Чем к центру ближе, тем дороги лучше. А дальше?

Дорожная проблема давно уже обросла бородой
Дорожная проблема давно уже обросла бородой. По крайней мере, новой ее назвать сложно. После пика финансирования отрасли в 2008 году произошел резкий спад, и сегодня дорожники получают всего пятую часть необходимых средств. А ведь еще в начале нынешнего столетия этот показатель был за 90 процентов. Самое главное, денег не хватает на содержание и текущий ремонт. А без должного ухода дорога быстро превращается в выбоины с элементами асфальта. Таких участков на грани уже немало накопилось по всей республике.

Да, вновь в Беларуси заработал в прошлом году дорожный фонд. Определены четыре постоянных источника его наполнения. Это сбор за проезд по платным автотрассам (система BelToll), плата за проезд крупногабаритных и тяжеловесных автомобилей, госпошлина за допуск транспортных средств к участию в дорожном движении, а также сбор с иностранных грузовых автомобилей за проезд по дорогам общего пользования. Как заявлялось, средства будут расходоваться исключительно на нужды дорожного хозяйства.

Не уверен… Впрочем, приведу конкретные цифры. Наибольший объем инвестиций из дорожного фонда — 282,6 миллиарда рублей — выделен в 2016 году Минской области. Такое решение содержится в постановлении Правительства. Это и понятно, все же близость столицы с ее разветвленными трассами. В Брестскую область будет направлен 191 миллиард субвенций — своеобразный вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства на конкретные цели. В Витебскую и Гродненскую — по 174 миллиарда, Гомельскую — 178, Могилевскую – немногим более 124 миллиардов рублей. Казалось бы, немало, но дорожники утверждают, что это мизер. И еще вопрос: а куда они пойдут?

По информации Министерства транспорта и коммуникаций, протяженность наших трасс 83 тысячи километров. Из 66 тысяч километров дорог, связывающих райцентры с сельскими населенными пунктами, каждый шестой остается пока грунтовым. При малейшей непогоде проезд по ним затруднен, в чем неоднократно убеждался на собственном горьком опыте. 

В свое время была принята программа «Дороги Беларуси» до 2015 года, в которой большое внимание уделялось развитию дорожной сети именно в сельской местности. Но оказалось, что рано радоваться деревенским жителям. Дорожники сделали основной упор на агрогородки и их связи с райцентрами, а вот отрезки пути, ведущие в отдаленные пункты, как-то незаметно отошли на задний план. Сельчане даже свою закономерность вывели: у жителей близлежащих к центральной усадьбе деревень вероятность разрешить дорожную проблему намного выше, чем у обитателей остальных селений. Мнение субъективное, но отчасти подтверждается фактом: при ежегодном распределении местного бюджета работы по благоустройству дорожной сети вокруг агрогородков значатся отдельными строчками. А если не повезло с соседством? Дождутся ли жители других деревень хороших трасс? В своеобразной зоне риска остаются в ненастное время почти восемь тысяч белорусских деревень и хуторов.

Конечно, по традиции у нас принято жаловаться на дороги. Есть за что. Но одно дело ругать, сталкиваясь с труднопроходимыми участками во время поездки за город, а другое — когда сражаться с колдобинами приходится каждый день. Чего это стоит, отлично знают жители села. 

Любопытная статистика… В среднем на содержание километра дорожной сети, к примеру, Япония тратит 160 тысяч долларов, Германия — 147, соседняя Польша – 17 тысяч зеленых. Наши расходы в пределах семи тысяч долларов. Если верно утверждение, что скупой платит дважды, то недобор в дорожном деле оборачивается куда более тяжелыми потерями и в народном хозяйстве, и в простых житейских буднях. Извините, но одна подвеска чего стоит…

На мой взгляд, сейчас надо создавать в сельской местности, и в первую очередь в агрогородках, специальные автодорожные подразделения, с современной техникой и четким финансированием. Это позволит начать обустройство внутрирайонных трасс не по остаточному принципу, а планомерно и обдуманно. 

Кстати, любой специалист скажет, что профессионального понятия сельские дороги не существует. Есть международные транспортные коридоры и дороги общего пользования, которые, в свою очередь, делятся на республиканские и местные. Но сельскому жителю не холодно и не жарко от этих уточнений. Интернетом, сотовой связью, другими техническими новшествами время сблизило горожан и жителей деревни, а дороги по-прежнему разнятся. 

Конечно, жаль, но сегодня вновь собираюсь в любимую деревеньку. Машина выдержит, но нервы не всегда…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter