Черепаховая лихорадка

Подпольная торговля экзотическими животными давно стала сверхприбыльным видом нелегального бизнеса.
Подпольная торговля экзотическими животными давно стала сверхприбыльным видом нелегального бизнеса. В коммерческом плане необычные представители земной фауны успешно конкурируют с наркотиками и оружием. Недаром в таможенных декларациях все вышеперечисленные категории указаны в одном списке. Стоимость некоторых редких зверушек на Западе достигает десятков тысяч долларов - не в последнюю очередь потому, что вывоз их из страны обитания и продажа запрещены международным законодательством. В частности, принятой еще в 70-е годы прошлого века Вашингтонской конвенцией, иначе именуемой СИТЕС, - о правилах торговли объектами флоры и фауны. Этот документ был ратифицирован еще Советским Союзом. Беларусь с обретением суверенитета также поставила под ним свою подпись.

В небольших количествах нелегальный транзит животных, например, из Средней Азии в страны Западной Европы имел место и в доперестроечные времена. Осуществляли его главным образом водители "Совтрансавто". Эти предприимчивые ребята быстро усвоили, что пойманную в казахской степи черепашку можно с успехом сдать за советским кордоном в любой зоомагазин и получить за это реальную инвалюту (сколько платили тогда - можно лишь догадываться, но сейчас розничная цена на степных черепах достигает 20 евро). Впрочем, то были единичные случаи, с которыми слово "контрабанда" не вязалось даже у таможенников. Однако ситуация в корне изменилась после 1991 года.

Лет десять назад чуть ли не каждая вторая брестская семья держала в качестве домашнего питомца среднеазиатскую черепаху. Это неприхотливое существо размером с мужскую ладонь не доставляло никаких хлопот. Даже питалось в буквальном смысле отбросами - картофельными очистками, подгнившими капустными листьями, хвостиками от морковки, арбузными корками.

"Черепаховая лихорадка" пришла в приграничье не случайно. Сотрудники брестских таможен помнят, как неоднократно пытались выходцы из бывших среднеазиатских республик вывезти в Польшу огромные партии степных черепах - по 100 и больше штук. Животное это фигурирует в списках СИТЕС, и для его транспортировки за рубеж требуется особая договоренность на уровне министерств, ведающих природоохранными вопросами. Защитники белорусских экономических интересов, демонстрируя абсолютное уважение к Вашингтонской конвенции, при отсутствии необходимых документов черепашьих перевозчиков на границе отправляли восвояси.

Естественно, контрабандисты даже не думали возвращать черепах в родные степи, а попросту выпускали (хотя здесь, наверное, скорее подошло бы слово "выбрасывали") их прямо в городе. Сначала таможенники пытались принимать участие в судьбе бедных рептилий. Например, пристраивали их на кафедру зоологии Брестского государственного педагогического института (ныне - университет). Однако зачем будущим педагогам сотни и сотни черепах?

Вдали от родины

В белорусских квартирах среднеазиатские черепахи почувствовали себя отлично. Но обогатить животный мир нашей страны они при всем желании не смогли бы. Вечная белорусская сырость никак не годится для степных обитателей. И совсем недавно убедительнейшее тому доказательство нашел студент географического факультета Брестского госуниверситета... под недостроенным гаражом, который стоит на северо-восточной окраине областного центра, в районе старого аэропорта.

В яме с бетонным полом и отвесными кирпичными стенками почти двухметровой высоты молодой человек обнаружил настоящую "братскую могилу" - более 200 черепашьих скелетов. Проводить "научное дознание" на место происшествия прибыли зоолог из университета и двое научных сотрудников из отдела проблем Полесья Национальной академии наук.

Ученые выяснили многое. Так, участвовавший в исследовании "могилы" ведущий научный сотрудник отдела проблем Полесья Виктор Демянчик рассказал мне, что черепашек поместили в каменную тюрьму заживо. Судя по всему, животные погибли не менее полутора лет назад. А главной причиной их смерти надо считать холодные осадки - для среднеазиатских черепах дождь и мокрый снег смертельны. В сухом климате пустынь и полупустынь рептилии одинаково легко перенесли бы и жару, и холод. Но иммунитета против нашей грибковой флоры и микробов они, увы, не имели.

Экстрим для ара

К моему большому удивлению, попытки разузнать что-нибудь о белорусских хозяевах различных животных-экзотов и ценах на этих зверушек разными людьми были встречены очень настороженно. Я обзвонил десяток зоомагазинов в Бресте и Минске. И лишь в двух случаях со мной согласились говорить. И рассказали в общей сложности о четырех питонах и попугае какаду, живущих в чьих-то квартирах. В итоге мои телефонные поиски дали неожиданный результат.

Представитель минского общественного объединения, выступающего в защиту животных, попросив не указывать ни его имени, ни названия организации, рассказал мне жуткие вещи. Например, о бесчеловечном способе контрабандной перевозки крупных попугаев ара. Птицам дают снадобье, от которого они впадают в сонное состояние, а затем упаковывают в... бумажные рулоны и пачками складывают в грузовой контейнер. Партия может состоять из полусотни попугаев. При этом большинство птиц погибает в дороге. Впрочем, если заказчику удастся доставить хотя бы несколько штук живыми, операция уже принесет прибыль - стоимость попугая ара в той же Германии может достигать нескольких тысяч евро.

В практике белорусских защитников животных, по словам моего собеседника, нередки случаи выяснения отношений с предпринимателями - теми же хозяевами выставок экзотических созданий. Дельцы нередко нарушают условия содержания своих подопечных: сажают обезьян в тесные птичьи клетки, экономят на корме и т.д. В Кодексе об административных правонарушениях есть статья 103-1: "Жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, а равно истязание животных, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 20 минимальных зарплат". Что сказать! Торговцы живой экзотикой с их сверхприбылями такого наказания, похоже, не очень-то испугаются...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter