Чем выше пост, тем толще столешница

Сегодня офис для сотрудников точно дом  родной. В принципе, на работе мы проводим, как минимум, треть своей жизни, а если вычесть время на сон, то на стены рабочих кабинетов мы любуемся раза в 1,5—2 больше времени, чем на занавески собственной гостиной

Сегодня офис для сотрудников точно дом  родной. В принципе, на работе мы проводим, как минимум, треть своей жизни, а если вычесть время на сон, то на стены рабочих кабинетов мы любуемся раза в 1,5—2 больше времени, чем на занавески собственной гостиной. Как отмечают эксперты, в Беларуси все больше компаний стали заботиться о качестве офисного интерьера: и чтобы сотрудникам веселее работалось, да и фирме солидности прибавляет. Впрочем, повышенный интерес к деловому дизайну объясняют также и строительством бизнес-центров. Все больше офисов приобретается в собственность, а если и арендуется, то на долговременной основе в солидных зданиях с законченной архитектурной композицией. И выглядеть серо на фоне холлов и интерьеров бизнес-центров, как минимум, несолидно. 

Как отмечают профессиональные дизайнеры, офисный дизайн — субстанция более сложная и капризная, чем домашние интерьеры. В убранстве квартиры или коттеджа преобладают предпочтения хозяина и доминируют его личные вкусы и представления о жизни. В офисе же необходимо соединить в гармоничное целое пристрастия руководителя, корпоративный стиль компании, подчеркнуть статус и солидность компании и при этом не забыть, что даже стильный по интерьеру офис прежде всего служит местом работы. Кстати, дизайнерские изыски далеко не всегда навевают мысль о труде на благо предприятия. Вся сложность композиции и важность нюансов в ней практически исключают штампы в офисостроении. По крайней мере, солидные компании уже стараются уйти от стандартных решений и нанять профессионалов для создания оригинального проекта. 

Несмотря на все возможности для стилистического разнообразия, выделяют несколько принципов организации рабочего пространства. Впрочем, это только общие наброски, которые выражают отношение к работе и иерархии в компании, принятые в разных странах. 

Американцы широко используют концепцию open space: просторные помещения с перегородками, которые и ограничивают единичные рабочие зоны. Офисные столы, как правило, большие, из светлых пород, чаще используется дерево или шпон, реже — ламинат. Вообще, американским рабочим местам свойственна простота, добротность и демократичность. Кабинет начальника кардинально не выделяется, не «возвышается» над рабочими местами сотрудников. Перед апартаментами высшего менеджмента обязательна приемная-холл, которая по своей площади может быть сопоставима с кабинетом босса. Вообще, присутствие холла, галереи и тому подобных помещений считается признаком богатства и достатка компании: она может себе позволить столь «нерационально» использовать дорогие офисные площади. 

Европейцы уделяют большое внимание дизайну и оригинальности интерьера. Как правило, для всех сотрудников устанавливается одинаковая мебель или, как минимум, выполненная в одном стиле. Японская стилистика испытывает на себе строгую иерархичную структуру компаний этой страны. Начальник за своим столом обычно несколько возвышается над подчиненными, сидя спиной к окну, а лицом — к своим сотрудникам. Офисные перегородки чаще всего мобильные, более низкие, чем американские и европейские, визуально позволяют начальнику контролировать все помещение. Нередко общая концепция интерьера в дальневосточных странах базируется на философии фэн-шуй. Распространено использование зеркал: они не только визуально увеличивают пространство, но и отражают отрицательную энергию. Вода согласно восточной философии не дает «испаряться» положительным эмоциям, поэтому в офисах монтируют небольшие бассейны, фонтаны или аквариумы… 

На предпочтения бизнесменов из стран СНГ большое влияние оказали традиции старой партийной эпохи. Иногда такой подход к офисному дизайну называют кремлевским. Большие кабинеты, массивная мебель, чаще всего из дерева темных тонов. Даже появились своеобразные стандарты: статус владельца стола влияет на толщину столешницы: у подчиненного она в 1,5—2 раза тоньше, чем у начальника. 

Впрочем, сегодня белорусские и российские кабинеты впитывают в себя всевозможные заграничные традиции. Нынче мода на эклектику — гармоничное сочетание различных стилей в дизайне одного помещения. Не так давно модно было использовать в интерьерах элементы на восточную тематику. Например, украсить нишу вазой с веткой сакуры или разноцветными фонариками. 

В некоторых случаях в оформлении офиса логично отталкиваться от рода деятельности компании. Например, если кабинет президента фирмы, торгующей новейшими информационными разработками, выполнен в манере неоклассицизма, под старину, то у посетителей это вызовет подсознательное недоразумение. В данном случае будет уместен дизайн в стиле hi-tech. И наоборот, кабинет председателя правления солидного банка с минималистским современным дизайном ассоциируется с рискованностью капиталовложений. Ощущение надежности и солидности у партнеров в данном случае скорее вызовет обстановка в классическом стиле. В кабинете первого лица компании крайне важен и «солидный» вид из окна. Скажем, комнаты с панорамами на исторические памятники или центральные площади сдаются в бизнес-центрах по особой цене. В любом случае офис должен быть продолжением, элементом общей концепции фирменного стиля, который в крупных и честолюбивых компаниях включает в себя все: визитки, бланки, внешний вид сотрудников, эмблемы, рекламу… Ведь, кроме утилитарной функции, офис формирует и образ компании в глазах партнеров и клиентов, что косвенно отражается на доходах компании. 

Нередко в качестве аксессуаров используют скульптуры, инсталляции, живопись на тему своего бизнеса. Скажем, нефтетрейдеры — макеты нефтяных вышек. Современные технологии позволяют разнообразить офис различными неожиданными элементами декора. В России очень популярны стеклянные прозрачные полы, в которые монтируется продукция предприятия. Они могут устилаться и морской галькой, и ракушками, и золотыми монетами… 

Но в общем, как отмечают профессионалы, белорусские бизнесмены тяготеют больше к европейской концепции офисных интерьеров: трепетно относятся к дизайну, заказывают проекты у известных профессионалов, иногда выписывают их из-за границы. Хотя обладать шикарным рабочим местом — дорогое удовольствие. В среднем отделка квадратного метра офисных помещений обходится в 250—300 долларов. Приблизительно столько же придется потратить на мебель, освещение, аксессуары.  

Причем, как утверждают профессиональные дизайнеры, офисная мода меняется крайне быстро и сохраняет актуальность максимум пять лет. Амбициозные компании обычно обновляют интерьер каждые 2,5—3 года. За это время могут смениться вкусовые предпочтения в среде бизнес-элиты. В том числе и под влиянием непререкаемых авторитетов. Скажем, брифинг-приставки вошли в моду в России с легкой руки Владимира Путина. Он именно за ними проводил ряд официальных и деловых встреч, фрагменты которых щедро транслировались телевидением. Теперь многие итальянские и английские офисные гарнитуры, импортируемые в Россию, обязательно снабжаются приставными брифинг-элементами. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter