Через чувства, суету и мюзиклизацию

Книжный навигатор
Валянцiна Доўнар. Праз каханне. Мiнiяцюры. Мiнск, БЕЛТА, 2005.

«Клiчу жывых... Жыць». Заключительные слова книги, относимой к самому жизненному и популярному сегодня жанру — нон–фикшн, «невыдуманная литература»... Жизнеутверждающий призыв особо выпукло звучит на фоне общей литературной моды на депрессивность. В моде ныне и синтез жанров. Вот это для книги «Праз каханне» актуально, поскольку автор ее работает на стыке литературы и журналистики. Так что на страницах без всяких прикрас и особого философствования — мы с вами, дорогие современники, и все то, что мы с вами наблюдаем каждый день. Из, казалось бы, незначительных мелочей возникает портрет эпохи. Старик покупает в киоске резиновые перчатки, и молодой продавец презрительно пересчитывает его деньги... Приехавшая из деревни старушка открывает в городской квартире кран с горячей водой и дивится, что вот какой–то человечек так рано встал, дров наносил и воды для всех нагрел. Четырехлетняя девочка спит под скамейкой... под присмотром крутого папаши. Сколько чужой боли вокруг, которой мы в собственной суете не замечаем... Но сколько и доброты, и прекрасных поступков. Только «праз каханне» спасемся от равнодушия. Из судеб простых людей сплетается пестрое полотно, каждая нитка в котором изменяет общую картину... Миниатюры Валентины Довнар на протяжении многих лет печатались в газете «Звязда», у них есть уже сложившийся круг читателей. Думается, что, собранные в одну книгу, они этот круг расширят.

Наталья Иванова. Невеста Букера. Москва, «Время», 2005.

«Невеста Букера — вся наша современная словесность, соревнующаяся за награды, принимающая допинги, участвующая в забегах...» — так объясняет автор, известный русский критик Наталья Иванова, название своего сборника. (Кстати, завидую российским коллегам: есть возможность периодически издавать статьи — вот вам и живое отражение литературного процесса, о коем мы только ностальгируем.) Наталья Иванова — критик, способный высказываться остро и парадоксально, провоцируя, заставляя вступать в мысленную дискуссию. «Литературная среда устала сама от себя», «Публика заказывает воспроизводство своих желаний», «У нас нет литературы — есть писатели», «Достоевский — пример того, как либерализм, претворенный в поэтику, взрывает прямое слово писателя изнутри». «В споре постмодернистов с реалистами победили доллар и евро». Но за каждым высказыванием следует серьезная аналитика. Так что прочитавший будет в курсе новейших веяний и проблем современной русской литературы. Как влияет на нее, литературу, нынешнее обилие премий (а их, оказывается, более двухсот)? Что включают в школьную программу? Как относиться к многочисленным сериалам–экранизациям и «мюзиклизации всей страны»? Помимо литературной, Наталья Иванова представляет критику театральную и киношную и свою оценку политических и социальных процессов... «А вообще–то в любом месте — жанре — роде деятельности все определяют только две вещи: талант и темперамент», — утверждает Наталья Иванова. Что ж, ей легко это говорить, поскольку недостатка ни в первом, ни во втором она не испытывает.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Светоч». Минск, пр–т Победителей, 11.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter