Мысли о том, почему в сфере образования не должно быть случайных людей

Республиканский педсовет должен ответить на многие волнующие белорусское общество вопросы, подвести итоги и определить тактико-стратегические шаги по дальнейшему совершенствованию и развитию всей системы образования. Она охватывает практически все сферы жизнедеятельности государства, а следовательно, и задачи, которые на педсовете будут звучать, должны по меньшей мере охватывать комплекс вопросов, начиная с формирования патриотизма и завершая подготовкой научных и управленческих кадров (в том числе перспективного кадрового резерва).
Полагаю, есть несколько позиций, которые могут составить основу серьезного разговора на Республиканском педсовете. Во-первых, Беларусь может и должна гордиться достижениями в образовании, которые очевидны. Во-вторых, для белорусского общества важно услышать, как реализуются задачи VI Всебелорусского народного собрания в сфере образования. В-третьих, основные положения Кодекса об образовании вполне могут стать ключевой темой публичного обсуждения. В-четвертых, всегда оставались актуальными вопросы: чему учить, как учить и кто будет учить? Актуализация методов и подходов обучения в новых условиях, умение распоряжаться накопленным опытом и знаниями, социально-педагогические и психологические механизмы - все это, конечно, выводит нас на уровень кадровой политики в сфере образования, баланса взаимодействия педагогов всех уровней и родителей. Но также следует обратить пристальное внимание на некоторую заформализованность в подготовке высококвалифицированных научных кадров. В этой связи злободневной проблемой, и не только для нас, является содержание учебных программ.
Президент все годы независимости страны уделял большое внимание образованию. Зачастую принимались нетривиальные меры, но всегда - из принципа национальных интересов. Главное - образование должно работать на государство, обеспечивая кадрами народное хозяйство и одновременно раскрывая потенциал каждого талантливого ученика, учащегося, студента, аспиранта и докторанта.
Риски современного мира не дают возможности раскачиваться. Тотальная цифровизация общества, IT-технологии, научно-технический прогресс и повсеместное переписывание истории - все это требует от образования поиска таких методов и механизмов, планов и программ, которые формировали бы личность будущего преданного обществу и стране гражданина.
Поствыборный период ярко продемонстрировал: гуманитарная сфера стала во всех отношениях особой. Философия, социология, история, политология, педагогика, психология - это те направления, которые должны быть определяющими в воспитании патриота, гражданственности и, что самое важное, понимания происходящих процессов. То есть речь идет об умении и навыках гражданина трезво оценивать ситуацию, правдиво апеллировать фактами, расширять научную работу по исследованию непростых общественных процессов - профессионально делать выводы с представлением конкретных предложений и рекомендаций. В этой связи конструктивное взаимодействие Министерства образования, НАН Беларуси, ВАК и ГКНТ представляется востребованным и жизненно необходимым. Образование должно отвечать укладу жизни белорусского общества и национальным интересам. Поэтому случайных людей в этой сфере быть не должно.