Чем слово отзовется?

Футбол и пресса. Два берега одной реки

Футбол и пресса. Два берега одной реки


Состоявшаяся недавно совместная акция ассоциации «Белорусская федерация футбола» и редакции «СБ» — «круглый стол» на тему «Наш футбол» — обнажила много острых углов. Об одном из них — работе телевидения — мы рассказали в номере за четверг. Сегодня вторая часть «информационного балета» — газетная.


На орехи пишущей братии досталось не меньше, чем телевизионщикам. Главным критиком и здесь выступил наставник сборной Бернд Штанге. К слову, представители прессы к замечаниям отнеслись нормально: главный редактор «Прессбола» Владимир Бережков поблагодарил Штанге за критику и инициативу, заметив, что сам порой готов «открутить руки журналистам, которые как напишут что–нибудь...», а председатель АБФФ Геннадий Невыглас пообещал содействовать в решении вопроса выхода газеты по понедельникам.


Не обошли стороной и работу пресс–служб клубов высшей лиги и АБФФ. Есть «свои неполадки в пробирной палатке» и в этом направлении. Зачастую информацию из клубов приходится выуживать, проявляя сноровку матерого рыбака, новости в клубах замалчиваются, хранятся, как военная тайна, и создается впечатление, что даже под пытками пресс–атташе или представитель команды ее, тайну, не раскроет. А между тем из всего этого складывается имидж клуба, и чем более он открыт для прессы, тем лучшую репутацию имеет. А уж запрет на общение со СМИ, который особо грамотные руководители клубов накладывают на своих игроков, и вовсе ни в какие ворота не лезет. Это каменный век, в который, увы, нам иногда приходится возвращаться...


Бернд Штанге, главный тренер сборной Беларуси: Меня не устраивает работа прессы. О матчах, которые проходят в пятницу и субботу, мы можем прочитать только во вторник. Это неправильно. Может, я, как иностранец, чего–то не понимаю? Но объясните мне, что мешает нашим газетам выходить в понедельник? Какие механизмы нужно сдвинуть, чтобы изменить ситуацию? Я знаю, что это очень трудно, но надо пытаться. Нужны инициативы. Почему нельзя в общественно–политических газетах сделать футбольный вкладыш? Отчего бы к началу следующего сезона не выпустить красочный спецвыпуск с фотографиями команд, с телефонами клубов? У нас есть время до конца марта. Если мы решим эти проблемы, то в апреле начнем чемпионат на новом уровне.


Павел Якубович, главный редактор «СБ», руководитель комитета по работе со средствами массовой информации АБФФ: Все зависит от точки зрения. Если придерживаться мнения, что у нас все хорошо, то и критика будет выглядеть не совсем конструктивно. Но давайте взглянем с другой стороны. Наша сборная пока проигрывает, БАТЭ — не выигрывает. Он отчаянно сопротивляется и мужественно ведет борьбу, но матч «Динамо» — БАТЭ показал, что болельщик идет посмотреть на «Зенит» и «Ювентус», а не на минское «Динамо» или БАТЭ. Тут возникает очень много принципиальных проблем, о которых сегодня надо говорить. Я хотел бы обострить дискуссию. Во–первых, острота и принципиальность нужна. Во–вторых, все, о чем мы сегодня говорим, станет достоянием болельщиков. Поэтому хочу обратиться к Владимиру Бережкову, чтобы он дал свою оценку моим словам.


Владимир Бережков, главный редактор «Прессбола»: Футбол как продукт не возникает на пустом месте. Те традиции, которые мы имеем, идут еще с советских времен. Спасибо, господин Штанге, за посыл — «почему «Прессбол» не выходит по понедельникам?». Я 18 лет руковожу этой газетой. И все эти годы задаю этот вопрос во всех инстанциях. Почему мы не можем в понедельник выйти к читателям? Этот вопрос, как мне кажется, в компетенции этого «круглого стола». Федерация футбола, имея такое доверие со стороны руководства страны, может продвигать эти вопросы. Я очень хотел бы, чтобы мы внесли предложение в Министерство информации, в Администрацию Президента о том, чтобы белорусские газеты, как и российские, оказывались в киосках по понедельникам.


Геннадий Невыглас, председатель АБФФ: Надо заставить в субботу и воскресенье работать типографию. Так и говорите.


Павел Якубович: Здесь еще более сложный комплекс вопросов, потому как типография — это один из сегментов. Есть еще почта, распространение, экспедиция. Вопрос непростой.


Владимир Бережков: Журналистику делают личности. Я воспитывался на Якубовиче. Его футбольные заметки в газете «Знамя юности» до сих пор, на мой взгляд, остаются лучшими. Болельщики идут на «Зенит» и «Ювентус», потому что там играют Аршавин и Дель Пьеро. Так и читатели покупают газеты, потому что там есть Петров, Иванов или Сидоров. Каждый хочет увидеть «свой» комментарий. Не надо ставить всех журналистов в один ряд. Если «Советская Белоруссия» сегодня имеет самый большой тираж, то она должна иметь какие–то преференции. Аудитория этой газеты должна быть определяющей. Бернд Штанге сказал, что для него все СМИ равны. Это неправда. Есть разное отношение к разным СМИ, потому как у каждого своя аудитория. Это так же наивно, как говорить, что у «Прессбола» одинаковое отношение к БАТЭ и «Савиту». К БАТЭ внимание сегодня на порядок выше. Это объективные обстоятельства. Только в конкуренции можно сделать продукт. Только путем определения лучшего как на поле, так и в журналистике.


Павел Якубович: Хотелось бы узнать, как тренер Гончаренко относится к СМИ, которые освещают чемпионат.


Виктор Гончаренко, главный тренер БАТЭ: Хочется больше позитива, когда речь идет о наших командах, футболистах. Надо делать хорошую рекламу самих себя.


Павел Якубович: А все ли делают клубы для этого?


Виктор Гончаренко: Наверно, какая–то вина на клубах лежит. Что касается БАТЭ, то мы всегда открыты для контактов. Однако хотелось бы отметить некоторые нюансы в работе прессы. Много ляпов, невнимательности. Когда в протоколе матча вдруг оказывается в составе команды 10 человек вместо 11, то о каком уважении к прессе может идти речь? Читая некоторые отчеты об игре, футболисты просто смеются.


Павел Якубович: Мне очень понравилась инициатива минского «Динамо» в плане сотрудничества со СМИ. Клуб выпускает собственную газету и знакомит людей с ситуацией, которая происходит в клубе.


Юрий Шуканов, генеральный директор минского «Динамо»: У нас была идея раскручивать наш брэнд — «Динамо», поэтому мы и создали газету. Сейчас пытаемся вывести ее на более высокий уровень. Я согласен с Владимиром Бережковым, что кадры решают все. Мы постоянно работаем над материалами, чтобы они были интересными и читабельными. Выпускаем газету и стараемся делиться клубными новостями.


Павел Якубович: Хорошая инициатива. Думаю, что ее с удовольствием воспримут в БАТЭ, в МТЗ–РИПО и других наших клубах. Пенять на СМИ легче всего, но нам нужна обратная связь. Нам нужна информация. Скорее даже клуб должен быть больше заинтересован в нас. Владимир Петрович, всегда ли клубы для вас открыты? Нет ли проблем для получения интересной, даже порой скандальной информации?


Владимир Бережков: Нас, журналистов, учили информацию искать. Учили на журфаке, учили в жизни. Мне порой непонятны наши футбольные руководители, которые хотят какую–то информацию утаить. Если на ту или иную тему пишут и она читабельна, значит, она представляет интерес. Значит, это продукт, который идет на пользу футболу. Можно соглашаться с журналистами или не соглашаться, можно обижаться и лишать их аккредитации, можно не общаться, можно делать все что угодно, но нельзя запрещать игрокам или тренерам давать интервью. У нас есть «великие» клубы, которые записывают такие правила в контракт. Вы работаете в футболе, а эта игра — общественное достояние. Я не оправдываю всех журналистов. Есть такие заметки, что автору хочется «руки оторвать» и вообще запретить ходить на футбол. Юрий Пунтус прав, говоря, что мы делаем футбол вместе.


Славолюб Муслин, главный тренер минского «Динамо»: На своей первой пресс–конференции я сообщил журналистам, что всегда готов ответить на все их вопросы, что открыт для общения, а при необходимости могу назвать свой номер телефона. Это не секрет.


Геннадий Невыглас: Проблема есть, и не замечать ее нельзя. Мы с трудом создали пресс–службу у себя в федерации, и работа по ее усовершенствованию еще ведется. Крайне плохо пресс–службы работают и в клубах. Хорошо, когда тренер дает свой номер телефона. Но звонки во время тренировок — это тоже не вариант. Все эти вопросы должны регулироваться через работу пресс–служб. Перед матчем БАТЭ с «Зенитом», например, журналист «Прессбола» раз пять спросил у игроков питерской команды, как они относятся к тому, что на стадионе «Динамо» плохой газон. Как плохой, почему? Я дал команду разобраться. Выяснили, что этот журналист вообще ни разу не был на футболе. А весь Питер потом думал, что у нас плохой газон. Бережков прав, что футбол — игра миллионов. Не может в ней быть никаких секретов. Но скандалов на пустом месте должно быть меньше.


Владимир Бережков: Я хочу сказать спасибо БАТЭ за подаренную футбольную осень. Нам сейчас ничего не надо придумывать. Надо просто писать о футболе.


(Продолжение следует.)

 

За кулисами дискуссии


Во время «круглого стола» Геннадий Невыглас раскритиковал работу клубных пресс–служб. И действительно, найти необходимую информацию о том или ином игроке, тренере или просто узнать последние новости команд — большая проблема. Работа интернет–сайтов — отдельная тема. К примеру, на официальном сайте новополоцкого «Нафтана» последней новостью значится анонс 23–го тура чемпионата Беларуси. На сайте «Савита» последние новости датировались сентябрем. У «Сморгони» и вовсе нет официального сайта. Не удалось найти своей странички в сети и у «Гранита», «Локомотива», «Днепра»... Да и зачем далеко ходить за примерами. Не в обиду коллегам из пресс–служб будет сказано, но для того чтобы подготовить вот этот комментарий–послесловие, понадобилось убить полдня...


Алексей Михаленя, пресс–атташе МТЗ–РИПО: Наш сайт обновляется два–три раза ежедневно. Последние новости, фотографии, видео голов — все есть. Не забываем и об обратной связи: каждый болельщик может пообщаться с футболистом, тренером или руководством клуба, написав в рубрику «Вопрос — ответ». Как работаем с прессой? Всегда ей рады. Но иногда приходится доходчиво объяснять, что лучше сначала зайти на официальный сайт, а потом звонить с вопросами.


Олег Соболевский, пресс–атташе минского «Динамо»: Все последние новости мы даем на нашем официальном сайте. Более подробная информация выходит в газете «Динамо»–Минск». Там информация и о детском футболе, и о дублирующем составе, и об основе. Ко всему прочему все журналисты знают мой сотовый телефон и могут набирать меня в любое время. Всегда открыт для общения. Но есть табу — мы никогда не комментируем слухи. Несолидно.


Сергей Мещеряков, пресс–атташе московского «Локомотива»: Работа пресс–атташе в клубе российской премьер–лиги практически ничем не отличается от остальных чемпионатов. Есть некоторые нюансы в каждом клубе. Я, к примеру, занимаюсь взаимодействием клуба и СМИ. Это помощь в организации работы прессы, организация интервью, проведение аккредитации на чемпионат и все турниры «Локомотива». Кроме того, постоянно обновляем новости на официальном сайте — доносим информацию о клубе до общественности. Есть в «Локомотиве» и свой телевизионный канал. Выпускаем также журнал «Локомотив». В основном я знаю лично всех журналистов, кто работает на матчах «Локомотива». Это необходимо, чтобы помогать службе охраны — у нас фейс–контроль. В день бывает по 300 звонков — всегда отвечаю на все вопросы. У нас с журналистами единая команда. Всего в пресс–службе «Локомотива» работают 4 человека. А если считать еще и департамент общественных связей, то 15. Для серьезного подхода к вопросу — это нормальное количество.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter