В поисках утраченного: из истории минского вокзала

Чемоданное настроение

Помните старый добрый кинофильм «Безымянная звезда» с Игорем Костолевским и Анастасией Вертинской? Помните? Тогда, наверное, согласитесь: сколько же в нем (помимо, конечно, очаровательной любовной истории) завораживающего романтизма, притаившегося за легкими шторками светящихся окон несущихся вдаль и, кажется, окутанных духами и туманами вагонов. Сверкающие скорые поезда, даже не притормаживающие на скромной станции маленького провинциального городка! Как непреодолимо притягательны они для местной публики, которая приходит на железнодорожный перрон, чтобы хоть на мгновение окунуться в манящую атмосферу убегающего за горизонт, под паровозный гудок, счастья. Вокзал мечты, так и не ставшей реальностью. Чемодан эмоций, который открывает кто–то другой... Придуманный сюжет, захватывающей тенью отразившийся на кинопленке. Однако есть в нем своя доля правды жизни. В отличие от кино на нашей сегодняшней фотопленке запечатлена самая настоящая реальность. Что же прячется в нашем чемодане вокзальных настроений?

Здание Виленского вокзала. Конец XIX в.

Возможно, в XIX — начале XX века кто–то и считал Минск провинциальным, но это больше от личного снобизма или неких завышенных требований. В целом город развивался по европейским правилам и стандартам. Было составлено несколько градостроительных планов, в соответствии с которыми шли застройка и благоустройство. И в 1871 — 1874 годах через городскую территорию проложили две важнейшие железные дороги — Московско–Брестскую и Либаво–Роменскую, соединившие направления восток — запад, север — юг. Попутно железнодорожные пути разделили городскую территорию на отдельные районы.

Первым в 1871 году открылся небольшой Брестский (Александровский) пассажирский вокзал (сейчас район университета культуры и искусств): выразительное по архитектурному решению деревянное здание с высокой башней. Брестский вокзал принимал пассажиров до 1928 года.

Подъездные пути Виленского вокзала. Конец XIX в.
Строительство Виленского пассажирского вокзала Либаво–Роменской дороги завершилось в 1874 году. Первоначально он тоже был деревянным. Но в 1890 году появилось кирпичное здание: два двухэтажных корпуса, размещенные торцом к железнодорожным путям, соединялись длинной одноэтажной галереей. Над строениями высились также две сказочного вида башенки, на которых по праздникам развевались флаги. Надо сказать, традицию с флагами переняла и новая советская власть — посмотрите на сегодняшние иллюстрации.

В дореволюционные годы вокзалы действительно становились центрами городской жизни. Так, на Виленском работали почтово–телеграфная контора, отделение государственной сберегательной кассы. Буфет, конечно. А еще торговая точка издателя Суворина, где продавались почтовые открытки. Некоторые из них позволяют нам проследить, как же менялись облик и настроение минского вокзала.
Виленский вокзал после реконструкции. 1941 г
1918 год. На площади перед Виленским вокзалом толпа военных. И составы явно военные (снимок выполнен со стороны современной улицы Дружной) — все–таки идет Первая мировая. А так пока все по–прежнему.

1920–е годы. Перед главным входом активно формируется привокзальная площадь: с традиционными фонарями на столбах и общественным транспортом того времени — пролетками, конкой. Конка — внутригородская конно–железнодорожная линия: запряженные лошадьми вагончики — появилась в Минске на год раньше, чем в Вильно. Сначала действовали Вокзальная и частично Центральная линии. Первая связывала Брестский и Виленский вокзалы и проходила по Московской и Бобруйской улицам. Вторая шла от Виленского вокзала к Соборной площади по улицам Петербургской (теперь Ленинградская), Коломенской (Свердлова), Захарьевской (проспект Независимости до ЦУМа) и Губернаторской (Ленина).
Вид на Виленский вокзал. 1920-е гг.

1930–е годы. На крышах башен появились слуховые окошки. На Привокзальной площади вместо конных экипажей уже разворачивается трамвай. Заметно реконструирована входная группа здания вокзала. Центральная часть достроена на один этаж.

Вокзал красивый — просто дворец!
Вид на Виленский вокзал со стороны современной улицы Дружной. 1918 г

Однако после реконструкции 1940 — 1941 годов не только архитектурный стиль вокзала, но и его настроение кардинально изменились. Строение приобрело строгий, даже суровый вид, башенки и фасадные украшения сняты — архитектурные излишества. Таким оно дошло до 90–х годов прошлого века. Таким его помнят многие минчане. Только помнят — увидеть уже невозможно. Здание снесли при возведении нового минского вокзала. После Великой Отечественной войны, в 1948 — 1956 годах, сформировался нынешний вид Привокзальной площади, главным композиционным элементом которой стали два здания–башни — ворота города. Может, на некоем подсознательном уровне так увековечены исторические башенки старого Виленского вокзала?

И еще несколько исторических моментов, позволяющих полнее представить атмосферу железнодорожной станции.

Привокзальная площадь. Начало XX в.

Первое. На фото Привокзальной площади начала ХХ века слева видна церковь. Вообще, при вокзалах храмы строили специально — чтобы человек помолился и с божьей помощью отправлялся в путь. В 1900–е годы в Минске возвели монументальную привокзальную Казанскую церковь в районе Западного моста (она не сохранилась), разделявшего Московскую и Ново–Московскую (Мясникова) улицы. На площади перед Западным мостом (площадь Мясникова) стояли часовня (от нее начинались улицы Ново–Московская и Захарьевская) и небольшая деревянная церковка.

Здание Виленского вокзала. 1918 г.

Второе. В конце XIX — начале XX века слово «железнодорожник» звучало в Минске так же гордо, как сегодня «айтишник». Высоко ценилась работа инженера на железной дороге. В 1897 году в городе насчитывалось 345 служащих–железнодорожников: телеграфисты, счетоводы, кассиры, конторщики и т.д. А уже в 1911 году только в управлении Либаво–Роменской железной дороги трудились 994 человека. Выделялись привилегированностью и железнодорожные рабочие, которым платили больше, чем в других отраслях, что позволяло жить в собственном домике, давать неплохое образование детям. Штатные работники железной дороги имели гарантированный оплачиваемый ежегодный отпуск, право бесплатного проезда по железной дороге, форменное обмундирование, квартирные льготы. Неудивительно, что железнодорожники (как профессиональная категория) сыграли важную роль в общественной и культурной жизни города.
Привокзальная площадь. 1930-е годы

Чемоданное настроение... Кому из нас не знакомо это чувство! У одних оно вызывает тревогу и беспокойство перед переменами, у других — радостное предвкушение — снова–таки от предстоящей новизны и неизведанности пути. Все зависит от личного взгляда на жизнь. А вокзал... Он что! Просто ворота, выпускающие в дальнюю дорогу. Но и он же — открытая дверь домой.

Наши дни.
ФОТО ВЛАДИМИРА ШЛАПАКА.

likchodedov@mail.ru

ulitenok@sb.by

Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter