В ПОЛДЕНЬ вместе с заместителем начальника службы эскортирования «Стрелы» майором Юрием Мастерко и старшим инспектором майором Дмитрием Иванцовым отправляемся на трассу Минск – Витебск (М3). Маршрут патрулирования 5 километров (от 47-го до 52-го километра магистрали), у этого участка дороги дурная слава — считается самым опасным на М3. Здесь двухполосное движение переходит в однополосное, хватает опасных поворотов, поэтому без постоянного контроля не обойтись. Проводят его сразу два экипажа «Стрелы».
Как правило, сотрудники спецподразделения по несколько раз проезжают свою зону. Маленькая хитрость: одна из машин в целях маскировки ничем не отличается от любой другой на трассе – без «мигалок», ярких принтов. По сути, она становится «приманкой», ведь некоторые водители не боятся нарушать правила, проезжая мимо обычной легковушки. Убедились в этом быстро. Только начали автомониториг, как нас лихо обошел красный «Фольксваген». Причем через две сплошные! Инспекторы из нашей машины-«невидимки» оперативно передают данные второму экипажу, который в нескольких километрах уже поджидает провинившегося…
Старший инспектор службы специальных мероприятий спецподразделения «Стрела» майор Юрий Тютюнов составляет протокол на водителя иномарки. Тот недоволен. Однако у сотрудников ДПС на этот случай есть видеофиксация всего «букета» нарушений. Спорить бесполезно. Нарушитель признает вину. Теперь ему грозит штраф от двух до десяти базовых и лишение водительских прав сроком до одного года.
Всего за 40 минут на этом участке дороги мы зафиксировали четыре нарушения. Из Борисовского района ехала маршрутка с детьми, водитель пошел на обгон, рискуя жизнями пассажиров. На наш вопрос «почему?» рассказал целую историю. Дескать, одна из девочек проспала, опаздывают на соревнования. Вот и поспешил...
С НАРУШИТЕЛЯМИ у сотрудников «Стрелы» разговор короткий, однако иногда бывают исключения. Если человек превысил положенную скорость не больше, чем на 20 километров в час, и до этого ни разу не нарушал ПДД, то может отделаться предупреждением. Однако зимой это правило действует не всегда, ведь риск угодить в аварию возрастает в разы. И здесь несколько факторов: хуже видимость на дорогах из-за снегопадов, короткого светового дня. Например, на участке трассы разрешено ехать 120 километров в час, однако во время тумана лучше не разгоняться выше 40. По словам Юрия Мастерко, главной причиной ДТП в любое время года становится человеческая халатность: «Как только выпадет первый снег, водители стараются ездить аккуратно, но после адаптации вновь начинают лихачить. Некоторые еще и на летней резине катаются. Бывает, днем дорога немного подмокла, а ночью мороз – и все, каток. Здесь нужна предельная осторожность, на которую люди иногда плюют».
ПРОДОЛЖАЕМ патрулирование. Маскировочный экипаж отправляется на дальнейшие поиски, а я остаюсь на месте следить за движением с Юрием Тютюновым и его напарником старшим инспектором специальных мероприятий Павлом Устиновичем. Автолюбители, впрочем, заметили сотрудников ДПС и начинают моргать встречным. На дороге становится спокойнее. Пока «антракт», Павел Устинович рассказывает, как несколько недель назад один водитель устроил гонки в Смолевичском районе: «Тоже без прав был, только вместо трассы решил погонять со скоростью 120—140 километров в час по агрогородку Барсуки. Остановил его в соседней деревне Березовица… сугроб. Каким-то чудом в деревянную постройку рядом не вписался». Тем временем наш разговор прерывает голос из рации:
— За вами группа «тихоходов» пристроилась, смотрите, сейчас может кто-нибудь выскочить, — отрапортовал экипаж Юрия Мастерко и Дмитрия Иванцова. И точно — за нами мирно ехали четыре машины, которые не собирались совершать никаких маневров. Чуть отъехав в сторону, мы остановились переждать.
— Ситуацию на дороге мы дисциплинировали, — утверждает Юрий Тютюнов. – Сейчас водители успокоятся. Но через 30 минут опять нужно будет проехаться.
Направляемся к заправке. Лишь завидев зеленые опоры АЗС «Белнефтехима», Юрий Владимирович резко развернул машину и отъехал назад. Недоумение продолжилось недолго. Схватив рацию, он сообщил второму экипажу, что увидел знакомую «БМВ», водитель которой уже дважды попадался сотрудникам «Стрелы» в состоянии наркотического опьянения…
— Мы его как в первый раз остановили, сразу поняли, что с ним не все в порядке. Глаза красные, зрачки расширенные, губы сухие. Да и вел себя странно, искал в карманах что-то, нервничал, – говорит Павел Устинович. – Экспресс-тест показал, что этот человек пару часов назад употреблял марихуану, амфетамин и метамфетамин.
Задержанный оказался… таксистом. Судя по результатам экспресс-теста, весь набор наркотических средств он принял около 15:00, а сотрудники «Стрелы» задержали его в 18:00. То есть как минимум на протяжении трех часов он в неадекватном состоянии мог развозить людей. Во второй раз попался спустя четыре дня...
ГАИ убедительно просит водителей выбирать скорость движения, дистанцию и боковой интервал с учетом состояния проезжей части и конкретной ситуации на дороге, отказаться от совершения необдуманных маневров и обгонов. В дожде и тумане необходимо быть особенно внимательными при проезде перекрестков, пешеходных переходов. В условиях ограниченной видимости двигаться с включенным ближним светом фар. Обязательно пристегиваться всем сидящим в автомобиле.
НА СНИМКЕ: старший инспектор спецподразделения «Стрела» Юрий ТЮТЮНОВ и заместитель начальника службы экскортирования Юрий МАСТЕРКО.
Фото автора