Чемпионы по прыжкам через забор

Почему призывники уклоняются от службы в армии?
В Гродненский следственный изолятор - очередь. Адвокаты и следователи ждут под сводами тюремных ворот, когда освободится очередная прокуренная комнатка с фанерными стенами - помещение для допросов подследственных. Мы со следователем военной межгарнизонной прокуратуры Русланом Лепешко пришли сюда по редкому поводу - пообщаться с дезертиром. Да-да, в нашей стране объявляются изредка и такие, а недавно задержанный милицией Вадим был, можно сказать, номером первым среди беглых солдат Гродненщины.

...То и дело прерывая беседу гулким кашлем, парень рассказывает мне свою историю. Собственно, довольно типичный для дезертиров эпос: прослужил в гродненской 6-й механизированной бригаде три месяца, столкнулся с "дедовщиной", испугался за свою жизнь и исчез... на два с половиной года. Правда, "деды"-то как раз и не обижали новобранца, поясняет собеседник. За это и невзлюбили, дескать, молодого солдата сослуживцы, пришедшие в армию всего лишь на полгода раньше. Да еще болезненность ему простить не захотели - посчитали, что слишком часто он лежит в медицинской роте и, значит, "косит" от службы.

"Начали мне угрожать, вот я через забор - и домой, в Зельву", - вспоминает парень. "А почему не в милицию или в военную прокуратуру побежал? - интересуюсь. - Ведь был бы тогда потерпевшим, а не обвиняемым, как сейчас". - "Боялся, что вернут меня в эту же часть, а там - месть", - говорит.

Если честно, так я и не смог понять в течение разговора, хитрец передо мной или откровенный, простите, балбес. Про 5 лет лишения свободы, которые можно запросто получить по соответствующей статье Уголовного кодекса, он осведомился, как будто об окладе на новой должности. Тут же оживленно поделился с нами тюремными легендами о грядущей "золотой" амнистии, которую якобы вот уж который год откладывают. Расспросами я попытался вернуть собеседника к действительности, но дискуссия о том, что в армии лучше, чем в тюрьме, хотя бы потому, что в СИЗО в его камере на 14 человек 12 постелей и спать приходится по очереди, не вызвала у беглеца интереса. Не осознал будто бы драматизма своего положения.

В Зельве после побега из части Вадим жил дома, за счет родителей. Удивляюсь, как это в таком маленьком поселке можно годами жить незамеченным. Ведь милиция вроде бы настойчиво искала дезертира...

"И что ж, - сочувствую, - ты света дневного два с половиной года не видел?" - "Иногда вечером выходил во двор за домом", - успокоил меня горе-затворник. Так если это правда, то чем такая свобода лучше казармы? Тем более что он прекрасно осознавал, что срок "светит", что нет будущего без отдачи этого долга.

"Обычно солдаты из частей бегут после смены обстановки, - поделился со мной своими наблюдениями заместитель Гродненского военного межгарнизонного прокурора Юрий Шерснев. - Полежит, например, в медроте, расслабится, а потом возвращается в часть, получает задание от командира, и мысль лезет ему в голову: "Куда я попал?" И надо за ним в этот первый час после возвращения присмотреть, чтобы он не совершил глупости".

Разумеется, не каждый сбежавший является дезертиром, а наказание прямо пропорционально сроку отсутствия воина и его намерениям, ведь дезертиром считается тот, кто надеется никогда больше не служить. Хотя стоит заметить, что только за июль - сентябрь этого года в частях Западного оперативного командования по поводу "самоволок" было возбуждено пять уголовных дел. А наказания за преступления, что называется, связанные с самовольным оставлением части, суровы. Это объясняется тем, что с точки зрения юридической беглец посягает на обороноспособность страны.

Но тех, кто бегает от службы в армии, еще не познакомившись с ней, конечно, гораздо больше. За последние два года к административной ответственности на Гродненщине привлечено 334 уклонявшихся призывника. Правда, военный комиссар области Иван Тустов рассказал мне, что злонамеренных "уклонистов" - единицы, да и тех ловят быстро. Чаще всего это выходцы из неблагополучных семей, агрессивно настроенные против всех общественных институтов.

В основном же молодыми людьми, избегающими службы, по словам военкома, движет... желание заработать. Дело в том, что практически все они находятся за границей. В списках военкомата я заметил даже Индию, Китай и Тайвань, но все же, как правило, это студенты, выехавшие по обмену в университеты Великобритании, Германии, США и Польши, а потом оставшиеся там работать нелегально. Их отчисляют из вузов и, естественно, начинают искать, дабы они исполнили свои конституционные обязанности. Более 100 таких "уклонистов" регистрируются на Гродненщине каждый год. Кто-то возвращается быстро и сразу идет в армию, но есть субъекты, пропустившие уже по 13 призывов. Примечательно, что в некоторых странах наши консульства даже не имеют права узнать, по какому адресу живет сбежавший призывник. В Соединенных Штатах, например, это каким-то образом связано с правами человека...

Комментируя проблему, мои собеседники постоянно обращали внимание на такое обстоятельство. Сегодня служба в армии для парней в основном является престижной. А для таких элитных частей, как спецназ, и мечтой. Но, как говорится, в семье не без...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter