В белой шляпе спешим к Анапе
Корреспондент «СВ» из Москвы отправилась за здоровьем и впечатлениями в Краснодарский край.
Памятник пользуется большой популярностью – даже появилась традиция приподнимать свой головной убор в знак приветствия, проходя мимо
Цель поездки
Небольшой горный поселок со странным названием Сукко, точный перевод которого неизвестен до сих пор. Кто-то считает, что в переводе с тюркского языка оно означает «морская свинья» – так в античные времена называли обитающих в здешних водах дельфинов. Кто-то думает, что оно происходит от названия одноименной реки и означает «долина воды». Есть еще два варианта – «сын воды» и «водопой кабанов».
Выбор места отдыха не случаен: знакомые бывали там неоднократно и каждый раз восторгались чистой водой.
Из Москвы стартовали в 4.30 утра. Выбрали скоростную дорогу с платными участками. Их на трассе «Дон» несколько (см. инфографику). Квитанции необходимо сохранять: при выезде с платного участка их могут проверить.
За проезд всех платных участков в один конец заплатили 535 рублей. Сумма варьируется, поскольку зависит от времени проезда: днем он в два раза дороже, чем ночью. Если первый участок, протяженностью 72 км, мы проехали до семи утра за 50 рублей, то после 7.00 проезд стоит уже вдвое больше.
Скорость и комфорт
Не обошлось без неприятностей: на одном из пунктов взимания платы (ПВП) из двенадцати касс работала половина. Причем их отключали неожиданно. Подъезжаешь, а на табло вместо зеленой стрелки загорается красный крест. С нашей кассой произошло то же самое. Водители начали перестраиваться, возникла давка.
Возле касс работали мобильные группы: женщины в спецодежде подходили к водителям и предлагали оплатить проезд наличными. Работали быстро, но ситуацию это не сильно спасало: мы ждали возможности заплатить за проезд минут тридцать.
Тем, у кого на стекле были прикреплены транспондеры (T-pass) – электронные импортные устройства стоимостью до 500 рублей, указывали, к какой кассе им следует подъезжать. Их владельцы снижали скорость и, не останавливаясь, проезжали через ПВП.
Тишь да гладь
Если говорить о качестве платных участков, не сказать, что оно кардинально отличается от бесплатных дорог. Самый лучший участок федеральной трассы, весьма непродолжительный, оказался в Краснодарском крае. По такому ехали в первый раз: зеркало, а не шоссе. Худший – в Ростовской области. Дороги запущены, колеса чувствовали каждую выбоину и неровность.
Что касается времени, то и здесь, думаю, выигрыш небольшой: в пунктах оплаты его все равно теряешь, и чем дальше от Москвы, тем больше. Оплатив проезд семь раз, мы потеряли час.
Бесплатная дорога проходит через населенные пункты, петляет. Скорость движения ограничена. Но ждешь в основном на светофорах и в пробках, которых было немного. Они возникали из-за ДТП или ремонта дорог, потеряли в них полтора часа.
Можно возмущаться тем, что дорожные службы взялись за ремонт одной из самых популярных и загруженных трасс, когда сезон отпусков в разгаре и народ нескончаемым потоком едет на море, но безопасность все же дороже: по данным экспертов Российской академии народного хозяйства, почти половина ДТП у нас случается из-за плохих дорог.
Добираться на лошадях до курорта мы не предлагаем – на дорогу может уйти весь отпуск. Но для любителей верховой езды, как убедилась журналист «СВ» Наталья Долгушина, под Анапой раздолье.
Остановка у реки
Если не спешить, за указателем «Река Воронеж» по ходу движения можно съехать в небольшой лесок и оказаться на городском пляже. Охладиться в прохладных водах за 150 рублей после дальней дороги – самое оно. Особенно после пробки перед въездом в Воронежскую область. После купания за рулем уже не заснешь.
Хоть и небольшой, пляж пользуется популярностью у местных жителей. Следом за нами подтянулось еще несколько машин. Стоянка, к сожалению, не оборудована, кругом песок, но ребята, собирающие деньги за въезд, заверили, что наша машина в нем не увязнет. Те, кто не рискнул проехать по песочку, довольствовались отдыхом на необустроенном участке берега.
Как в Беларуси!
Несмотря на несколько пробок, в целом от езды из Москвы до Сукко впечатление осталось хорошее. На обочинах чисто. Сразу вспоминаешь Беларусь! Большую часть времени едешь с ветерком, вдоль трассы все необходимые службы имеются – и магазины, и базарчики, и стоянки, и аптеки. Редко встречались пункты оказания медпомощи и указатели, где можно избавиться от мусора. Но строений с буковками «М» и «Ж», а также АЗС достаточно.
Подводим итоги
В итоге до нужного места, с остановками, мы добрались за 23 часа. Обратная дорога оставила меньше приятных впечатлений, хотя очередей в пунктах оплаты не было.
Во-первых, под Новороссийском попали, как показал Яндекс-навигатор, в 40-километровую пробку.
Во-вторых, на трассе беспредельничали фуры. С одной еле разошлись метрах в пяти друг от друга: по встречке неслась, не снижая скорости.
В-третьих, местные водилы грузовичков, видимо, считают особым шиком не пропустить москвичей на дорогах с одной полосой.
В-четвертых, на заправках висело предупреждение быть бдительными и осмотрительно выбирать место для ночлега: на трассе орудуют мошенники.
Наталья ДОЛГУШИНА
n.dolgushina@souzveche.ru
Знаю прикуп – гуляю в Сочи!
Ив Гайдаш
Готовы отправиться в путь из Минска или Москвы на черноморское побережье? «СВ» расскажет, как сэкономить деньги и сделать свой путь максимально коротким и комфортным.
Мы едем в далекие края! Везем с собой собаку, Петьку-забияку...
Из Минска
2,3 тысячи километров.
Время в пути – 30 часов.
Ехать по трассе М1 «Брест – Москва» до границы с Россией через Витебскую область. Дальше есть два варианта: через Смоленскую и Калужскую области, объезжая Московскую, или через Смоленскую. По дороге будет все: автомагистраль с ограничением максимальной скорости 130 км/час, хостелы для ночлега, места для отдыха, сетевые АЗС почти каждые 5–10 км.
Обязательно позаботьтесь о страховке для автомобиля. Стоимость «зеленой карты» для легкового автомобиля сроком на один месяц составит порядка девятнадцати евро. Если у вас есть прицеп – его тоже нужно страховать, страховка на такой же срок обойдется в четыре евро. Стоимость карты зависит от времени страхования и типа машины. Штраф за отсутствие страховки приличный – четырнадцать тысяч российских рублей.
Заранее не купили? Не беда. Прямо в дороге можно оформить договор пограничного страхования. Подъезжая к контрольно-пропускному пункту, вы непременно заметите множество киосков, палаток и микроавтобусов, в которых предлагают приобрести заветный документ. Но учтите, придется раскошелиться – на границе предприимчивые бизнесмены берут дополнительные сборы за оформление полиса. Сумма страхования может увеличиться на полторы тысячи российских рублей.
Но и это не все. Первое, с чем вы можете столкнуться, – пункты обслуживания не работают круглосуточно. Второе – вас могут банально обмануть, и вместо страхового полиса выдадут подделку. Если ваш сертификат взялись оформлять от руки – сразу отказывайтесь, такой документ не имеет силы, с 2015 года разрешается использовать только печатные бланки.
На трассе М1 белорусы и россияне даже через платные участки могут проезжать бесплатно. Транспортные средства, зарегистрированные на территории государств-участников ЕАЭС, с технически допустимой общей массой не более трех с половиной тонн освобождены от платы за проезд. Деньги там должны платить только водители большегрузов.
Гонять не стоит. Штрафы за нарушения в Беларуси отменные. Измеряются в базовых величинах. Одна БВ равна 21 белорусскому рублю. Например, за превышение скорости от 20 до
30 километров в час вас могут оштрафовать на сумму от 21 до 63 белорусских рублей (700 – 2,1 тысячи российских рублей). А за повторное такое же нарушение в течение года – и вовсе лишить прав.
На границе вас пропустят без проблем и проволочек – мы ведь Союзное государство. Правда, при въезде в Россию работники таможенной службы могут остановить вас для проверки документов. На это уйдет не больее пяти минут. При себе обязательно нужно иметь: паспорт, водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства, страховой полис автомобиля. Без этих документов на территорию России вас не пустят.
Итак, вы на территории России: правила дорожного движения обязывают водителей ездить с ближним светом фар или дневными ходовыми огнями в любое время суток. За невключенный ближний свет фар могут оштрафовать на 500 российских рублей. Включаем ближний свет – и в добрый путь.
Из Москвы
1,7 тысячи километров.
Время в пути – 20 часов.
Ехать через Московскую, Тульскую, Липецкую, Воронежскую, Ростовскую области и Краснодарский край.
В России в случае превышения скоростного режима свыше 20 км/час следует штраф от 500 рублей. А вот свыше 60 км/час – можно лишиться водительского удостоверения. От Москвы до Воронежа «рояль в кустах» менее вероятен, чем от Воронежа до побережья. Но учтите: камер, следящих за нарушениями, в дороге очень много.
От Москвы до Воронежской области вам придется отдать дань славянскому богу Путею, покровителю всех путешественников. А проще говоря, – расстаться с деньгами на платных участках. Пункты оплаты проезда в России – стойки со шлагбаумами. Мимо не проедете. Оплатить можно как банковской картой, так и наличными (в российских рублях). Стоимость проезда зависит от вида автомобиля и времени суток.
Всего вам придется «пожертвовать» от 500 до 1,2 тысячи российских рублей. Рассчитывается тариф за платный участок дороги из расчета приблизительно 3 рубля за
1 километр. На практике даже меньше выходит. Сейчас за участок
с 21-го по 93 км (это около 70 км) водители платят около 100 российских рублей, а ночью – в два раза меньше.
Платные участки дорог можно объехать, следуя указателям. Но учтите, старая трасса проходит через населенные пункты, о быстрой езде можно забыть. Дорожное полотно там давно не ремонтировалось.
На заметку
В Краснодарском крае придется постоять...
С серьезным затором вы столкнетесь перед селом Дефановка и продлится он до села Горское. Сейчас там ведутся ремонтные работы дорожного полотна и ухудшает обстановку большой поток туристов. Чтобы все не встало намертво, на трассе ввели реверсивное движение. Но все равно средняя скорость движения – десять километров в час.
Ждать, что пробки рассосутся в ближайшее время, не приходится. Работы планируют закончить в декабре 2016 года. Сильная пробка и в сторону Новороссийска: от Крымска на трассе проходит плановый ремонт.
7 полезных советов от «СВ»
Берите «T-pass» и не покупайте продукты у дороги
1. При использовании транспондера вы можете сэкономить 20%. Но нужно учитывать некоторые факты. Например: покупка устройства обойдется в одну тысячу российских рублей, авансовый платеж – 500 российских рублей, аренда аппарата – 100 рублей в месяц плюс 1200 российских рублей залоговой стоимости.
Что это за агрегат? Транспондер или «T-pass» – это автономное электронное устройство, принимающее и передающее сигнал для автоматической оплаты проезда по платным участкам автомобильной дороги М4 «Дон». Установить его можно самостоятельно, следуя инструкциям, за 10–20 минут.
2. Чтобы в дороге не попасть в камеры, опытные и продвинутые водители рекомендуют воспользоваться специальными приложениями для мобильных устройств, подсказывающими о радарах с камерой. С таким виджетом низко летящий пилот сможет вовремя приземлиться и не заплатить штрафа. Стоимость приложений от 100 российских рублей.
3. Если вас останавливает в темное время суток представитель ГИБДД вне стационарного поста, вы не должны останавливаться. Скорее всего, это мошенники либо бандиты. Но в вашу обязанность входит сразу сообщить об этом либо на ближайшем посту ДПС, либо по номеру 112.
4. На территории Адыгейской Республики не теряйте бдительности, заезжая на АЗС. Очень много подделок под сетевые заправки с топливом сомнительного качества.
5. Если вы путешествуете с домашним питомцем, при себе необходимо иметь ветпаспорт с отметками о сделанных прививках.
6. Не рекомендуем брать овощи-фрукты и всякие продукты у дороги. Под видом волгоградских или местных тепличных помидоров здесь цинично подсовывают турецкие пестицидные томаты. Еще и обвешивают сильно. Придорожный сыр или творожок – верный путь к отравлению. Скорее всего, приготовлен в антисанитарных условиях, да и на жаре свежее не становится. Так что лучше поберегите здоровье.
7. Не позаботились о жилье заранее? При первом же повороте на море предложения будут превышать спрос. Варианты будут как очень демократичные, например, 500 российских рублей в сутки за койко-место с условиями на улице, так и весьма приличные апартаменты с видом на море. Цены будут зависеть от населенного пункта и близости к центральному Сочи. В среднем это от 3,5 тысячи российских рублей.