Чем земля щедра?

Все больше предметов старины находят не в городищах и курганах, а в поле - на месте распаханных памятников археологии.
Все больше предметов старины находят не в городищах и курганах, а в поле - на месте распаханных памятников археологии. Вот и на выставке "Пошукi i здабыткi", открывшейся в Национальном музее истории и культуры, таких артефактов предостаточно. Если логойскому крестьянину нет причины жалеть горшки и бусинки, вываливающиеся из разрушенных могил предков, то нам есть о чем задуматься. Иногда какая-нибудь булавочка размером всего пару сантиметров будет - в земле теряется, - а ценность ее для науки, как говорится, непреходящая.

Почти 11 тысяч экспонатов - такова добыча музея "с пушкой" за 1994 - 2003 годы раскопок. Мало это или много?

В наше время, когда профессия археолога стала делом настоящих подвижников, - неплохой результат. И впечатляют не только уникальные находки, но и обычные, как говорят исследователи, массовые: доисторические топоры, керамика с загадочными расчесами. Что ни предмет - то оригинальная форма, неожиданный изгиб.

Копали в последние 10 лет в разных уголках Беларуси, но больше всего на традиционно богатом культурным наследием севере. Только жаль, к разгадке многих тайн люди пока не пришли. Вот на выставке видим скопление костей, найденных на городище железного века. Что это, вопрошают сами археологи, результат непомерно активной жизнедеятельности пращуров или ритуальный объект? А кем были жители юго-запада страны в начале нашей эры? Культура их, называемая вельбаркской, считается германской. Но действительно ли были родственниками воинственных готов те полешуки или просто слишком податливым на все модное и заграничное народом? Как шутил один ученый, если откопают через пару сотен лет в центре столицы фундамент "МакДональдса", не предположит ли какой-нибудь любитель сенсаций, что в конце ХХ века Минск завоевали американцы?

Другие находки рассказывают о том, что в начале нашей эры, например, на Борисовщине жили племена древних балтов. И свидетельство этого - изысканная застежка с дивным рисунком, - то ли изображением некоего божества, то ли ради красоты выведенным узором в стиле, бывшем в моде у предков кривичей и литовцев.

Нетрудно догадаться, кому принадлежал меч, рукоять от которого нашли археологи в том же Борисовском районе, на берегу Березины. Ведь рядом с оружием были рассыпаны чуть заметные гирьки-разновесы. Если не варяжский, то приплывший со стороны Киева славянский купец должен был растерять это богатство в самом сердце будущей Беларуси. Если бы обнаружилась другая часть меча, знали бы мы, может, и имя того странника, но сильное течение реки навсегда унесло с собой эту тайну...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter