Что даст стране проект «Занятость, профессиональное образование и обучение в Беларуси»?

Чем ценны навыки

У выпускников еще есть возможность выбора будущей профессии — централизованное тестирование стартует 12 июня. У Правительства же на повестке дня куда более глобальная задача — обеспечить экономику конкурентоспособными работниками. Для этого система профессионального образования и обучения нуждается как минимум в достоверной информации о том, какие навыки и компетенции будут востребованы в средне– и долгосрочной перспективе.

Еще недавно система образования, скажем прямо, порой не успевала оперативно реагировать на запросы рынка. Хотя есть и обратные примеры: заблаговременно была начата подготовка специалистов для работы в сфере атомной энергетики. Сейчас же Минобразования работает в более тесном взаимодействии с Минэкономики, Минтруда и соцзащиты и куда лучше отслеживает ситуацию. Скажем, после подписания Президентом документов о развитии IT–экономики в 2018 году было решено увеличить набор в вузы на IT–специальности, а вот на экономические и юридические — наоборот, сократить. Пока тем не менее подобное лавирование сродни ручному управлению сложнейшим механизмом. Как и расширение в нынешнем году полномочий учредителей учреждений профессионально–технического образования по корректировке цифр приема в зависимости от потребностей региона в кадрах. Следует пристальнее смотреть на перспективу: нынче во всем мире, помимо информационных технологий, внимание уделяется и другим инновационным высокотехнологичным секторам — био– и нанотехнологиям, робототехнике, энергосберегающим технологиям... Традиционные отрасли экономики также будут развиваться, но на инновационной основе.

По оценке начальника управления экономики инновационной деятельности Минэкономики Дмитрия Крупского, численность креативного класса — занятых в научно–инновационной сфере — в Беларуси нынче составляет чуть более 110 тысяч человек. Чтобы не отстать от других стран, нужно увеличить эту цифру как минимум в 4 раза. Иначе никак: на протяжении нескольких десятилетий в мире формируется постиндустриальная цивилизация, а наука становится непосредственной производственной силой. Десятки тысяч изобретений создаются под заказ, воплощаясь в товарах. И в ближайшие 3 — 5 лет эксперты ожидают очередную смену технологических укладов. Словом, готовится материальная основа для экономики знаний.

Помочь в создании прочной связи между предложением системы профессионального образования и потребностями рынка труда, по идее, призван проект «Занятость, профессиональное образование и обучение в Беларуси». К его реализации недавно приступила германская консалтинговая группа GFA в сотрудничестве с ECORYS (Польша, Нидерланды) при финансировании ЕС. А основными партнерами выступают наши Минобразования, Минтруда и соцзащиты и Минэкономики. Среди целей проекта — укрепление национальной системы квалификаций, разработка нескольких десятков профессиональных стандартов, а также обмен опытом с ведущими мировыми экспертами в области профобразования. Последнее немаловажно: как признается руководитель отдела проектов и программ представительства ЕС в Беларуси Фредерик Куне, в Европе сейчас тоже ищут пути наиболее оптимальной реформы системы образования. По его словам, «сантехник в Европе сегодня живет лучше, чем экономист». А в будущем, убежден Фредерик Куне, ценные навыки будут важнее академических знаний. Если нашим и зарубежным экспертам удастся выработать общее видение модернизации профессионального образования, то перспективы трудоустройства станут куда заманчивее.

nesterov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter