Раввин Григорий Абрамович о ханукальных играх и их символическом значении

Через игру к традиции

Ханука, которая наступает 25 кислева (вечером 18 декабря), — праздник света и чуда, установленный нашими мудрецами после победы храбрых Маккавеев над войском Антиоха IV.

Традиция празднования Хануки связана с чудом, произошедшим в Иерусалимском храме в 164 году до н.э. Когда Маккавеи освободили Иерусалим от врага и, по мнению Талмуда, решили освятить храм, они нашли лишь один кувшинчик с маслом для храмовой меноры, на котором была печать первосвященника. Масла должно было хватить только на один день. Однако менора горела восемь дней — это и стало символичным для всех обычаев праздника.

Восемь дней мы зажигаем ханукальные огни, добавляя каждый день по свече. Едим вкусные драники (латкес) и пончики, ведь чудо было связано с маслом, а еда наша тоже готовится на масле.

Играем и в ханукальный волчок («дрейдл», или «севивон» на иврите). Есть в этом празднике и место детям, а значит, и игрушкам. На гранях севивона написаны буквы, означающие фразу «чудо великое случилось там». Таким образом через игру мы вспоминаем о ханукальном чуде и победе Маккавеев. Однако эти же буквы являются руководством к действию, если играть в волчок на деньги. Буква гимель означает идишское слово gantz («всё»), нун — nicht («ничего»), хей — halb («половина»). Когда выпадает шин, который на иврите означает shtel и переводится как «класть», игрок не только ничего не берет из банка, где лежат монеты, но и сам должен их туда положить. Игра есть игра: всегда есть те, кто победил, и те, кто проиграл…

Обычай давать детям на Хануку не подарки, а  деньги обсуждался. Книга XVI века «Шульхан Арух» (раздел Хошен Мишпат 370) запрещает играть в азартные игры на деньги, и уж тем более детям. При этом другой источник, собравший авторитетные мнения XIX и XX веков рабби Рабинович (сборник «Пискей Тшувот», 670), отмечает, что родитель, который играет со своим ребенком в Хануку в севивон, ничего не нарушает. В рамках семьи это не является азартной игрой. Но рекомендуется объяснить детям до старта, что такое выигрыш и проигрыш, а также поговорить с ними о благотворительности.

Интересно, что если вопрос игры в ханукальный волчок более-менее решен, то какой материал лучше для севивона — дерево или серебро (сегодня допускается и пластмасса), еще в стадии обсуждения. Рав Хатам Софер, живший в XVIII—XIX веках, обязательно играл в серебряный севивон. Этим он показывал: мы не просто развлекаемся, а выполняем заповедь изучать с детьми традицию. Серебро подходит для этого лучше всего, потому что на заповедь и образование ничего не жалеют. А вот Рав Цви Элимелех Шапиро, живший в XVII—XVIII веках, предпочитал деревянный ханукальный волчок. Он обращал внимание на то, что буквы не только отсылают к фразе о великом чуде. Они намекают и на четыре царства, которые в древности хотели ассимилировать или уничтожить Израиль, и на душу («нешама»), тело («гуф»), разум («сехель»), окружающий нас мир («аколь»). Это делает игру исторической и философской.

Пусть в зимние праздники каждый из нас постарается найти время для общения и игры с детьми. Хочется пожелать всем чудесного и светлого времяпровождения! И пусть Всевышний дарует нам сил, веры и мудрости для осуществления наших планов, в которых игра тесно переплетается с самой жизнью.

Раввин Григорий Абрамович
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter