Через испытания - к звездам

3 марта 70‑летний юбилей отметил дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт, почетный гражданин Минской области Владимир Васильевич Коваленок. Эта памятная дата, а также Всемирный день авиации и космонавтики и стали поводом для интервью.

Владимир Коваленок: «Надеюсь, что скоро в космос полетит еще один белорус»

3 марта 70‑летний юбилей отметил дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт, почетный гражданин Минской области Владимир Васильевич Коваленок. Эта памятная дата, а также Всемирный день авиации и космонавтики и стали поводом для интервью.

Владимир Васильевич Коваленок — советский космонавт № 40, генерал-полковник авиации. Дважды Герой Советского Союза, Герой Германской Демократической Республики и Монгольской Народной Республики. Внес огромный вклад в развитие науки в области космоса.

10 лет (по июнь 2002 года) возглавлял Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского.

Доктор военных наук, профессор. Автор 6 книг и 7 научных монографий, посвященных космосу.

Набрав номер московского телефона, я поздравил Владимира Васильевича с юбилеем и пожелал крепкого здоровья.

— Спасибо, что не забываете, а чувствую себя нормально, по земным меркам.

— Вы лично знали Юрия Гагарина. Каким он вам запомнился?

— Сейчас словами не передашь ту эйфорию чувств, настоящую гордость за отечественную космонавтику и страну. Сообщение ТАСС я, тогда курсант Балашовского высшего военного авиационного училища летчиков, ехавший домой на каникулы, услышал утром на железнодорожной станции Лиски Воронежской области. Помню, только вышли с товарищем на перрон, чтобы подышать свежим весенним воздухом, как на всю станцию прозвучал голос Левитана: «Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза!». Почему-то первой и, думаю, не у меня одного промелькнула тревожная мысль: что-то случилось очень серьезное. Не война ли? Тогда ведь в мире неспокойно было. Затем услышал слова, которые врезались в память на всю жизнь: «12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич».

Ликовал весь вокзал, вокруг раздавалось: «Ура!», «Человек в космосе!». Незнакомые люди обнимались, а их лица сияли от радости. Отправление поезда даже задержали. Почти всю оставшуюся дорогу в вагоне говорили только о Гагарине и его полете, который в одночасье стал известен всему миру.

После окончания училища я летал на самолете Ан-24 — сначала вторым пилотом, а потом командиром корабля. В мае 1967‑го был зачислен в отряд космонавтов, в группу ВВС № 4, где прошел полный курс общекосмической подготовки и курс подготовки к полетам на кораблях типа «Союз» и орбитальных станциях «Салют». Гагарин был в то время заместителем начальника Центра подготовки космонавтов. Мне он запомнился своей открытостью к общению, добротой и деловитостью.

Встреча с Гагариным

«22 мая 1967 года я подошел к проходной Звездного городка с женой и дочерью. Дежурный по Центру подготовки, позвонив куда-то по телефону, пригласил следовать за ним, затем подвел к двери, на которой значилось: Гагарин Юрий Алексеевич. Сердце забилось от волнения. Робко открыл дверь. Юрий Алексеевич встал из-за стола, выслушал доклад о прибытии на новое место службы. Предложил сесть, сам сел напротив. Беседа наша затянулась: то и дело разговор прерывали телефонные звонки…

…Наконец, положив трубку, Юрий Алексеевич спросил: «Один приехал или с семьей?». Я ответил, что с семьей, и разговор пошел совсем не о космических делах, как я, признаюсь, ожидал, а о сугубо земном. Гагарин рассказал, что квартиры будут готовы месяца через два, и тут же стал прикидывать, как мне лучше поступить: жить в профилактории или определиться к кому-нибудь из молодых космонавтов. Около часа шла беседа, и ни одного слова о дальнейшей моей службе. Обладая исключительным тактом, Юрий Алексеевич понимал, что я сгораю от желания узнать о предстоящей работе. Словно прочитав мои мысли, он улыбнулся и сказал: «Вот что, Володя, надеюсь, в отряд космонавтов ты прибыл надолго. Поэтому о служебных делах и проблемах поговорим, когда соберется вся ваша группа. Сейчас же тебе надо устроиться, побеспокоиться о семье, встать на довольствие. Запомни правило — сначала обустрой свои житейские дела, все до мелочей, тогда и служба, и работа пойдут нормально». На этом и закончилась наша беседа. Вышел из кабинета. Было приятно на душе от разговора, от заботы такого известного и такого доброго человека…»

Из книги В. Коваленка  «Родина крылья дала».

— Владимир Васильевич, вы один из немногих космонавтов, совершивших три космических полета. Какой из них самый памятный и трудный?

— Да все три: легких полетов не бывает. Это ведь не романтические прогулки при Луне! Первый полет, которому предшествовали десять труднейших лет изнурительной подготовки на земле и в воздухе, на воде и под водой, состоялся 9 октября 1977 года, когда был осуществлен запуск космического корабля «Союз-25».

Я был его командиром, а Валерий Рюмин —  бортинженером.

Программой полета предусматривались стыковка со станцией «Салют-6», выведенной на околоземную орбиту чуть раньше, и проведение на ней научных экспериментов. Однако программа 100‑суточного космического полета выполнена не была. Из-за нештатного режима работы системы сближения стыковку осуществить не удалось, и через два дня полет был досрочно прекращен. Очень обидно было возвращаться на Землю, чувствуя себя неудачником… От переживаний с месяц, наверное, не мог нормально спать. Столько было подозрений, неприятных разговоров, что, дескать, мы с Рюминым такие-сякие, повредили стыковочный узел, «запороли» программу полета… На самом же деле, как выяснилось после возвращения с орбиты очередного экипажа в составе Гречко — Романенко, виноваты в случившемся были не мы, а конструкторы, допустившие серьезную ошибку. Лишь после этого с нас сняли нелестные ярлыки и наградили орденами Ленина.

С 15 июня по 2 ноября 1978 года совершил второй полет на космическом корабле «Союз-29», также в качестве командира корабля. В этот раз успешно провели стыковку с орбитальной станцией «Салют-6». На ней вместе с Александром Иванченковым приняли две международные экспедиции: советско-польскую (Петр Климук и Мирослав Гермашевский) и советско-немецкую (Валерий Быковский и Зигмунд Йен).

Но главное событие, может быть, всей моей жизни случилось 29 июля, когда я совершил выход в открытый космос. Продолжительность пребывания вне корабля составила 2 часа 5 минут.

— Интересно, какие чувства испытали за это время?

— Первое — это ощущение непонятного состояния. Когда я с трудом перенес ноги за борт и глянул вниз, то увидел черную бездну, а черная бездна — это небо, и я понял, что я стою вниз головой. А посмотрел вверх — Земля была надо мной. Вот это ощущение я запомнил на всю жизнь. И летели мы где-то в районе Ростовской области, было видно Каспийское, Черное море. Страх был, естественно. Но и, с другой стороны, гордость была, что вот, мы уже вышли в космос на работу, после Алексея Архиповича Леонова, который проложил дорогу, выходили потом вновь и Елисеев, Гречко и Романенко в открытый космос, я был шестым. Но вот это ощущение, что Земля над тобой и нет среды, которая ограничивала бы тебя в пространстве, оно и спустя десятилетия незабываемо.

Никогда прежде человек не находился в космосе такое длительное время (продолжительность полета составила 139 суток 14 часов 47 минут и 32 секунды). Мировой рекорд не был самоцелью — главным было ответить на вопрос ученых: сможет ли человек находиться в космосе свыше 120 суток? Ведь к этому времени в крови все эритроциты меняются на родившиеся в космосе. Как отнесется к этому организм? Кровь космонавтов исследовалась в ходе полета, ее образцы доставлялись на Землю с экспедициями посещения, и только после получения благополучных результатов полет был продолжен, научная программа которого была полностью выполнена.

(За успешное осуществление длительного космического полета на орбитальном научно-исследовательском комплексе «Салют-6» — «Союз» и проявленное при этом мужество и героизм полковник В. Коваленок был награжден первой медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и орденом Ленина. — Авт.)

А третий раз я побывал в космосе с 12 марта по 26 мая 1981 года на корабле «Союз Т-4», который провел успешную стыковку с орбитальной станцией «Салют-6». Продолжительность полета составила 74 дня 17 часов 37 минут и 23 секунды.

— Сколько суток в общей сложности провели на околоземной орбите?

— 217. Семь месяцев и неделю.

— Владимир Васильевич, как вы считаете, что ожидает пилотируемую космонавтику в новом веке?

— Я думаю, что человечество достигнет Марса, побывает в очередной раз на Луне, создаст там космические базы для того, чтобы двигаться дальше.

— Ваши дети с космонавтикой не связаны?

— До недавнего времени и сын, и дочь служили в российской армии. Уволились в запас в звании подполковник. Теперь вся надежда на внуков, их у меня четверо.

— На родине, в деревне Белое Крупского района, часто бываете?

— Ежегодно. Вот снова собираюсь погостить в родном краю. У меня там брат живет, с удовольствием его проведаю, а также своих старых друзей. Домой, где прошли незабываемые детские и школьные годы, всегда тянет как магнитом. Для души это такая отрада, я вам скажу…

— Чем вы сейчас занимаетесь?

— По возрасту, как вы понимаете, я пенсионер, но с космосом связь держу, правда, теперь уже на общественных началах: возглавляю Российскую федерацию космонавтики. Периодически бываю в Центре подготовки, общаюсь с нынешним поколением космонавтов.

— Владимир Васильевич, я слышал, что в этом году должен полететь в космос еще один наш земляк, уроженец Червеня Олег Новицкий…

— Знаю, что он интенсивно тренируется в Центре подготовки космонавтов. Не хочу загадывать, но если все сложится удачно, то еще один белорус проложит путь к звездам. Мы с Петром Климуком будем этому только рады.

"Белорусская военная газета"

На снимке: в июне 2011 года в Музее авиационной техники Центрального аэроклуба ДОСААФ Республики Беларусь состоялась  встреча с дважды Героем Советского Союза, лётчиком-космонавтом СССР генерал-полковником авиации Владимиром Васильевичем  Ковалёнком.

Фото Андрея Дроба 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter