Как на тропу войны, так не мал, а как на фильму...

Чему покорны возрасты

«Как на тропу войны, так не мал, а как на фильму...»
Случай, о котором всерьез надумал написать, перекликается с фразой юного индейца Белое Перо из любимого кино «Человек с бульвара Капуцинов»: «Как на тропу войны, так не мал, а как на фильму...» Периодически мне мои 21 аукаются такой же историей. С одной стороны — самодостаточный взрослый человек, что до поры до времени вполне устраивает как родителей, так и работодателей. С другой — несмышленыш без права на авторитетное мнение в глазах старших. Недавно опытным путем узнал еще об одной краске в этой картине жизни: я к тому же слишком ранний для некоторых моих почти ровесников.

РИТУАЛ-ЗАГС-СВАДЬБА07-100212.JPG

Перед выступлением на университетском концерте стоял за сценой в компании ведущих — почтенного преподавателя и пары первокурсников. Преподаватель, окинув меня взглядом, поспешил своеобразно поздравить: «Никонович, с нашей последней встречи вы, как вижу, женились к пятому курсу». Я кивнул и поблагодарил, чем вызвал бурную реакцию парня–студента: «Да ладно? Серьезно, что ль? Уже женат?» Поверьте, в тот момент я и не подумал о бестактности вопроса — так привык слышать его отовсюду. Слишком часто. Что уж там, бестактность у нас принято выдавать за открытую простоту. И речь не о том, что я выгляжу молодо даже для своих паспортных лет.

Разговор продолжился. Мне в тысячный раз пришлось объяснять чужому человеку, что до брака мы с женой встречались на протяжении пяти лет, все это время учились в разных городах и, несмотря на все трудности, сохранили отношения. Поэтому после долгого конфетно–букетного периода обещаний и мечтаний мы осознанно приняли решение стать мужем и женой. «Да и кто вам сказал, что рано? — почему–то оправдывался я. — Мои родители тоже поженились в 21. Живут счастливо, в достатке, трое детей». Студент парировал: «Тогда времена были другие. А вот я, наверное, жениться только к годам 30 соберусь».

Я ничего не ответил и постарался изобразить на лице подобие вежливой улыбки. Парню повезло — я не за «бабушкины» методы, когда с опытным видом поучают: «Ты, внучок, еще любимую свою не встретил. Вот найдешь себе девушку, погляжу, как будешь ее «мариновать» до 30». В повисшем молчании припомнил замечательную книгу американского психотерапевта Мэг Джей. Опираясь на свой богатый клинический опыт, автор задавала устами героев — своих клиентов — важный вопрос: «Мои родители поженились молодыми. Они встречались где–то около полугода, и я знаю, что у мамы не было секса до того, как она вышла замуж. Как они поняли, что их брак будет успешным?»

Западные исследователи выказывали беспокойство: к началу нового тысячелетия только половина молодых людей вступали в брак до 30, еще меньше — заводили детей. Объясняется это и культурным сдвигом, и экономическими реалиями. Сегодня и у нас в Беларуси утверждение, что «возраст от 20 до 30 — время свободы, неопределенности и продолжение юности» становится трендом. Проблемы, связанные, мне кажется, с этим, лаконично описала Юлия Василишина в колонке «Статистика знает всех» (№ 68 от 10.04.2015 г.).

Не мне судить о том, случится ли в результате такого отношения к взрослению очередная демографическая яма. Не мне судить, что правильно: задержаться в детстве или начать взрослеть. Тут все индивидуально: и на вашей памяти есть хоть одна история, условно, о 28–летнем мальчике, живущем с мамой, играющем по ночам в «танчики» и перебивающемся связями со случайными девушками. Если поразмыслить, вспомнится вам и знакомая девушка, вышедшая замуж в 18. В общем, не мне судить, кому пора, а кому еще стоит попридержать лошадей.

Обращаюсь ко всем, кто судит. К тем, кто только лишь по критерию возраста привык делать выводы о человеке как специалисте или потенциальном семьянине. Послушайте, многое, если не все, зависит от воспитания. Сделаем поправку на особенности личности. И у тысячи 20–летних все сложится по–разному — это же очевидно. Видимо, не для всех. Вот и в моей ситуации странно вышло. Как университет окончить — и на работу — это в самый раз. А как жениться — ранний. Вот незадача!

Не знаю, достаточно ли шутливо и непринужденно получилось у меня обозначить проблему, но без толики грусти не обойтись. Вокруг замечаю предвзятое отношение к молодости. В общественном транспорте какой–нибудь незнакомец непременно «тыкнет», руководствуясь, вероятно, отеческими чувствами, но никак не стандартами вежливости. Или мама вполне совершеннолетнего парня будет в будни и выходные приезжать к своему «маленькому» сыну–студенту в другой город, чтобы постирать и наготовить. А папа станет звонить 34–летней дочери, требуя отчета о каждом шаге, да между делом удивится, почему на горизонте нет кавалеров.

Что это — относиться, как к детям, и ждать взрослых поступков? Тупик.

Советская Белоруссия № 99 (24729). Четверг, 28 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter