситуаций и недопущение дальнейшей дестабилизации в зоне ответственности ОДКБ — это должно оставаться в центре нашего внимания (я только что говорил: здесь очень серьезные подвижки). События января этого года в Казахстане, конфликт в Украине, ситуация на армяно-азербайджанской и кыргызско-таджикской границах наглядно подтверждают жизненную важность этого тезиса. 
Нам всем нужен мир! И как мы все абсолютно единогласно заявили, война никому не нужна!
Белорусское председательство предпримет все возможные дипломатические усилия, направленные на деэскалацию напряженности, уменьшение конфликтного потенциала, а также на повышение уровня взаимного доверия через совместные действия государств — членов ОДКБ. Это позволит зафиксировать лидирующую роль организации в вопросах обеспечения и укрепления региональной безопасности в зоне нашей ответственности. Наши совместные усилия должны оказывать благотворное влияние и на ситуацию в зоне ответственности ОДКБ, в том числе в Восточно-Европейском регионе.

В целях эффективного реагирования на широкий спектр кризисных ситуаций, возникающих в зоне ответственности организации, мы намерены сконцентрировать усилия на совершенствовании нормативно-правовой базы организации и национальных правовых актов. Это должно обеспечить оперативное принятие решений на применение сил и средств коллективной безопасности. Отдельное внимание планируется уделить упрощенной процедуре транзита контингентов с вооружением, военной техникой через территории государств-членов.

Мы уже на опыте убедились. Были у нас события, и мы в течение, Владимир Владимирович (­Президент России Владимир Путин. — Прим. ред.), по-моему, сутками мы там согласовывали, как перебросить наши силы туда и обратно. Это ненормально. Ненормально, когда идет обострение, чуть ли не военный конфликт, а мы сутками это все согласовываем. Поэтому надо здесь нам оперативнее действовать. Оперативность в переброске войск является залогом успеха любой военной либо миротворческой операции.


Дальнейшего развития и повышения эффективности применения требуют антикризисные механизмы, не предполагающие задействования сил и средств системы коллективной безопасности. Механизмы без военной силы. Пока у нас не до конца отработан вопрос использования гибкого «политического» инструментария, или, если хотите, так называемой мягкой силы (принято так говорить), которую активно используют страны Запада, — механизмов консультаций, мониторинга, наблюдения на местах.
В целях повышения слаженности, укрепления межведомственного взаимодействия государств — членов ОДКБ в сфере противодействия транснациональным вызовам и угрозам безопасности намерены инициировать проведение в Минске ряда мероприятий по линии ответственности профильных ведомств государств-членов с возможным приглашением представителей других заинтересованных стран и специализированных международных организаций. Не надо ломиться, сразу там к НАТО бежать и прочее. Потихоньку надо их выдергивать к нам на мероприятия: захотят — приедут, не захотят — господь с ними. В этом направлении потихоньку, наверное, нам надо двигаться.

Спектр вопросов: борьба с фейками, дезинформацией, совместное реагирование на киберинциденты, защита территорий стран ОДКБ от нелегального ввоза наркотиков, международное сотрудничество в области защиты критической инфраструктуры, включая ядерные объекты, биологическую безопасность. В контексте растущей актуальности проблематики биологической безопасности предлагаем провести в Беларуси заседание соответствующего Координационного совета уполномоченных органов государств — членов организации.

Знаете, я вот это говорю о биологической безопасности и проведении в Минске соответствующего мероприятия, но нам надо все-таки честно друг другу сказать. Часто мы говорим, Владимир Владимирович, о биологических лабораториях. По-моему, только у нас и у вас их нет, но на территории некоторых государств ОДКБ они существуют. Поэтому надо в Минске нам обсудить и как-то договориться по этому вопросу, ибо это будет очередная говорильня. Это же не шутка — биологическая безопасность. Агитируем друг друга, а в некоторых странах эти американские или других стран лаборатории существуют. Так, как в Украине — несколько их обнаружили.


Второе. Эффективное позиционирование ОДКБ в системе международных отношений через развитие сотрудничества с международными организациями и третьими странами является ключевым фактором вовлеченности нашей организации в самые актуальные проблемы международной повестки дня. 
Организация должна находиться на передовой международной жизни и соответствовать постоянно меняющимся вызовам региональной и глобальной безопасности.
Широкое обсуждение международной повестки в разрезе интересов ОДКБ видим на полях международной конференции высокого уровня по проблематике евразийской безопасности с приглашением высших должностных лиц секретариатов ООН, ШОС, СНГ, других международных организаций. Мероприятие планируем провести в Минске в следующем году. Если вы согласитесь.

Конференция призвана подчеркнуть роль и место ОДКБ в региональной и глобальной безопасности, миролюбивый фактор нашего объединения, его ориентир на создание необходимых военно-политических условий для эффективного решения устойчивого развития. Мероприятие также усилит поддержку позиций государств-единомышленников в борьбе против политики односторонних принудительных санкций на международном уровне.
Укреплению позиций организации на международной арене будет способствовать расширение партнерских связей с глобальными игроками, такими как, например, Китай. 
Почему бы нет? В этих целях белорусское председательство намерено инициировать «Стратегический диалог ОДКБ — КНР» (может, Индия, еще… Проработаем) путем организации в Беларуси встреч представителей министерств иностранных дел, обороны, аппаратов советов безопасности государств — членов ОДКБ и соответствующих государств. Как Китай, допустим.


Третье. Военная составляющая ОДКБ является неотъемлемым компонентом организации, вокруг которого она, собственно, и создавалась 20 лет назад. Приоритетными задачами в данной сфере мы видим повышение готовности компонентов войск ОДКБ к выполнению задач по предназначению, а также укрепление военно-технического сотрудничества государств-членов.

Успешное выполнение поставленных задач войсками организации связано с их всесторонней подготовкой и оснащением современным вооружением и специальной техникой. Знаете, стыдно даже про это говорить. Эту проблему надо решить раз и навсегда в течение года. Скинуться уже — эти копейки — и вооружить наших ребят, которых мы задействуем в миротворческих и других миссиях. И показать, что мы не хуже натовцев можем обеспечить своих ребят.
В этих целях на территории Беларуси в 2023 году будет спланирован и проведен ряд совместных учений с органами управления и формированиями сил и средств системы коллективной безопасности.
Развитие коалиционной военно-технической составляющей во многом зависит от проведения государствами — членами организации скоординированной военно-технической политики.

У нас накоплен серьезный опыт с Российской Федерацией (не было бы счастья, да несчастье помогло) по интенсификации военно-технического сотрудничества и созданию обычных и новейших систем вооружения. Подключайтесь, вы же не чужие.

Белорусское председательство намерено уделить особое внимание активизации усилий по выработке единых подходов в области стандартизации и каталогизации оборонной продукции и развитию кооперации предприятий в выпуске перспективной продукции военного назначения. Что мы и делаем, Владимир Владимирович, сейчас по кооперации с Россией. Все это в будущем должно обеспечить совместную разработку и производство современных образцов вооружений и военной техники. И как показывает конфликт в Украине, не надо забывать старые наши вооружения. «Грады», «Смерчи», «Ураганы» и прочие — оружие еще то.


Четвертое. На встрече лидеров государств — членов ОДКБ 16 мая в Москве я говорил о важности аналитико-прогнозной составляющей в деятельности организации. 
Поэтому мы намерены сделать акцент на наращивании институционального потенциала ОДКБ в информационно-аналитической сфере. Видим в этом залог качественного усиления организации и более эффективного реагирования на возникающие вызовы и угрозы безопасности.
При этом я, зачитывая этот пункт, думаю об информационно-психологических операциях, на которые сейчас в информационной войне делает ставку Запад, и прежде всего НАТО, на территории Украины. Мы очень хорошо это видим и занимаемся. Думаю, и Российская Федерация. Нам надо это уметь делать, чтобы реагировать на их выпады. Потому что там фейки, фейки, начиная от этой Бучи и заканчивая событиями последнего времени. 

Информационно-психологические операции стали сродни военным операциям. К этому надо быть готовыми.

Конкретным практическим вкладом в реализацию данной задачи станет формирование сети национальных аналитических институтов стратегических исследований государств-членов. Это позволит объединить научно-экспертный потенциал наших стран во имя обеспечения мира и безопасности. Видим в этом важный инструмент при подготовке концептуальных и стратегических документов в нашей организации по актуальным вопросам международной и региональной безопасности.

Белорусская сторона предлагает провести в Минске в 2023 году встречу руководителей национальных аналитических институтов стратегических исследований государств — членов ОДКБ для организации системной работы в этом направлении. Мы с Россией уже провели несколько таких мероприятий. Кстати, по их инициативе. И это очень хорошо воспринято экспертным сообществом.

Немаловажным компонентом также является медийное позиционирование ОДКБ, в том числе присутствие в зарубежных СМИ. Полагаем, что назрела необходимость не только активизации информационной работы, но и выработки новых подходов. Думаю, здесь основную роль должна сыграть Россия с тем мощным аппаратом средств массовой информации. У них, конечно, возможностей здесь побольше.

Уважаемые коллеги!

Я представил только основные элементы нашего видения совместной работы в ходе белорусского председательства в ОДКБ. Я излагал вопросы, насколько они возможны к проработке и принятию нами. У нас же консенсусом принимаются все решения. Поэтому можно было тут изложить большую программу. Но вопрос в том, сможем ли мы, исходя из своих собственных национальных интересов, согласовать эти концепции.

Естественно, что какие-то позиции будут корректироваться с учетом меняющейся обстановки как внутри организации, так и вокруг нее. Что-то из названного является новым. Что-то, как говорят, хорошо забытым старым. Вместе с тем надо двигаться дальше во имя процветания и безопасности наших народов.

Безусловно, что реализация обозначенных предложений возможна только при условии поддержки всех государств — членов ОДКБ. Прямо скажу: мы на это рассчитываем.

Знаете, в последнее время в средствах массовой информации (это будет развиваться — тезис) — жизнь, судьба ОДКБ зависят от операции Российской Федерации в Украине. Если Россия победит — ОДКБ будет жить, если, не дай бог, не победит — ОДКБ существовать не будет. И в наших странах тоже многие горячие головы начали обсуждать эту проблему.
Чувствую, что мы пришли к единому мнению, что если, не дай бог, рухнет Россия, то под этими обломками наше место. Поэтому мы не только друг друга должны защищать, но понимать (как всегда мы в обычное время говорили): «Россия, Россия, главная ее роль...» Так вот не должно даже быть таких разговоров. Мы не собираемся с военно-политической арены уходить. ОДКБ будет существовать, и никто нигде не рухнет. Но единство нам нужно.
Со своей стороны Беларусь приложит максимум усилий для того, чтобы ее инициативы и предложения способствовали дальнейшему развитию организации, повышению эффективности всех ее механизмов, а также пошли на пользу нашим государствам.

Благодарю за внимание!

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter