Зачем ученику размороженная еда?

Чем свежее, тем полезней и вкуснее

В организации школьного питания в новом учебном году появятся коррективы. С сентября школы перейдут на стандарты контроля качества производства ХАССП, подразумевающая контроль за производством пищевых продуктов на всех этапах изготовления. 


Вообще, система питания школьников в Беларуси уникальна. В других странах, как западных, так и постсоветских, ничего подобного нет. В рекомендациях расписаны не только требования по содержанию белков, жиров и углеводов, но и к конкретным продуктам, потому что питание детей и подростков дотируется, и такой подход позволяет рассчитывать финансовые затраты. Более того, для дошкольных учреждений создан сборник рецептур, где блюда рассчитаны и подобраны не только с учетом их пищевой ценности, но и макро- и микроэлементов. Так что можно проследить, сколько и каких веществ ребенок получает в день, неделю, месяц. В Европе же рекомендации в основном по количеству калорий, набранных за счет тех или иных питательных веществ.

По сравнению со странами СНГ наша система детского питания вообще лучшая. Например, в Москве и Санкт-Петербурге почти нет школ, где пищу готовят на месте. 

А может, так и надо? Ведь предложения по переходу на централизованное обеспечение школ пищей то и дело поступают. Но этот шаг требует значительных дополнительных затрат: создание фабрик, обеспечение их транспортом… К тому же в школах и садах в таком случае нужно устанавливать оборудование для подогрева и специальные дефростеры, чтобы размораживать еду. А во-вторых, наша система объективно лучше, уверяет заведующая отделением гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Алла Малахова:

— Зачем ее ломать? У нас по стране 97 процентов детей и подростков обеспечены горячим питанием. Они привыкли есть свежеприготовленную пищу. С ней ничто не сравнится по вкусу. Зачем навязывать им размороженную еду?

Особая история — питание в сельских школах. Родители учеников за него здесь недоплачивают, финансирование идет полностью из бюджета (в городских школах бесплатно питаются только младшеклассники). Еще одно отличие — полноценный обед с первым, вторым и третьим блюдом для сельчан, тогда как городские школьники получают лишь горячий второй завтрак.

МНОГИЕ сельские школы, а в Минской области вообще все, переведены на полное самообеспечение. Однако директор Людвиновской средней школы Вилейского района Петр Михайлов говорит, что это не совсем так. Скорее, обеспечением питания в школах на селе занимаются отделы образования:

— Мы давно уже сами не заказываем, а тем более не выращиваем продукты. Санитарные нормы ужесточились, и теперь, чтобы кормить детей тем, что вырастили сами, надо заказывать экспертизу, получать сертификаты. Все это недешево, да и выращивать те же овощи в таких объемах, чтобы использовать в школьной столовой, сложно. Это около 10 лет назад соседнее хозяйство сажало картошку, мы помогали копать, и после покупали эту самую картошку по символической цене. Сейчас все проходит через отдел образования райисполкома: они организовывают централизованную закупку и доставку продуктов. Проводят тендеры, выбирают хозяйства, и те привозят еду в школы. Так что у нас осталось буквально 5 соток для того, чтобы школьники проходили практику. Все, что там выращиваем, продаем своим же сотрудникам, а деньги кладем на счет школы в управлении образования. Меню тоже разрабатывают специалисты-технологи. Да, действительно, питаются все дети бесплатно, а если посещают группы продленного дня, то дважды. Дети из многодетных и малообеспеченных семей могут получать двухразовое питание и без учета времени, проведенного в школе. 

Кристина ТРОСКО
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter