Чем ответит на внимание властей белорусский бизнес: мнение экспертов

Чем ответит на внимание бизнес

На днях Президент анонсировал нормативно–правовой акт, касающийся предпринимательской деятельности, который вскоре ляжет ему на стол: «Мы полностью раскрепостим бизнес–инициативу — идите занимайтесь делом, зарабатывайте». Регистрация будет предельно упрощена, проверок будет минимум, главное — заниматься бизнесом и платить налоги.


Конечно, чтобы сделать такой шаг, государству необходимо было пройти немалый путь. Вспомним. Раньше пристальное внимание к бизнесу было связано в основном с уплатой налогов. Не секрет, что возможность вести свой бизнес в постсоветских странах после прежнего доминирования командно–административной системы сопровождалась тотальным нежеланием платить налоги. Например, в Германии проверяй или не проверяй бизнесменов, они все равно платят налоги в положенном объеме. При этом налоговая нагрузка в ФРГ считается экспертами достаточно высокой на фоне других стран ЕС. Но культура уплаты налогов и ответственности бизнеса формировалась веками: не платить налоги просто неприлично. На них содержатся сироты и пенсионеры, строятся дороги и осуществляется помощь инвалидам. Наши бизнесмены еще недавно, расслабившись в приватной атмосфере, делились друг с другом, какие они нашли новые способы не платить налоги. Государство, будучи в курсе, в ответ пыталось посредством проверок вернуть свое. Но время идет, белорусский бизнес все больше знакомится с европейской перспективой, и появляется надежда, что он уже готов работать цивилизованно, сознавая свою налоговую ответственность. Будем надеяться, белорусские бизнесмены вскоре станут, как немецкие или австрийские, хвастаться друг перед другом благотворительными проектами на благо общества, не ставя вопрос необходимости уплаты налогов под малейшее сомнение.

Сергей Кизима.

Следующей причиной интенсивных проверок было стремление обеспечить качество продукции, в особенности в такой важной сфере, как производство продуктов питания. И тут проверки дали свой результат. Ни у кого нет и тени сомнения, что в СНГ самые качественные продукты питания изготавливаются именно в Беларуси. В других странах СНГ перманентная ситуация, когда проверок либо мало, либо от них легко откупиться, привела к масштабным фальсификациям, когда производители кладут в готовую продукцию не то, что на этикетке, а что подешевле. Достаточно вспомнить, как в Украине в мае 2016 года закупили и проверили 25 образцов сливочного масла. Как оказалось, 64% проверенных образцов масла содержали немолочные жиры неизвестного происхождения. Опять же хочется верить, что наш бизнес, производя годами продукцию безукоризненного качества, не отступит от этих стандартов и в атмосфере полного доверия со стороны государства.

Третьей причиной интенсивных проверок была безопасность работников. В результате белорусская ситуация с гибелью работников и травматизмом на производстве одна из лучших в регионе. Посмотрим статистику за 2015 год в России и Беларуси. На одну тысячу работников в Беларуси пришлось 0,4 пострадавшего при несчастных случаях на производстве, а в России в три с лишним раза больше — 1,3. Во многих странах мира, где защитой труда не особенно озабочены, травматизм и летальные случаи на производстве скорее норма, чем исключение. Беларуси, создавшей посредством интенсивных проверок безопасную рабочую среду, надо идти дальше путем США и Евросоюза — проверок мало, но если руководитель создал условия, нарушающие безопасность, и кто–то погиб или пострадал, государство открывает уголовное дело, а пострадавшие и их родственники возбуждают иски на миллионные суммы. И это работает не хуже любых интенсивных проверок.

Как ситуация будет развиваться дальше? Все зависит от бизнесменов. Хочется верить, что бизнес будет честным, открытым и социально ответственным. Не даст повод усомниться в новом уровне доверия, уплачивая без напоминания необходимые налоги, сохраняя прежнее качество продукции и совершенствуя его, обеспечивая безопасные условия труда для работников. Государство заинтересовано и в новых рабочих местах с достойной оплатой труда, и в наращивании экспорта. И тут будет как никогда важна роль бизнес–ассоциаций, их готовность следить за чистотой рядов, чтобы отдельные недобросовестные бизнесмены не ставили под вопрос важную инициативу, продвигающую отношения между бизнесом и государственными структурами на новый уровень.

Сергей КИЗИМА, доктор политических наук.

Прямая речь


Елена Емельянова, владелица фирм по оптовой торговле стройматериалами и оказанию консультационных бизнес–услуг, Витебск:


— Я в бизнесе уже 15 лет. На мой взгляд, в разных сферах предпринимательства проблемы у нас одинаковые. Одна из главных — сложные нормативные акты. Язык непонятный, формулировки запутанные. Зачастую бухгалтеру очень непросто разобраться. Зарегулированность бизнеса — еще одна проблема. Огромное количество правил и инструкций. Порой они не согласуются между разными контролирующими структурами. К примеру, сегодня центр стандартизации и метрологии требует один вид ценника, а налоговая инспекция — другой. Чтобы не ошибиться и не схлопотать штраф, приходится оформлять оба и содержать для этого отдельного консультанта. А это, как вы понимаете, дополнительные непроизводственные расходы. Также не идут на пользу и частые изменения в законодательстве. Из–за них невозможно заключить долгосрочные контракты с партнерами, выстроить бизнес–планы хотя бы на 3 — 5 лет. Поэтому каждый январь начинается с простоя предпринимателей, которые выжидают: а что на сей раз поменяется в правилах игры? Здесь же недавно я столкнулась с конкретной проблемой. Мой 22–летний сын оформил ремесленничество и собирался делать деревянную мебель. Но я прочла в документах, которые сейчас находятся на стадии обсуждения и согласования, что ремесленникам хотят запретить производить мебель из дерева и лозы... Уверена, что если бы не было этих сложностей, то я и многие мои коллеги были бы более конкурентными по отношению к российским фирмам и компаниям, работающим на нашем рынке. Я знаю, что законы у них проще, издержки меньше. Поэтому и цены на товары ниже. И, в конце концов, упрощение законов и раскрепощение частной инициативы позволили бы нашим компаниям развиваться, строить долгосрочные планы. А это уже напрямую связано и с созданием новых рабочих мест, и с количеством налоговых отчислений в бюджет.

Денис Прыгунов, водитель частного предприятия, Брест:


— Я думаю, если бы бизнес работал по упрощенным схемам, у нас было бы больше производителей пищевой продукции, торгующих в шаговой доступности. Например, частные кондитерские или пивоварни, расположенные в жилых районах. Это прежде всего свежий натуральный продукт, потому что у частника небольшие объемы и он не будет применять различные добавки. Вероятно, и цена в этом случае не пугала бы. Мелкому производителю в отличие от гигантов не надо содержать большой штат работников, закладывать в цену транспортные и другие издержки.

Михаил Ситько, председатель Волковысского райисполкома:


— В нашем районе около 400 предприятий малого и среднего бизнеса и более полутора тысяч индивидуальных предпринимателей. Удельный вес поступлений платежей в бюджет от частного капитала превысил 18 процентов. Абсолютно уверен: либерализация условий ведения бизнеса даст новый импульс экономическому развитию регионов. Повысится конкуренция и соответственно качество предлагаемых товаров и услуг, появятся новые рабочие места. А мы всячески поддержим деловых людей. При райисполкоме создан Совет по развитию предпринимательства, активно работает Центр поддержки субъектов малого и среднего бизнеса.

Кристина Винклер, методист кинотеатра «Мир», Шклов:


— Город у нас небольшой и очень уютный, по улочкам которого приятно просто прогуляться. Но когда появляется свободное время, провести его негде. Не хватает в Шклове уютных кафе, где можно было бы посидеть с друзьями. Нет развлекательных центров. Приходится ехать за качественным досугом в Могилев. Да и торговля представлена довольно скупо — выбор, к примеру, одежды и бытовой техники достаточно ограниченный. Очень надеюсь, что раскрепощение деловой активности даст толчок к тому, чтобы у нас в городе появились новые места отдыха и торговые точки. Ведь потенциальных потребителей товаров и услуг в городе немало.

Светлана Гаврильчик, председатель Белорусской гильдии мастеров и ремесленников, Гомель:


— В последние годы ремесленничество в нашей стране развивается очень интенсивно. Но несмотря на простоту оформления ручного дела, есть немало проблемных вопросов. Поэтому шаг государства в сторону упрощения условий для ведения бизнеса актуален и для мастеров. Например, вопрос продажи изделий. Сегодня мы получили право реализовывать свою продукцию через интернет. Но ясный и четкий механизм законодательно не прописан. Требуют пересмотра и подходы в определениях: что считать ремесленным продуктом, а что —коммерческим. Приведу пример: пока я валяю из войлока шляпку — я мастер, как только она готова — это головной убор, который могу продавать только по коммерческим правилам. Кроме того, досконально не проработаны социальные гарантии для мастеров и ремесленников, в том числе пенсионные.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter