Заметки корреспондентов «СГ» на полях форума «Беларусь молочная»

Чем сильнее игрок, тем больше желание вытеснить его с рынка

Беларусь, повторим это снова, — в пятерке ведущих экспортеров молочки, из года в год все увереннее закрепляет за собой позиции крупного игрока на мировом рынке. Сегодня мы занимаем третье место по поставкам сливочного масла и четвертое — сыров и творога. Но в условиях, когда на рынке ежегодно появляются новые игроки, меняются старые и возникают новые правила игры, это не реальность, данная навсегда. Потому что наполнение молочных рек и экспортного потенциала отрасли, а именно на этом акцентировали внимание участники форума «Беларусь молочная», — очень серьезная работа. Особенно сейчас, когда на первые позиции выходят дальновидность страны-экспортера и конкурентоспособность продвигаемой продукции. 

Участники форума сошлись во мнении, что успешность бизнес-идей зависит от правильной упаковки.

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ директор российского «Союзмолока» Артем Белов в оценках предельно точен, обращая внимание, что главные риски были и будут сопряжены с наращиванием производства и расширением географии поставок. Даже несмотря на то, что уже сформированы три ведущих эшелона экспортеров молочной продукции: Евросоюз и Новая Зеландия, США и Австралия, Беларусь и Аргентина. Причина в том, что спрос на молочку не снижается, а конкуренцию никто не отменял, вот и вынуждены все сильнее толкаться игроки рынка. Тем более что сейчас четко сформированы ключевые позиции, на которые приходится основной вал продаж, — сыры, масло, сухое цельное и сухое обезжиренное молоко. И если экспорт ориентирован на прибыль, соответственно, станут появляться новые игроки, которые постараются потеснить мировых трейдеров. К примеру, в этот клуб активно пробиваются Аргентина, Бразилия, Индия, где молочная отрасль дает ежегодный прирост не менее 6 процентов. Кстати, мировое производство молока в среднем увеличивается всего-то на два процента. 

Какие в этом риски для Беларуси? Наш АПК избрал экспортно ориентированную модель развития и к 2020 году должен обеспечить объем поставок на уровне 7 миллиардов долларов. Первая скрипка здесь за молочкой, в структуре экспорта за ней 40 процентов. Если говорить цифрами, только в прошлом году она принесла два миллиарда из общих 5,2 миллиарда долларов, вырученных за реализацию сельхозпродукции за пределами страны.

С одной стороны, растущий спрос на белорусскую сельхозпродукцию подтверждает ее высокое качество. Но, с другой, для успешного вхождения на рынок товар должен быть конкурентоспособным. Тем более что производство молока за прошлый год выросло в мире на 16 миллионов тонн, набирают обороты не только ведущие страны-производители. Поэтому Беларуси нужно укреплять позиции, утверждает министр сельского хозяйства и продовольствия Анатолий Хотько: «Работа должна вестись по нескольким направлениям: качество, глубина переработки и внедрение передовых технологий в животноводстве. Да, мы не можем похвастать высокими темпами роста в производстве, однако в прошлом году получили 7,4 миллиона тонн молока, прирост к году предыдущему — 165 тысяч тонн. Для внутреннего потребления необходимо чуть более трех миллионов, все остальное уходит на экспорт. Сейчас нужно больше внимания уделять углубленной переработке сырья и производству товаров с высокой добавленной стоимостью. К тому же необходимо взять на особый контроль содержание и кормление молочного скота, внедрение передового оборудования и технологий в производство, что только повысит конкурентоспособность нашей продукции».

Участники знакомятся с новыми продуктами на белорусском рынке, оценивают их вкусовые качества и свойства.

ПОЗИЦИЯ, озвученная главой аграрного ведомства, удачно вписалась в контекст форума, эксперты которого все акценты смещали на растущую потребность в молочных продуктах, кивая в сторону Китая. Азиатский рынок сегодня перспективный и привлекательный для стран-экспортеров, так как активно развивается и имеет огромный потенциал, особенно что касается сухих молочных продуктов. К слову, в прошлом году на поставках молочки в Поднебесную Беларусь заработала 60,5 миллиона долларов, что в 9,2 раза выше, чем в 2017-м. 

Правда, на китайском рынке работает весьма серьезный конкурент — Новая Зеландия. Это не повод отказываться от борьбы с ним, однако и хороший намек оглядеться и по сторонам, и по другим странам. Тогда можно заметить еще и Вьетнам, кстати, не менее перспективный. Прогноз аналитиков таков: к 2020 году потребление молочных продуктов в пересчете на молоко составит 28 литров в год на душу населения при нынешних 20. Это при том, что в стране проживает около 97 миллионов человек, а производство молока достигло всего лишь 840 тысяч тонн. Так что можно просчитать масштабы востребованности в молочных продуктах уже в ближайшем будущем. К слову, общая стоимость импорта в стране достигает миллиарда долларов. На белорусскую продукцию, сухое и питьевое молоко, приходится немного — 1,4 миллиона долларов. К уровню 2017-го эта цифра выросла в 2,4 раза и продолжает расти. Правда, хотелось бы увидеть более уверенный подъем, учитывая, что с Вьетнамом у нас беспошлинная торговля. 

Есть еще и рынок Арабских Эмиратов, где, по оценкам экспертов, объем внутреннего потребления — 328 миллионов литров в год, а собственное производство обеспечивает внутренние потребности лишь на 56 процентов. Но мы пока робко осваиваем прилавки ОАЭ и представлены здесь единственным волковысским «Беллактом».

ДА, перспектива хоть и выглядит заманчиво, но отечественные производители предпочитают работать на расстоянии вытянутой руки. Обвинять их в неповоротливости не стоит. Наоборот, российские эксперты утверждают, что Беларуси главный акцент стоит сделать именно на премиальный и высокомаржинальный рынок стран ЕАЭС. Это и удобная логистика, и отсутствие таможенных пошлин, и высокий спрос, ведь на территории этих стран схожая культура потребления молочных продуктов. Точно подметил генеральный директор концерна «Брестмясомолпрома» Михаил Серков: «Гораздо проще не отказать российским компаниям, нежели убедить китайцев купить наш товар. Ведь они не едят наши продукты в том виде, в котором мы их привыкли видеть на своем столе. На азиатском рынке работают совершенно иные правила торговли. Чтобы в них вписаться, производители должны переломить свое сознание. Это требует и времени, и денег».

Оно так и получается: российский рынок втягивает в себя 78 процентов белорусской молочки, произведенной на экспорт. Несмотря на ограничения и запреты, которыми с завидной регулярностью разбрасывается Россельхознадзор. Да, это привело к некоторому перераспределению экспортных поставок в пользу других стран СНГ, удельный вес российского рынка за прошлый год снизился на 12,4 процентного пункта. Но, по мнению начальника главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексея Богданова, ограничения со стороны Россельхознадзора повлекли за собой другие негативные последствия:

— В прошлом году не выполнены планы по объемам поставок в пересчете на молоко в размере 617 тысяч тонн. Начало нынешнего года также неутешительно: за два месяца недопоставлено в пересчете на молоко по 1,7 тысячи тонн сухого обезжиренного молока и масла, 4 тысячи тонн сухого цельного и 32 тысячи тонн прочей продукции. 

Для людей сведущих нет секрета в том, что борьба Россельхознадзора с якобы некачественной белорусской продукцией есть прямое лоббирование собственных производителей молочки, которым нужно обеспечить высокую доходность отрасли, ведь они не в силах тягаться с низкими белорусскими ценами. Поэтому не стоит питать иллюзий, что за год-два ситуация стабилизируется, наоборот, процесс будет развиваться с большей силой.

Доказательства? В России производство молока находится на уровне 18 миллионов тонн. Дефицит, если говорим о внутренних потребностях, свыше 4 миллионов. В частности, производство и потребление молока на душу населения в России составляет 206 и 231 килограмм соответственно. В Беларуси, для сравнения, 771 и 249 килограммов, а уровень самообеспеченности превысил 235 процентов. Это самый высокий показатель среди стран ЕАЭС. У нас и самая высокая товарность молока на всем постсоветском пространстве — 89,4 процента. Причем даже Польша, на которую так любят равняться производственники, слегка отстала от нас. Не говоря уже о России, где товарность и вовсе на уровне 60 процентов. 

Возвращаемся к тому, с чего начинали, и замечаем парадокс: постепенно закрывая свой рынок для Беларуси, Россия пытается конкурировать с нами в поставках молочки на китайский рынок. Вместо того чтобы бросить все силы на импортозамещение и обеспечить потребности внутреннего рынка собственным сырьем, как это сделала Беларусь в свое время. Чем заполняется свободная ниша, из которой мало-помалу уходят белорусские производители? Продуктами с содержанием заменителей молочного жира — в частности, пальмового масла. Только в прошлом году Россия его закупила почти на миллиард долларов. И это плохой знак, утверждает авторитетный эксперт Ирина Макеева:

— Проблема не в том, что приготовление идет с использованием заменителей молочного жира. Такая продукция, поверьте, тоже изготовлена по ГОСТу, имеет право присутствовать на полках, если есть спрос. Вопрос в другом — она фальсифицируется под настоящую и продается гораздо дороже, нежели ее реальная стоимость. К слову, сейчас мы работаем с белорусскими специалистами по выработке унифицированных названий для такой продукции, чтобы избежать подмены понятий. Нужно пойти еще дальше и разграничить полки для этих продуктов, а то складывается ситуация, что у нас и молока-то нет. А ведь это не так. 

Форум, и в этом солидарны все его участники, за последние годы стал отличной площадкой для популяризации натуральных молочных продуктов. Именно здесь и производители, и потребители учатся понимать друг друга и производить именно тот товар, который востребован на рынке.

МНЕНИЯ

Как создать инновационное производство и добиться того, чтобы известный многим продукт стал востребованным? На форуме мы интересовались у его участников, что нашим производителям необходимо для расширения экспорта. 

Заведующая сектором стандартизации и нормирования молочной отрасли РУП «Институт мясо-молочной промышленности» Елена Войтехович: 

— Сейчас динамично развиваются новые технологии, применение которых очень важно для повышения качества продукта. Вот, например, технология по асептике для цельномолочной продукции. Это закрытая система, в которой минимизирован доступ человека, плюс соблюдение качества безопасности на высшем уровне. Она дает возможность расширить ассортимент продукции с добавленной стоимостью, увеличиваются сроки годности, после тепловой обработки сохраняются витамины, ферменты, пищевые функциональные добавки. Это важно, поскольку расширяем географию поставок, осваиваем рынок Китая, Африки. Или возьмем усовершенствованную упаковку для розлива продукции. Ее можно наполнять не только молоком, но и более густыми субстанциями, и они долго сохраняются. Мы достигли многого, даже само сырье по качеству гораздо выше, чем в странах Евросоюза. 

Ведущий инженер-технолог Калинковичского молочного комбината Светлана Змушко:

— В Светлогорском филиале в конце прошлого года мы запустили новую линию по производству твердых и полутвердых сыров производительностью 20 тонн в сутки. Налажено производство российско-голландской группы сыров. Это еще одна ступень не только к развитию безотходного производства, но и расширению поставок на экспорт.

Предусмотрена переработка сыворотки. По технологии ее остается достаточно много — порядка 80 процентов от смеси, которая используется для производства сыров. Из 10 тонн получается тонна сыра и 8 тонн обычной нативной сыворотки. Она сладкая, поэтому есть перспектива дальнейшей переработки. В России такой продукт востребован у тех, кто следит за здоровьем. 

Заместитель директора фирмы-поставщика оборудования из польского Люблина Мариуш Кулак 15 лет
сотрудничает с нашими производителями. Вспоминает, что когда-то вакуумная упаковка была в диковинку, а сейчас технология широко используется теми, кто хочет нарастить продажи:

— Многое, что выставлено в магазинах, произведено на наших машинах. Мы помогаем белорусским заводам сделать презентабельную вакуумную упаковку и увеличиваем срок годности. Творог в пергаменте хранится около 5 дней, в нашей упаковке — до 20. В сыре — в зависимости от технологии. Есть и роботизированные линии (когда автоматически снимается пленка с сыра, например, идет разрезка на ломтики, погрузка на поддоны). Конечно, не без участия человека, ведь должны смотреть за этими линиями. Но эра роботов все же приходит. Раньше на это требовались большие вложения средств, сейчас производители считают деньги и говорят, что роботы — это дешево из-за того, что выше производительность, компактнее использование площадей.

syritskaya@sb.by;

kovalev@sb.by

Фото предоставлено журналом produkt.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter