Источник: Союзное вече
Союзное вече

В Минске вспомнили, как советская авиация помогала народным мстителям в годы войны

Через линию фронта на крылатых невидимках

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

ПОМОЩЬ С «БОЛЬШОЙ ЗЕМЛИ»


Парашют, подвешенный к нему груз и яркий партизанский костер...

– Посылку приняли, спасибо, – моментально входили в роль, фотографируясь на фоне инсталляции, гости I Международной научно-исторической конференции «Авиация – партизанам в годы Великой Отечественной войны».

Грузы на подобные площадки тогда доставляли по ночам, летая, как невидимки, над позициями противника. Часто просто сбрасывали с самолетов, а костры служили ориентиром. Причем заранее сообщалось, какую фигуру выложат: треугольник, квадрат или что-то другое.

– В Беларуси партизанское движение в тылу врага приобрело общенародный характер. Оно было успешным во многом благодаря поддержке советской авиации, доставлявшей партизанам боевые грузы, продовольствие, медикаменты. Уверен, конференция поспособствует появлению новых исторических фактов о нашем общем героическом прошлом, – зачитал первый заместитель Ответственного секретаря Парламентского Собрания Николай Самосейко приветствие от имени Председателя Госдумы России и Парламентского Собрания Вячеслава Володина.

ТАСС

КОМАНДИР ВАЛЕНТИНА

Открылась конференция в день памяти Героя Советского Союза Валентины Гризодубовой – командира 101-го гвардейского полка Авиации дальнего действия. Легендарная летчица «с нуля» организовала полк. Триста мужчин и одна женщина – командир. Сама Гризодубова несколько раз летала за линию фронта на партизанские аэродромы. А всего ее пилоты совершили более двух тысяч таких вылазок. Именно они доставили ту мину, которой подорвали наместника Гитлера в Беларуси Вильгельма Кубе.

Еще одной легендой стала операция «Звездочка» по спасению двух сотен воспитанников полоцкого детдома. Провели ее партизаны бригады им. Чапаева, а в тыл ребят вывозили экипажи 105-го полка Гражданского воздушного флота. Апрельской ночью 1944 года над линией фронта один из самолетов, который вел Александр Мамкин, подбили. По инструкции он должен был набрать высоту и прыгнуть с парашютом из горящей машины. Но героический пилот, сгорая заживо, сумел найти место для посадки и спас жизни детей.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Конференцию провели под патронатом Госдумы России, Парламентского Собрания и Посткома Союзного государства. Участники говорили, что сотрудничество белорусских и российских ученых и музейщиков должно быть более тесным, а у директора Белорусского музея истории Великой Отечественной войны Дмитрия Шляхтина уже и мысли для нового научного форума есть:

– В следующем году будем отрабатывать тему создания самодельного партизанского оружия. Нашли очень интересные предметы и документы. Они помогут заполнить еще несколько белых страниц истории.

КОНКРЕТНО

В партизанских зонах в годы войны был 41 аэродром и 83 площадки для приема грузов. Наши летчики провели туда почти шесть тысяч вылетов и доставили 2,5 тысячи тонн грузов.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter