Чем “пахнет” роза ветров?

Вредные вещества, попадающие в атмосферный воздух из трубы какого-нибудь заводика, в дальнем зарубежье, запросто могут улететь за тысячи километров и в прямом смысле отравить жизнь жителям другого государства. Увы, розе ветров пограничные столбы не помеха. Дабы контролировать такие негативные процессы и по возможности их регулировать, 13 ноября 1979 года была подписана Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. В настоящее время ее сторонами являются 50 стран из 55, входящих в географический охват Европейской комиссии ООН. Конвенция носит рамочный характер, в ней записаны обязательства общего характера: сотрудничать, осуществлять меры по сокращению выбросов вредных веществ, приводящих к трансграничному загрязнению воздуха. Беларусь стала стороной этой конвенции в числе первых 35 стран. О том, как она выполняет свои обязательства, шла речь на состоявшемся в минувшую среду заседании коллегии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Начальник специнспекции госконтроля за охраной атмосферного воздуха, озонового слоя и климата Сергей ЗАВЬЯЛОВ напомнил, что Республика Беларусь стала стороной не только этой конвенции, но и трех протоколов к ней: Протокола, касающегося долгосрочного финансирования совместной программы наблюдений и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие расстояния в Европе (ЕМЕП); Протокола о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков по меньшей мере на 30 процентов и Протокола об ограничении выбросов оксидов азота или их трансграничных потоков.
Исследования, направленные на совершенствование методических основ инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, проводятся с 1996 года. Результаты исследований белорусских ученых получили признание рабочих групп и центров ЕМЕП и были использованы при доработке Руководства по инвентаризации загрязняющих атмосферу веществ ЕМЕП/КОРИНЕЙР. За последнее время в ходе выполнения совместных международных программ были разработаны методические основы расчета критических нагрузок закисляющих веществ и тяжелых металлов для экосистем Беларуси по сетке ЕМЕП 50х50 км.
Согласно модельным расчетам, более 70 процентов загрязняющих веществ, оседающих на территории Беларуси, обусловлены трансграничным переносом из западных стран. В то же время около 70 процентов веществ, образующихся на территории нашей страны, переносятся за ее пределы. Схожая ситуация складывается и в других странах Европейского региона. Поэтому, по словам Сергея Завьялова, так важно объединять возможности всех сторон Конвенции для достижения основной цели — уменьшения выбросов и улучшения состояния окружающей среды.
В Беларуси значительное внимание уделяется наблюдению за состоянием лесов, расширен круг наблюдаемых и анализируемых параметров экосистем — помимо состояния кроны и других характеристик учетных деревьев изучаются почвы, хвоя, листва, нижние ярусы растительности. Все эти характеристики очень важны для оценки влияния кислотных выпадений и для расчета критических нагрузок, подчеркнул Сергей Завьялов.
В рамках программы мониторинга, являющейся частью ЕМЕП, проводится контроль химического состава атмосферных осадков на станции “Высокое”, которая расположена в Брестской области. Полученные данные передаются  в химический координирующий центр в г.Осло. В Беларуси функционирует и станция комплексного фонового мониторинга “Березинский заповедник”. Однако пока отсутствует станция, отвечающая требованиям новой стратегии мониторинга  ЕМЕП. Этой стратегией определены три уровня деятельности в области мониторинга и минимальная плотность сети объектов наблюдения, составляющая 1 объект на 100 тысяч квадратных километров территории. Исходя из реальных финансовых возможностей, на первом этапе запланировано создать одну соответствующую всем требованиям станцию. Это предусмотрено Государственной программой развития национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь на 2006—2010 годы.
Все требования выполняются
В соответствии с требованиями Протокола об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков выбросы оксидов азота в период с 1987-го по 1994 год были снижены на 22,8 процента — с 263 тысяч тонн до 203 тысяч тонн. Выбросы за 2005 год составили 158,7 тысячи тонн. Общее снижение оксидов азота к 2005 году по сравнению с 1987-м составило 60,3 процента. В настоящее время все требования этого Протокола соблюдаются. Тем не менее рост экономики страны, особенно развитие транспортного комплекса и энергетики определяют тенденции роста выбросов оксидов азота. Данные мониторинга на станции “Березинский заповедник” подтверждают тенденции увеличения среднегодовых концентраций диоксида азота, начиная с 2003 года.
— Анализ показывает, что основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха оксидами азота — около 60 процентов массы выбросов — вносят передвижные источники, — сказал Сергей Завьялов. — Основной задачей в рамках соблюдения требований данного Протокола является сдерживание выбросов оксидов азота за счет установления ограничений при нормировании выбросов от объектов транспорта, энергетики и промышленности. Это определено в Национальном плане действий по охране окружающей среды на 2006—2010 годы. С целью сдерживания выбросов оксидов азота от стационарных источников объектов энергетики Минприроды разработаны стандарты на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от котельного оборудования. А меры по ограничению выбросов от передвижных источников разрабатываются в рамках Программы по экологической безопасности транспортных средств.
Выполняет Беларусь и взятые на себя обязательства в рамках Протокола о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков по меньшей мере на 30 процентов, подчеркнул Сергей Завьялов. Общее снижение выбросов диоксида серы по сравнению с 1980 годом составило 90 процентов. Если в 1980-м их объем составлял 740 тысяч тонн, в 1993-м — 382 тысячи тонн, то в 2005-м — 75,2 тысячи тонн.
Нужно все взвесить
Стороной упомянутых выше протоколов Беларусь стала в 80-е годы. После распада СССР наша страна не присоединилась ни к одному из пяти других протоколов, подписанных в рамках Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. Причины обусловлены политической нестабильностью и спадом производства в 90-х годах прошлого столетия. В настоящее время при росте экономики и замене основных производственных фондов ратификация протоколов позволит, опираясь на требования международных норм, установить обязательные для всех природопользователей ограничения и условия в отношении новых и существующих источников выбросов. Однако ратификации новых протоколов должна предшествовать всесторонняя научная работа по оценке предъявляемых ими требований, считает Сергей Завьялов.
Кстати, некоторые требования новых протоколов Беларусь и так уже выполняет. В частности, реализован ряд положений Протокола об ограничении выбросов летучих органических соединений (ЛОС) или их трансграничных потоков. Предприняты меры по ограничению содержания бензола и кислородосодержащих углеводородов в топливе. Составляется кадастр выбросов летучих органических соединений. Их основными источниками в нашей стране являются транспорт (55 процентов), использование продуктов, содержащих ЛОС (25 процентов) и утечки при транспортировке, хранении, отпуске нефти, газа и других видов топлива (13 процентов). Рационализация движения в городах позволит снизить выбросы летучих органических веществ на 15—20 процентов. Наибольшие трудности вызывает выполнение требований в отношении продуктов, содержащих растворители.
В отношении выполнения требований Протокола по дальнейшему сокращению выбросов серы Беларусь имеет значительный резерв, и здесь нет особых проблем с ратификацией этого документа. Тем не менее следует учитывать и такие факторы, как увеличение объемов нефтепереработки, возможность изменения баланса топлива в сторону повышения доли мазута и угля и другие.
Не являясь стороной Протокола по тяжелым металлам, наша страна также выполняет ряд его положений. Анализ показывает, что основная масса тяжелых металлов выделяется в составе выбросов твердых частиц (пыли) при производстве строительных материалов и обработке металлов — 53 процента от валовых выбросов кадмия и свинца и 78 процентов от валовых выбросов ртути. Вторым значимым источником поступления кадмия и свинца являются выбросы при производстве металлов (35 процентов валовых выбросов). Для ртути это выбросы при сжигании мазута и угля (17 процентов). К сожалению, действующие в настоящее время в нашей стране технологии и оборудование имеют значительно большие удельные выбросы тяжелых металлов, чем значения, указанные в приложениях к Протоколу. Поэтому необходимо совершенствовать технологические процессы и оснащать предприятия эффективными системами пылегазоочистки.
На заседании коллегии Минприроды были поставлены конкретные задачи, направленные на реализацию Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter