Российские инспекторы хотят знать точечные обратные адреса белорусских поставок

Через шлюзы прослеживаемости

Работа любого перерабатывающего комбината — сложный процесс. В нем случаются мелкие изъяны, которые находит само предприятие или обнаруживают при внешнем аудите. Идеального ничего в жизни не бывает. Другое дело, какого плана это недостатки: существенные или незначительные, не влияющие на качество выпускаемой продукции. В нашем агрокомплексе преобладают именно вторые. Такой мыслью предварил рассказ о недавней поездке в Москву для встречи с российскими коллегами заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия, директор Департамента ветеринарного и продовольственного надзора Александр СУББОТИН.

15 мая в Минсельхозе России он провел переговоры с заместителем министра сельского хозяйства РФ Евгением Непоклоновым, в которых  приняли участие представители Россельхознадзора. Обсуждались балансы поставок белорусских продуктов животного происхождения, вопросы, выносимые для обсуждения ЕЭК, ветеринарной сертификации.

И, конечно, результаты инспекций представителей Россельхознадзора на белорусские перерабатывающие предприятия и возможность возобновления поставок произведенной ими продукции в Россию.

В первом туре, который проходил в апреле, проверено 18 предприятий.

Александр Субботин:

— По итогам нам представили промежуточный отчет на 91 странице. Большинство претензий оказались  несущественными. На каждую белорусская сторона дала обстоятельный и обоснованный отчет общим объемом 2013 страниц. При этом часть замечаний устранена уже в процессе проверки, по другим даны ответы, что они не влияют на безопасность продуктов и не могут быть основанием для закрытия поставок. Российские коллеги попросили некоторое время для того, чтобы изучить наши ответы. Пообещали к концу этой недели сообщить решение.

В ходе второй инспекции проверялось 13 предприятий. Закончилась она 12 мая. Россияне заявили, что еще не успели обработать полученную информацию, поэтому никаких претензий не звучало. Нам опять же пообещали оперативно сделать промежуточный отчет и представить его вместе с ответами на наши возражения по первому туру. 

По словам Александра Субботина, на встрече в Москве  Евгений Непоклонов в очередной раз озвучил претензии российской стороны о якобы  отсутствии в Беларуси  системы прослеживаемости продукции. Что под этим подразумевается? 

В ходе проверок инспекторы смотрели всю цепочку производства от фермы до прилавка. Они хотят знать не только с какого сельхозпредприятия поступило молоко, но и с какой фермы. Да, мы к этому придем. Но не сразу.  Нужно время, чтобы перестроились хозяйства и переработчики. 

Александр Субботин: 

— На переговорах в Москве мы сообщили, что разрабатываем белорусскую систему прослеживаемости продукции. Она в высокой степени готовности. Идентификация скота уже внедряется. Реализуют пилотные проекты в этой сфере «Савушкин продукт», Гродненский мясокомбинат, на очереди «Бабушкина крынка», Брестский мясокомбинат. Россияне настаивают, чтобы мы работали в их системе. Отвечаем: будет наша, и мы станем передавать интересующую вас информацию через определенный шлюз. Если же к началу следующего года сделать не успеем, возьмем клон российской системы «Меркурий» и будем временно пользоваться до внедрения своей.  Но, повторяю, надеемся все успеть со своей. 

Претензии соседей часто носят абстрактный характер. Они, например, говорят о  слабом контроле за продукцией со стороны ветслужбы. Но, простите, так можно сказать в отношении любого предприятия в мире, не озвучив ничего конкретного. Белорусским же производителям хочется, чтобы замечания были по делу. Тогда знаешь, что устранять. А если реальных проблем нет, то давайте зеленый свет творогу, сыру, колбасе и прочим добротным товарам, за которые охотно рублем голосует российский потребитель. 

gedroiz@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter