Чем коварен формальный подход

Заместитель Генерального прокурора Республики Беларусь Николай КУПРИЯНОВ в интервью нашему корреспонденту анализирует ход выполнения Директивы Президента  № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата»

Заместитель Генерального прокурора Республики Беларусь Николай КУПРИЯНОВ в интервью нашему корреспонденту анализирует ход выполнения Директивы Президента  № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата».

— Бюрократизм и формализм в той или иной мере проявляются в работе многих государственных органов, в том числе и правоохранительных. Вам лично, Николай Михайлович, приходилось в последнее время сталкиваться с такими проявлениями? 

— Да, приходилось. 

— Может, начнем интервью с таких примеров? 

— Не возражаю. Как-то белорусский индивидуальный предприниматель возвращался на своей машине из соседней России и вез при этом несколько блоков сигарет «Прима». Они были куплены без акцизных марок во время его поездки  для своих нужд. Выявив это нарушение, наши правоохранители привлекли предпринимателя к административной ответственности. Не как обычного гражданина, а как индивидуального предпринимателя. Хотя все свидетельствовало, что злосчастные сигареты этот человек приобретал именно для себя, а не для продажи, нарушителя подвергли серьезному наказанию, фактически конфисковав его орудие труда – автомобиль (индивидуальный предприниматель занимался частным извозом). Такая мера наказания для индивидуальных предпринимателей действительно предусмотрена, и формально все было сделано правильно. А по существу вынесенное наказание оказалось форменным издевательством над человеком. Республиканская прокуратура вмешалась в ситуацию, которая вроде бы уже получила свое завершение. Нашу позицию поддержал и Верховный суд. В результате незадачливый покупатель сигарет получил более мягкую меру взыскания – ту, что предусмотрена не для предпринимателей, а для обычных граждан. Ему вернули изъятый автомобиль. 

Этот пример более давний. Приведу совсем свежие. В последнее время возникла достаточно напряженная ситуация ввиду той блокады, которую устраивала российская сторона сахару, изготовленному на белорусских предприятиях. Последние, не получив от российских покупателей ожидаемых денежных средств, вынуждены были рассчитываться с хозяйствами, которые поставляли им сырье для выпуска этого очень необходимого продукта, тем же сахаром. Хозяйства в свою очередь выдавали сахар своим труженикам вместо зарплаты. Но одним сахаром, естественно, жив и сыт не будешь. Вполне естественно, сельские жители стали сбывать избытки этого натурального продукта: кто-то перепродавал его коммерсантам, кто-то еще кому-то. А правоохранительные органы пытались привлечь таких людей к ответственности за занятие незаконной предпринимательской деятельностью.  Хотя они и не спекулировали сахаром, а продавали его для того, чтобы иметь средства к существованию.

— Как часто встречаются подобные примеры, в каких сферах? 

— В первую очередь это касается таможенного и налогового законодательств. Именно в этих сферах чаще, чем в других, приходится сталкиваться с фактами, когда человек за незначительное нарушение  несет очень серьезное наказание. Поиски людей, занимающихся той же незаконной предпринимательской деятельностью, порой ведутся  явно не там, где их надо вести. Например, испокон веку в каждой деревне имеется человек, который помогает немощным старикам, одиноким женщинам и тому подобным категориям сельчан забивать и смолить свиней. Так вот, некоторые ретивые правоохранители в погоне за галочкой в отчете готовы привлекать таких специалистов к ответственности за занятие незаконной предпринимательской деятельностью. Приходится сдерживать их напор и пыл. 

— Действительно, такие решительные меры можно истолковать как посягательство на нравы и обычаи белорусской деревни. И что, Николай Михайлович, удивляет: явно надуманные, из пальца высосанные галочки зарабатываются на фоне других, зачастую вопиющих нарушений, которых хватает и  в сельской местности. Видимо, потому, что простой селянин достаточно беззащитен в отличие от наделенных властью начальников. 

— Осуществляя надзор за соблюдением законодательства в сфере земельных отношений, республиканская прокуратура недавно организовала и провела ряд проверок. В ходе их особое внимание обращено на предоставление земельных участков для строительства в пригородных зонах городов численностью более 100 тысяч человек. Вскрыта масса нарушений. На земельных участках, выделенных для индивидуального пользования, функционируют станции технического обслуживания, мебельные цеха, швейные и другие производства. Подчеркну, частично это вообще нелегальные производства, которые нигде не зарегистрированы. В данных случаях действительно осуществлялась незаконная предпринимательская деятельность, но местные правоохранительные органы  никаких мер почему-то не предпринимали. 

 Это явно порочная практика: за мелочь наказывать человека на полную катушку, а сталкиваясь действительно с вопиющими нарушениями, делать вид, что ты их не замечаешь. Слава богу, подобная практика не стала системой для государственных органов. Тем не менее подобная проблема существует. И задача органов прокуратуры — изживать бюрократический, формальный подход к применению того или иного законодательства. Обычный человек за мелкое правонарушение не должен наказываться максимально жестко. Для нас важно в таких случаях, чтобы правонарушитель прочувствовал при наказании свою вину. Наказание не должно превращаться в издевательство над человеком. 

— Эту миссию призваны выполнять прежде всего суды. 

— Да, сегодня люди за разрешением тех или иных споров идут в суды. Основная задача, чтоб максимально соответствовали закону судебные решения по гражданским делам. Но не менее важно добиваться того, чтобы человек  не ходил годами по судебным инстанциям, чтобы не затягивалось рассмотрение гражданских дел. И здесь нельзя переоценить значимость действенного прокурорского надзора за соблюдением сроков рассмотрения дел. И, естественно, никто при этом не снимает с прокуроров ответственности за выполнение нашей основной задачи – добиваться соответствия закону решений, принимаемых органами судебной власти. 

— В свое время слабым местом многих государственных органов было нормо-творчество. Наметились ли сдвиги в этой сфере в последнее время? 

— Сдвиги есть, и немалые. Более-менее наведен порядок с принятием нормативных документов. Они проходят соответствующую экспертизу и регистрацию в Министерстве юстиции, публикуются. Но нас тревожит тенденция дачи ведомственных разъяснений по той или иной злободневной ситуации. При этом порой даются такие разъяснения, что зачастую теряется фактический смысл закона. Более того, в налоговых и таможенных органах можно столкнуться с ситуациями, когда один заместитель министра или председателя комитета по насущному вопросу разъясняет одно, а другой – совершенно иное. И вот человек, столкнувшись с таким противоречием, недоумевает: как ему быть? Недавно эта проблема поднималась и на заседании правового консультативного совета при Президенте Республики Беларусь. Наша общая задача заключается в том, чтобы, пресекая, свести на нет такое полуофициальное и вредное  правотворчество министерств и ведомств. 

— Органы местной власти порой также «отличаются»: выносят решения, которые ущемляют интересы людей. 

— Да, есть необходимость в усилении прокурорского надзора за решениями, принимаемыми местными исполнительными органами, прежде всего рай- и горисполкомами. Они не всегда носят законный характер, порой ущемляют интересы конкретных людей. 

В настоящее время в Минском районе ведется проверка по вопросу, который в свое время рассматривался на сессии райсовета. Депутаты своим решением выделили денежные средства на строительство жилья для жителей Минского района. Распределили дома и квартиры действительно тем, кто живет в пригородном районе, но, как правило, занимающим определенное служебное положение и вне всякой очереди, которая должна была быть в исполкоме. 

Как мне представляется, именно на такие нарушения и должны в первую очередь обращать внимание прокуроры, принимая при этом действенные меры. Мы их именно на это и ориентируем. 

— Жилье, его получение – основной вопрос для большинства людей. И поводов для прокурорского вмешательства более чем предостаточно… 

— Недавно нами были проведены, скажем так, перепроверки фактов манипуляций со служебным жильем, отраженных в материалах Комитета государственного контроля. Установлено, что некоторые должностные лица получали жилье как служебное, а затем спустя короткое время переводили его в другой статус и становились собственниками полученных таким образом квартир. Такие факты прокуратурой жестко пресекаются. Думается, это будет способствовать тому, что ряды последователей манипуляторов такого рода заметно поубавятся. 

— Основной акцент в Директиве Президента Республики Беларусь № 2 сделан на то, чтобы максимально обеспечить интересы граждан при их обращении  в государственные органы. Какой вам, Николай Михайлович, видится роль и место органов прокуратуры? 

— Директива  в основном направлена на скорейшее получение и оформление различных документов, своевременное разрешение споров. Органы прокуратуры напрямую этих вопросов вроде бы не решают. Справки и другие документы мы не выдаем, споры не разрешаем. В то же время в пункте 10 директивы поставлена задача и нам. Процитирую его: «Прокуратуре Республики Беларусь усилить надзор за соблюдением законодательства при принятии решений должностными органами государственных органов, а также судебных решений по гражданским, уголовным делам, делам об административных правонарушениях, затрагивающих права и законные интересы граждан». 

Мы отвечаем за то, чтобы решение, принимаемое по тому или иному спору, соответствовало закону. Вот наши полномочия. Исходя из этого мы и строим работу по выполнению директивы. Надо сделать так, чтобы человек за преступления, не представляющие большой общественной опасности, не попадал в места лишения свободы. Чтоб то же административное законодательство применялось не только правильно, но и справедливо. Упор делаем и на прокурорские проверки, которые будем проводить в органах государственного управления, которые занимаются выдачей гражданам различных документов, регистрацией права собственности и т. д. 

В этих целях республиканской прокуратурой разработан план надзорных и иных организационно-практических мероприятий по обеспечению максимального использования возможностей прокурорской системы в решении поставленных главой государства задач по дебюрократизации государственного аппарата. В рамках данного плана на период до 2009 года разрабатывается график проверок соблюдения министерствами и другими республиканскими органами управления законодательства об обращениях граждан, работе с населением, законности издаваемых ведомственных правовых актов… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter