Чем огород городим?

Лето – время активного отдыха на даче и походов в ближайшие леса. Направляясь в конце июня через один такой лесок к озеру в окрестностях поселка Боровуха в Полоцком районе, я едва не упала на битое стекло в заполненный мусором овраг. Почему до сих пор не решается проблема свалок у дач? Ведь с недавнего времени каждое садоводческое товарищество по закону должно установить контейнеры для мусора и организовать его своевременный вывоз. Но если это требование не выполняется, кто в ответе за мусор и что грозит нарушителям? Чтобы выяснить это, корреспондент «НГ» обратилась к специалистам Минприроды, а потом отправилась в рейд по садоводческим товариществам Брестского района.

Богатые и бедные
Начальник Брестской районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Петр Брыш рассказал, что в Брестском районе, где расположено 262 садоводческих товарищества, проблема до конца не решена. Пока только 209 товариществ разработали схему вывоза отходов и заключили договоры на вывоз мусора с представителями жилищно-коммунальных служб. В более выигрышном положении те товарищества, которые основывали работники более-менее успешных предприятий. Такие “шефы” могут и с покупкой контейнеров для мусора помочь, и вывезти отходы. А вот товариществам, образованным при исполкоме для ветеранов, пенсионеров-афганцев, “чернобыльцев”, часто не до “мусорной” проблемы. Часть участков в отдаленных дачных поселках давно не обрабатывается хозяевами, да и большой членский взнос пенсионеру не по карману. Собранных взносов иногда едва хватает на то, чтобы подсыпать разбитую дорогу на дачу-кормилицу. Часто председатель в таких садоводческих товариществах работает на общественных началах. Когда приходит инспектор и начинает грозить штрафами за несоблюдение Закона “Об обращении с отходами”,  такой начальник просто снимает с себя полномочия. Тем не менее, по словам Петра Брыша, сотрудники райинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды в любом случае стараются добиться хоть каких-то положительных сдвигов. К примеру, обязательной уборки весной и осенью и вывоза мусора.
Поймаем и накажем сами?
Вместе с главным специалистом Брестской райинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Валентиной Можейко едем в направлении Малориты. В Брестском районе дачные поселки в основном расположены компактно, целыми массивами. Первым делом направляемся в товарищество “Балагое”, где были установлены контейнеры для раздельного сбора мусора. К сожалению, сортируют мусор, отбирая вторсырье, очень немногие.
— Нередко можно услышать: что вы меня учите, у меня два высших образования, — комментирует ситуацию моя спутница. — И тут же этот высокообразованный человек опрокидывает мусорное ведро с пищевыми отходами в ящик для пластиковых бутылок.
Освоение цивилизованных способов решения проблемы мусора — дело непростое, даже ревнители экологии допускают ошибки. Так, возле садоводческого товарищества “Жемчужина” читаю специальное объявление с азами дачной “мусорной” грамоты. “Мусор в лес не выносить (иначе штраф), все, что горит, — сжечь”. И тут же взгляд спотыкается на рекомендации: “остальное (пластмасса, металл или строительный материал) — закопать или отвезти в город в мусорный ящик”. Зачем закапывать вторресурсы, которых в стране не хватает? Впрочем, определенный эффект от плаката уже есть. Мы прошлись по ближайшему лесу и действительно не увидели ни пластиковых бутылок, ни другого мусора в зеленой полосе. Зато буквально через каждые сто метров вдоль “Жемчужины”, а также “Коммунальника” стоят грозные щиты “Мусор в лес не выбрасывать! Штраф — 10 базовых величин”. На одном из них поборники чистоты даже прибавили грозное и многозначительное “Поймаем...”
— Люди часто спрашивают: что делать, если видишь, как другие выбрасывают мусор в лесу или местах отдыха. Подходить и ругаться? — обрисовывает проблему собеседница. — Мы рекомендуем записать номер машины и сообщить в районную инспекцию природных ресурсов и охраны окружающей среды. Виновный будет найден, и ему придется убирать за собой либо заплатить штраф.
Сдать и забыть
По пути к следующему дачному массиву заворачиваем к мини-полигону для захоронения твердых бытовых отходов “Мухавец”, обслуживающему Мухавецкий сельсовет. На территории каждого сельсовета созданы подобные мини-полигоны, куда в основном и вывозят мусор. Навстречу выходит рабочий по благоустройству Александр Сурначев, который занимается сортировкой металлических отходов, пластмассы, ветоши и бумаги. Кроме того, в его обязанности входит следить, чтобы мусор не бросали возле мини-полигона, и выписывать квитанции тем, кто привозит отходы. Обычные жители могут сдать здесь кубометр мусора, заплатив за его прием 2170 рублей, организации платят 3040. В день, по словам Александра Викторовича, приезжает 3—5 машин, в основном они принадлежат брестскому ЖКХ.
Едем дальше мимо заброшенных зданий племсовхоза “Мухавец”  к крупному дачному массиву и всего в двухстах метрах от мини-полигона на перекрестке дорог натыкаемся на яму с мусором. Бамперы и железные остовы машин, старые колеса, вездесущие бутылки, пакеты с мусором и даже солома здесь явно валяться не должны. Поэтому совхоз, на землях которого находится свалка, ждет предписание убрать ее. Что-то подобное несколько лет назад было возле самого края участков товарищества “Радуга” — площадка для временного хранения отходов. Однако отсюда весь мусор вывезли, а землю рекультивировали: на ставшей лугом некогда уродливой свалке цветут ромашки.
А к соседям — лучше?
Забитые доверху сорной травой контейнеры садоводческого товарищества вновь наводят на грустные мысли. Как ни объясняют дачникам, что для травы и прочей органики проще и выгоднее сделать компостную яму, прислушиваются не все. Хотя некоторые после строгого замечания председателя вообще перестают пользоваться общим контейнером. К примеру, пенсионер Евгений Портнягин все строительные отходы и ненужный железный лом складывает в прицеп, а затем отвозит  на городскую свалку.
— Картон и бумагу мы сжигаем, — подхватывает рассказ его супруга.
В соседнем товариществе “Красная гвоздика” спрашиваю у пенсионеров Владимира и Веры Еловых: удобно ли им выбрасывать на даче мусор?
— Совсем рядом с участком установлены контейнеры, очень удобно. Плохо только, что ящики быстро наполняются, а вывозят мусор, по-моему, примерно раз в неделю. Хорошо бы еще, чтобы соседи из товариществ, где контейнеров нет, к нам свой мусор не привозили, — сетуют пожилые супруги.
Очень многим дачникам, особенно пенсионерам, приходится добираться на фазенды на общественном транспорте. Где уж тут вывозить с дачи мусор — и на ведра с урожаем сил еле-еле хватает.  Те, у кого дачи в дальних концах района, часто с трудом попадают в нужный автобус: его оккупируют и те, кому выходить чуть ли не в черте Бреста. До мусорных ли проблем? И тем не менее, как справедливо замечает главный специалист Брестской райинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, все больше людей стремятся сохранить в чистоте красоту родного края. Главное — изменить свое отношение к “несущественной” проблеме. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter