Чемоданное настроение

Жители улицы в Гродно более года ютятся во временном жилье

Жители улицы Татарской в Гродно, пострадавшие от прорыва теплотрассы, больше года ютятся во временном жилье

В декабре 2013-го жителей Гродно потрясла авария на теплотрассе, из-за которой жильцы нескольких домов частного сектора по улице Татарской оказались в смертельной опасности. В ту ночь никто из них серьезно не пострадал только благодаря профессиональным действиям гродненских спасателей. Два молодых сотрудника МЧС получили ожоги, вытаскивая из кипятка перепуганных детей и взрослых. Об их героизме писала местная и республиканская пресса, а прежний губернатор области лично вручил им ноутбуки. Тогда всех объединило общее горе, и никто не мог представить, что 9 пострадавших семей спустя год после аварии так и не смогут вернуться к нормальной жизни. Их старые дома выглядят заброшенными, а получение новых квартир, увы, все еще остается туманной перспективой.

Сразу после аварии в облисполкоме собирались рабочие штабы. Выясняли, как такое могло случиться, есть ли вероятность повторения прорыва и кто все-таки виноват в случившемся. Следствие по делу продолжается до сих пор... Часть вины взяло на себя предприятие «Гродно-энерго», выплатив людям в общей сложности около 300 миллионов рублей за пострадавшее имущество. Житель дома № 18а по улице Татарской Эдуард Ародь говорит, что у него не осталось практически ничего. Кипяток испортил вещи, мебель, технику, стены покрылись плесенью и трещинами, просел пол.

— Когда я проснулся от криков соседей и понял, что произошло, то попытался спасти компьютер и ноутбук, забросив их на холодильник, затем вылез через форточку и устроился на крыше пристройки, — вспоминает события той ночи Эдуард Станиславович. — Пар от горячей воды в доме держался еще сутки, а когда я взял в руки ноутбук и компьютер, то из техники просто выливалась вода. Все вещи оказались испорченными, но при оценке ущерба тумбочку для обуви оценили от 50 до 70 тысяч рублей. Разве в магазине есть такие цены на мебель?

Конечно, пострадавшим людям предоставили временное жилье, но разве может оно заменить собственное, пусть старенькое, но обжитое поколениями родных людей. Эдуард Ародь живет в общежитии, остальные семьи — в квартирах маневренного фонда города, у некоторых есть маленькие дети. Каждому хочется поскорее распаковать коробки, купить новую мебель и вернуться к прежней размеренной жизни. Жители Татарской уже устали ходить в гор-исполком и слышать там один и тот же ответ: «Ждите, вопрос решается».

— По сути, нам ничего не предлагают и не говорят, когда и как может решиться вопрос с жильем, — сетуют Александр Коновалов, Александр Шиманский, Сергей Белайц и другие жители пострадавшей улицы. — Перспектива с общежитием на улице Пестрака, 34а, которое нам предлагают в качестве альтернативы, мало кого устраивает. Вместо дома в центре города с камином, гаражом, подвалом и огородиком получить однокомнатную квартиру типа общежития? Почему нас всех не могут собрать и объяснить, когда ждать новоселья?

Сейчас бывшее общежитие (10-этажное здание на 160 одно- и двухкомнатных квартир) находится на масштабной реконструкции. ОАО «Гродножилстрой» переделывает его в многоквартирный дом, куда в перспективе переедут на постоянное место жительства люди из аварийного или ветхого жилья. Сейчас здесь делают перепланировку квартир, меняют окна, утепляют само здание. В принципе, переезд в капитально отремонтированный дом мог бы стать неплохим вариантом для многих семей, но и здесь никто не может назвать хотя бы примерные сроки сдачи объекта в эксплуатацию.

Мы связались с заместителем начальника отдела ЖКХ Гродненского горисполкома Александром Хоменей. Он рассказал, что обеспечение жителей с улицы Татарской достойным жильем на особом контроле. Люди регулярно приходят в жилищный отдел горисполкома, и каждый получает на свой вопрос подробный письменный ответ.

— В каждом ответе идет ссылка на статьи 158 и 159 Жилищного кодекса. В 158-й статье говорится о сносе жилого дома в связи с изъятием земельного участка для госнужд, 159-я статья рассматривает случай, когда жилые дома признаны аварийными или не соответствующими санитарным и техническим требованиям вследствие чрезвычайной ситуации техногенного или природного характера, — объясняет Александр Хоменя. — В 2013 году все пострадавшие дома обследовала межведомственная комиссия, куда вошли первый заместитель главы администрации города, сотрудники МЧС, инженеры, архитекторы, другие специалисты, которые установили, что эти дома уже имели существенный процент износа до аварии. Так, например, один из домов еще до произошедших событий признавался непригодным для проживания. Не отрицаю, что последствия подтопления налицо, но причиной признания домов не соответствующими санитарным и техническим требованиям стала не произошедшая авария. Например, в ряде домов имеются вопросы по конструктивным элементам, наличие которых позволяет отнести их к указанной категории. Также есть заключение института «Гродножилпроект» об экономической нецелесообразности проведения капремонта. К тому же эти дома находятся в зоне перспективной застройки города и в перспективе все равно будут подлежать сносу. Нужно понимать и еще один важный момент. Если бы комиссия признала дома непригодными для проживания из-за аварии (159-я статья), то жители давно получили бы долгожданные метры.

Кстати, и статья 158, и статья 159 предусматривают получение в собственность квартиры типовых потребительских качеств или денежную компенсацию в размере рыночной стоимости сносимого дома. Сейчас за пять деревянных домов, часть из которых построена более 50 лет назад, власти должны будут в случае изъятия земельного участка для госнужд предоставить жильцам 9 отдельных квартир со всеми удобствами. Дело в том, что в отдельных домах прописаны люди, которые там не проживали, а просто имели долю собственности. У них есть собственное жилье, но, тем не менее, граждане претендуют на получение квартир. Есть и те, кто возвел дома не в полном соответствии с требованиями законодательства.

— Чтобы во всем этом разобраться, ушло немало времени, — отметил Александр Хоменя. — Поиск компромиссного варианта продолжается и сейчас. Мы направили ряд писем в облисполком с просьбой рассмотреть вопрос о выделении земельного участка, на котором расположены дома, под строительство многоквартирного жилого дома. По предварительным данным, облисполком не возражает против возможности такого решения проблемы. Если участок передадут строительной организации, то до строительства многоквартирного жилого дома имеющиеся на данном земельном участке постройки необходимо будет снести. Но, чтобы сделать это, надо сначала реализовать имущественные права собственников частных домовладений. А значит, до того как дома пойдут под снос, люди должны будут переехать в благоустроенные квартиры. Думаю, это может произойти весной—летом нынешнего года.

На снимке: житель улицы Татарской Эдуард АРОДЬ с ностальгией вспоминает о жизни в собственном доме.

Фото: Татьяна КОНДРАТЬЕВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter