Чем умнее светофор - тем безопаснее движение

Красный, желтый, зеленый.
Красный, желтый, зеленый. Как на самом деле работает система городских светофоров - сложнейший электронный механизм, - известно лишь немногим посвященным. Сегодня вникнуть в тонкости "светофорной жизни" есть шанс и у наших читателей.

Центр управления перекрестками (ЦУП) - сердце мощного светофорного организма. Затаив дыхание, слежу за происходящим на электронной карте Минска, испещренной многочисленными разноцветными кружочками. Каждый такой условный знак - светофор. Или правильнее сказать, светофорный объект - "облагороженный" электронными регулировщиками перекресток или пешеходный переход. 217 из 389 этих объектов - "в системе", то есть управляются централизованно. Изучаю цветовую гамму: большинство условных знаков излучают спокойный розовый свет. Это означает, что все в порядке: светофоры работают в нормальном режиме координации. Буквально на моих глазах кружок-перекресток "пр. Пушкина - ул. Одоевского" приобретает ярко красный цвет: тревога! "Не волнуйтесь, - успокаивает меня мой "гид" Альберт Савицкий, заместитель начальника отдела технических средств и систем УГАИ Мингорисполкома. - В течение часа неполадка будет устранена. В городе в данный момент дежурят 11 машин Специального монтажного эксплуатационного предприятия (СМЭП). Этого вполне достаточно, чтобы оперативно справиться с любой неприятностью". Часть "красных" светофорных объектов отключены в связи с плановым техническим обслуживанием. Обычно это происходит не в часы пик, а в более спокойное для водителей и пешеходов время суток.

Желто-красная расцветка означает, что светофор переведен в режим "желтого мигания", то есть перекресток автоматически не регулируется. Этот режим чаще всего включается ночью, когда светофоры "отдыхают". Днем подобное может произойти лишь в экстренной ситуации, к примеру, из-за перегоревшей лампы: в этих случаях движение координирует инспектор ГАИ. "Старинные" ламповые установки преподносят такие сюрпризы в среднем 600 - 800 раз в месяц. А вот их светодиодные аналоги (их в городе уже более 80) куда надежнее: подводят в 100 раз (!) реже. Да и водители без запинки перечислят неоспоримые преимущества светофоров нового поколения: светят ярко и не бликуют, при любой погоде сохраняют четкость цвета. Во всяком случае, желтый с зеленым, как это часто происходит по вине их ламповых собратьев, не перепутаешь.

Белый цвет - признак работы в переходном режиме. Голубым помечены объекты, которые временно управляются вручную. В зависимости от интенсивности движения транспорта ЦУП меняет и планы его координации. Перемены касаются в основном утренних и вечерних часов, когда минчане едут на работу и с работы. Может быть, заметили, что в это время зеленый свет для водителей на оживленных магистралях горит дольше?

"Зеленые улицы" для транспорта специального назначения и детских автобусных колонн открываются тут же, в центре. Связь с сотрудниками ГАИ, обеспечивающими беспрепятственный проезд, работники ЦУПа держат постоянно. Не проходит и полминуты, как несколько десятков кружочков складываются в очередной "зеленый коридор".

Вскоре, утверждает главный конструктор автоматизированной системы управления дорожным движением Валерий Корзун, работа центра будет строиться иначе. Валерий Николаевич указывает еще на одну электронную карту: "Это действующий фрагмент нашей экспериментальной схемы. В качестве полигона для наработки новых технических решений мы определили Партизанский проспект, Логойский тракт и улицу Орловскую. Суть тут вот в чем. На улице устанавливаются датчики, которые измеряют интенсивность движения. Эта информация мгновенно передается контроллеру, мозгу светофора, который автоматически удлиняет или укорачивает время, скажем, зеленого сигнала для водителей. Разумеется, все это происходит с ведома специалистов ЦУПа".

Каждому из нас хотелось бы переходить улицу возле своего дома по сигналу светофора. Это удобно и безопасно. К тому же история большинства электронных регулировщиков начинается именно с письменного пожелания жильцов соседних с перекрестком или пешеходным переходом домов. Однако устанавливается новый светофорный объект лишь в том случае, если дорожная обстановка соответствует хотя бы одному из четырех официальных критериев. При этом учитываются интенсивность движения машин и пешеходов и аварийность на данном участке дороги. В противном случае напрягать проектировщиков, геодезистов, строителей и тратить бюджетные средства нет смысла.

В последнее время светофорами ежегодно оборудуется в среднем 5 - 7 перекрестков и пешеходных переходов. В нынешнем году электронные регулировщики уже появились на перекрестках ул. Лобанка - ул. Сухаревская и ул. Лобанка - ул. Шаранговича. До конца года автоматизировать управление движением планируется и на таких напряженных развязках, как ул. Воронянского - ул. Авакяна, ул. Бурдейного - ул. Лобанка, ул. Шафарнянская - ул. Городецкая и некоторых других. Есть в Минске еще одна "горячая точка" - разворотное кольцо

ул. Мирошниченко - МКАД. Минчанам это место хорошо знакомо благодаря соседству с выставочным комплексом "Экспобел". Построить здесь светофорный объект подряжался выставочный комплекс. Однако обещания не выполнил. На недавнем заседании городского комитета архитектуры назначен новый и окончательный срок исполнения задуманного - 1 сентября 2004 года. Ситуация, уверяют в УГАИ Мингорисполкома, под контролем. Всего же в нынешнем году предстоит удовлетворить еще 5 заявок на установку светофоров.

В настоящий момент улицы украшаются в основном светодиодными "светилами", которые управляются с помощью современных и очень "сообразительных" контроллеров. Еще недавно факты взлома светофорных "мозгов" фиксировались не так уж и редко. Сегодня подобные попытки обречены на провал: сверхчувствительная сигнализация тут же "доложит" обо всем в ЦУП, и на место происшествия незамедлительно прибудет наряд милиции. Умными, как видите, бывают и светофоры.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter