Формула-1. Гран-при Португалии

Чемпионской поступью

Действующий чемпион "Формулы-1" пилот команды "Мерседес" Льюис Хэмилтон на португальском автодроме Портимау в очередной раз доказал, что свои 7 титулов он заработал неслучайно. И очередная, уже 97-я победа в карьере британца стала тому дополнительным свидетельством. 


Начало нынешнего сезона, прошедшее при заметном преимуществе команды “Ред Булл” в скорости, вселило в души многих надежду, что наконец-то чемпионат Больших призов избавится от порядком поднадоевшего доминирования бессменных чемпионов. И если в предыдущие годы Макс Ферстаппен жаловался на отсутствие в своем распоряжении способного бороться за победы болида, то после первых двух этапов ситуация изменилась. На португальскую трассу в Алгарве голландец приехал всего с одним очком отставания от лидирующего в личном зачете Льюиса Хэмилтона. 

По ходу свободных заездов пилот австрийской команды показывал темп на уровне машин “Мерседес”, а утром в субботу уверенно возглавил протокол результатов. Все шло к тому, что поул-позишн достанется Ферстаппену. И действительно, в первой же попытке по ходу третьего сегмента квалификации он показал лучшее время. Вот только выезд в одном из поворотов всеми четырьмя колесами за пределы трассы не прошел бесследно для внимательных к подобным нарушениям судей. Результат был аннулирован. А в решающей попытке Макс не стал рисковать, иначе повторная ошибка дорого бы ему обошлась. Голландский гонщик предпочел стартовать третьим, чем замахнуться на поул и вдруг оказаться на стартовой решетке десятым.


В том, что моторы “Хонда” сильно прибавили в этом сезоне, а изменения в аэродинамике удачно пришлись ко двору технического гения Эдриана Ньюи, уже никто не сомневается. И тот факт, что обе машины «Ред Булл» квалифицировались на втором ряду стартового поля следом за парой пилотов немецкой «конюшни», позволял надеяться на борьбу в лидирующей группе гонщиков. 

Стартовый круг к перестановкам в первой тройке не привел. До столкновений не дошло, а уже на втором круге на трассе появилась машина безопасности. Кими Райкконен слегка отвлекся на не совсем верно выставленные им же настройки и на секунды потерял из поля зрения машину напарника. «Альфа Ромео» финского чемпиона «боднула» в корму болид Антонио Джовинацци, обломав передний спойлер. Все бы ничего – и с более явными повреждениями гонщики умудрялись затем доезжать до боксов. Однако в этот раз финну не повезло. Обломанное крыло застряло под левым передним колесом его машины, исключив возможность маневрирования. Бело-красный болид пробороздил по гравию и остановился почти у самых отбойников.

Медвежья услуга от напарника

Рестарт в гонках "Формулы-1" хотя и кажется делом обычным, требует все же особенных навыков, и я бы даже сказал, таланта от гонщика. Всем памятны классические кадры эпохи Михаэля Шумахера, когда всякий раз после ухода машины безопасности “красный барон” сначала притормаживал весь пелотон, фактически вынуждая следующих за ним гонщиков почти останавливаться, а затем лихо уходил вперед, не оставляя никому шансов, чтобы его опередить. 

Кто-то начинает свой разгон еще задолго до линии, которая, являясь продолжением линии въезда на пит-лейн, служит отметкой начала разрешения обгонов. Кто-то до последнего играет на нервах преследователей, а затем неожиданно “педаль газа в пол” и бросается в отрыв. 

Вальттери Боттас предпочел второй вариант. Все внимание финского пилота было сосредоточено на действиях напарника, который откровенно прессинговал лидера, стараясь не упустить момент рестарта. Обычно в такой ситуации лучше всего тому, кто едет третьим. Ему видны маневры обеих машин спереди, и у него появляется возможность быстрее среагировать на то мгновение, когда возобновляется гонка. Так получилось и на этот раз. Фактически до последних метров оттормаживая Льюиса Хэмилтона, Боттас подставил своего напарника под атаку соперника. И Макс Ферстаппен не преминул этим воспользоваться. После первого поворота голландец ехал уже вторым, обойдя британского чемпиона в конце стартовой прямой. Наверняка Льюис в этот момент сказал нечто похожее на “Спасибо, дружище”, только в более жесткой форме, которую обычно “запикивают” сигналами по радиообмену.   

Герой дня

Ведя сражение в так называемой своей лиге, лидирующая тройка  оторвалась от преследователей. А вот Серхио Перес пока так еще и не освоился со своей машиной в новой команде. Мексиканцу не удается держать темп Макса Ферстаппена по ходу гонки. Естественно, что пилоты “МакЛарен” и “Феррари”, откровенно наступающие на пятки пилотам команд-лидеров, избрали опытного дебютанта “Ред Булл” в качестве своей жертвы. Еще на первом круге Переса обошел Карлос Сайнс. После ухода сейфти-кара мексиканскому гонщику удалось обойти испанца, но теперь уже Ландо Норрис объехал Чеко. Понадобилось еще добрых 10 кругов, прежде чем гонщику “Ред Булл” удалось-таки обойти британского юнца. К тому времени претенденты на подиум успели отъехать уже довольно далеко.

Но Серхио не был бы Серхио, если бы не проявил умение беречь шины, даже не используя по максимуму мощность и аэродинамические качества своего болида. На первом комплекте покрышек мексиканскому гонщику удалось не только проехать 52 круга, но и полидировать в гонке, пока позади него шла тактическая и физическая борьба Хэмилтона, Ферстаппена и Боттаса между собой. 

Это не осталось не замеченным болельщиками. Интернет-голосованием по итогам гонки Перес был признан гонщиком дня. 


В “Ред Булл” наверняка держали Серхио на трассе так долго еще и потому, что в случае внезапного появления сейфти-кара мексиканец имел бы возможность так и остаться в лидерах до самого финиша. Ведь в режиме машины безопасности проведение пит-стопа всегда более выгодно с точки зрения потери времени. 

Было, правда, ощущение, что Переса придерживают впереди пелотона еще и для сдерживания Льюиса. Ведь следом за британским чемпионом ехал Макс Ферстаппен, которому все никак не удавалось приблизиться к Хэмилтону на расстояние атаки. Но изношенные шины на машине “Ред Булл” не позволили Серхио выполнить порученную  ему командой секретную миссию. Действующий чемпион просто объехал временного лидера, и тому на следующем круге наконец-то дали команду ехать на обслуживание в боксы. 

По-чемпионски

Отдадим должное Льюису. Если с Серхио Пересом он разобрался, пользуясь явным преимуществом в скорости из-за сильно изношенного комплекта покрышек на болиде мексиканца, то вот обгоны, совершенные Хэмилтоном по отношению к своим главным конкурентам, были действительно боевыми.

Потеряв после рестарта вторую позицию, британский чемпион не бросился тут же сломя голову на редуты посрамившего его Макса Ферстаппена. Льюис предпочел дождаться небольшой помарки в пилотировании голландца и затем прошел гонщика "Ред Булл" чисто и красиво. Чуть позже он обошел и напарника, также по ходу гонки за счет четко выбранного для обгона момента с использованием и DRS, и накопленной от тормозов дополнительной кинетической энергии. В общем, был привлечен весь имеющийся в наличии на тот момент арсенал, включая талант, опыт и расчетливость.

Следует отметить, что спортивная форма, в которой находится сейчас Хэмилтон, пожалуй, на самом высоком уровне за все время его карьеры. И пока трудно представить, что может вывести Льюиса из равновесия в его погоне за 8-м титулом.

За лучший круг

Уступив свою позицию напарнику, Вальттери Боттас оказался под давлением со стороны Макса Ферстаппена. Голландец, не сумев снова пройти Льюиса, нацелился на новую жертву. И уехав на пит-стоп кругом раньше, чем это сделали в ответ в команде «Мерседес», гонщик "Ред Булл" сумел вплотную подобраться к финну. Прогретые до рабочего состояния шины австрийского болида позволили ему сразу же начать атаку на позицию Боттаса и… успешно пройти его.

В целом Ферстаппен в Португалии мог вполне похвастать тем, что ему на трассе удалось в одной гонке опередить обоих соперников из чемпионской команды, действующих чемпиона и вице-чемпиона. И с учетом того, что Льюис затем сумел отыграться, к финишу Макс уверенно подъезжал на второй позиции.

Когда за несколько кругов до клетчатого флага отрыв от преследователей вырос до безопасных 25 секунд, которые требовались для дополнительного пит-стопа, Вальттери Боттас по приказу от своего командного мостика уехал за новыми шинами. Цель: установить время лучшего круга гонки, которое на тот момент принадлежало Серхио Пересу. Именно мексиканец на свежих покрышках смог улучшить предыдущий результат Макса Ферстаппена. В погоне за одним дополнительным очком решился на подобную "легкую авантюру" и сам голландец. И надо сказать, ему это удалось сделать. Вот только ситуация повторилась в точности как днем раньше. Дежавю. Гонщик "Ред Булл" вновь не сумел чисто пройти круг и выехал за пределы трассы. В итоге балл достался Вальттери Боттасу.

Следует отметить, что, когда в боксы свернул Макс Ферстаппен, Льюису тоже предложили сменить шины и попытаться установить время лучшего круга. Но Хэмилтон отказался. Уверенно маячившая перед ним победа в гонке уже давала преимущество в 6 очков, даже если бы голландский пилот сумел заработать свой дополнительный балл. А в случае пит-стопа любая неожиданность могла лишить британского чемпиона этой гарантированной победы. В итоге лидер чемпионата предпочел не рисковать.

Остальные…

Лучшим среди остальных пилотов снова оказался Ландо Норрис. Еще на старте британскому гонщику "МакЛарен" удалось обойти Эстебана Окона ("Альпине"), а затем уже по ходу гонки Карлоса Сайнса ("Феррари") и Серхио Переса ("Ред Булл"). Правда, мексиканец затем отыгрался за счет оттянутого времени своего пит-стопа, и на финише Ландо был 5-м. Это позволило ему сохранить пока еще свое 3-е место в общем зачете чемпионата. Его соперники Боттас и Перес на более быстрых машинах  уступают пока еще юной британской звезде 5 и 15 очков соответственно. 

У Шарля Леклера получилось лучше выступить, чем его напарнику. "Феррари" Карлоса Сайнса, так обнадеживающе стартовавшая на первом круге, по ходу гонки стала терять темп. Очевидно, настройки на болиде испанца убивали шины быстрее, чем на второй машине Скудерии. В итоге Шарль был на финише 6-м, а Карлос лишь 11-м, без очкового результата.


Порадовали своих болельщиков пилоты "Альпине". Пусть Эстебан Окон и уступил на финише одну позицию по сравнению со стартовой решеткой, а вот Фернандо Алонсо поднялся на свою 8-ю после старта с 13-го места. Будь испанский чемпион чуть поудачливее накануне в субботней квалификации, глядишь, на 2–3 места повыше он мог бы смело рассчитывать.

Замкнули зачетную десятку Даниель Риккиардо ("МакЛарен") и Пьер Гасли ("Альфа-Таури"). Австралийцу пришлось прорываться с хвоста пелотона, где он неожиданно оказался по результатам своего субботнего квалификационного круга. Пока что самый улыбчивый гонщик "Формулы-1" уступает и по очкам. и по результатам своему юному напарнику по команде. Но судя по скорости, которую в этом сезоне показывают британские болиды, как только Даниель вкатится в машину и в гонки, вместе с Ландо они начнут теребить отстающих гонщиков из лидирующих команд "Мерседес" и "Ред Булл" И значит, при малейших ошибках с их стороны и Норрис, и Риккиардо будут в списке первых претендентов на подиумы. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter