Беларусь и регионы России активно ищут точки роста

Чем еще дружить будем?

За несколько месяцев Беларусь посетили уже шесть российских делегаций. На самом высоком уровне обсуждались в том числе вопросы импортозамещения и увеличения товарооборота между Беларусью и российскими регионами. Диалог будет продолжен на девятом Форуме регионов Беларуси и России в Гродно, проведение которого запланировано на 23 — 24 июня.

В целом в России на импортозамещение за последние пять лет государство выделило, по разным оценкам, от двух до трех триллионов российских рублей. Больше всего проектов реализовано в пищевой промышленности, радиоэлектронике, машиностроении, лесной отрасли. А недавно Правительство РФ решило увеличить финансирование программ господдержки промышленности в части импортозамещения.

Как союзный тренд на импортозамещение работает на развитие экономик конкретных регионов и по каким направлениям Беларусь и Россия могут стать еще ближе? «СОЮЗ» изучил опыт пяти регионов России.

У «БелАЗа» сердце — уральское

Товарооборот Свердловской области и Беларуси в прошлом году побил все рекорды за последние пять лет. Его объем по сравнению с 2020 годом вырос на 61,4 процента и составил 472 миллиона долларов. Особый масштаб приобрело сотрудничество в машиностроении и энергетике. Лидер промышленной кооперации — проект разработки Уральским дизель-моторным заводом (УДМЗ) двигателя для «БелАЗа».

Гигант «БелАЗ» — совместный продукт белорусско-российского производства.
РОМАН ЩЕРБЕНКОВ

Дизели для «БелАЗов» производили на Турбомоторном заводе в Свердловске еще в советское время. Но в конце двухтысячных белорусские партнеры предпочли уральским двигателям импортные — что скрывать, выше качеством. Пять лет назад уральцам все-таки дали возможность «доказать мастерство». Семейство белорусских самосвалов выросло, каждой машине нужен свой двигатель. Главное требование к «сердцу гиганта» — высокая надежность.

— Необходимо обеспечить высокий коэффициент использования — не менее 95, а лучше 98 — 99 процентов, чтобы машина надежно работала и оправдывала себя, — говорил год назад в Екатеринбурге посол Беларуси Владимир Семашко.

Бывший конструктор не скрывал, что дело это непростое. Ведь, по мнению экспертов, для настоящего прорыва необходимо не просто «импортозамещение», а «импортоулучшение». Уральцы стараются соответствовать. Сейчас опытные образцы двигателей проходят испытания — на заводском стенде и в реальном карьере, после чего начнется серийное производство.

Кстати, установка нового совместного дизеля наверняка сделает цену «БелАЗов» ниже. Это важно и для Среднего Урала — одного из крупных потребителей карьерных самосвалов. Сейчас в регионе около 500 белорусских машин.

Среди других проектов импортозамещения — оснащение энергетических объектов Беларуси паровыми агрегатами Уральского турбинного завода. Уральцы также работают с МАЗом, тракторным заводом, Гомсельмашем.

Татьяна Казанцева

kazantseva.pressa@yandex.ru

Ждем лифты и насосы


Пенза договорилась о закупке 500 лифтов в Могилеве.
RUSSIA.MFA.GOV.BY
Двусторонние встречи пензенских промышленников с белорусскими коллегами стали более частыми. Создана биржа контактов на базе Торгово-промышленной палаты Пензенской области. На ней уже зарегистрировались около 50 белорусских предприятий. В перечне необходимых для импортозамещения позиций более тысячи наименований, список открытый и постоянно обновляется.

Пенза заинтересована в приобретении белорусской техники для АПК, коммунальной сферы и общественного транспорта. Регион планирует закупить около 200 автобусов, сто из них — уже в этом году. Достигнута договоренность о закупке 500 лифтов в Могилеве для реализации региональной программы капремонта.

— Связываем большие надежды с поставщиками из Беларуси, — говорит генеральный директор машиностроительной компании «Моторные технологии» Ольга Изранова— Мы ставили на свое оборудование итальянские насосы. Но итальянцы сообщили, что больше не смогут поставлять нам оборудование. Перед нами встала задача оперативно найти аналог, который мы могли бы использовать. Сначала изучили предложения в нашем регионе, но они не подошли нам по техническим характеристикам. Затем поступило несколько предложений от белорусских заводов, они могут достаточно оперативно начать поставки комплектующих либо самих насосов.

Беларусь, в свою очередь, готова приобретать машины промышленной очистки деталей, которые выпускают в Пензе, а также современные средства охраны для предприятий и социальных объектов, наукоемкое оборудование, в том числе печатные платы. В сельском хозяйстве планируется сотрудничество в области селекции и семеноводства.

В Пензенской области работают три крупных сахарных завода, ежегодно обрабатывается 56 гектаров свеклы. Но семенной материал раньше импортировался из Европы. Беларусь сохранила селекцию на высоком уровне и готова помочь с поставкой семенного материала. Также решается вопрос со свеклоуборочными комбайнами. Белорусские партнеры обещали уже к лету поставить 10 единиц техники.

Наталья Саванкова

tata010@yandex.ru

Поделимся вертолетами и семенами

Глава Бурятии Алексей Цыденов доволен белорусской техникой.
TELEGRAM / @ALEXEYTSYDENOV
Между Бурятией и Беларусью установились крепкие торговые связи. Экспорт товаров в Бурятию осуществляется по 77 товарным позициям, среди которых машиностроение и продукты питания, а общий товарооборот по итогам 2021 года составил 8,7 миллиона долларов.

В ходе V Международного форума-выставки деловых контактов «Брест-2022» власти республик договорились о поставках крупной техники.

— В первую очередь нас интересует взаимовыгодное сотрудничество в области сельского хозяйства, сельскохозяйственных технологий. Мы провели переговоры с руководством Минского тракторного завода о сотрудничестве, поставках тракторов и запчастей, возможности организации крупноузловой сборки тракторов в Бурятии, — рассказал министр сельского хозяйства и продовольствия Бурятии Галсан Дареев. — В селе Новая Брянь Заиграевского района есть соответствующая требованиям производственная площадка, в советское время там функционировал завод, занимавшийся сборкой автомобилей, а также производством прицепов и кузовов. Руководство района заинтересовано в реализации проекта. Также в Бурятии есть предприятие ООО «Трактор 03», которое тоже выражает намерение заниматься крупноузловой сборкой тракторов «Беларус».

В поставках из Беларуси особо заинтересованы в столице региона Улан-Удэ. Как отметил мэр Игорь Шутенков, городу нужны коммунальная техника, оборудование для парков, скверов и улиц, а также иллюминация.

— Рассматриваем поставки общественного транспорта — автобусов и трамваев. Нас интересует все: от маленького мини-трактора до самого большого агрегата. К тому же мы готовы открыть сборочные цеха на своей территории, — подчеркнул Игорь Шутенков.

По словам главы Бурятии Алексея Цыденова, в республике уже сейчас много белорусской техники — тракторы «Беларус», МТЗ, бобруйские пресс-подборщики, самосвалы «БелАЗ». Развивая сотрудничество в новых направлениях, регион намерен показать, что ему тоже есть чем поделиться.

— К примеру, Бурятия является основным производителем вертолетов в России, которые мы можем экспортировать. Также у нас производится электроника и есть большие перспективы по сельскому хозяйству в сфере семеноводства, селекции и других направлений, — заявил Алексей Цыденов.

Дина Непомнящая

dina_n_journalist@mail.ru

Готовы вместе с белорусами выпустить новый троллейбус

Товарооборот Беларуси и Нижегородской области России в 2021 году достиг наивысшего уровня за последние пять лет — почти 700 млн долларов. Сегодня Беларусь возглавляет список из 145 стран, с которыми сотрудничает Нижегородская область.

О том, что взаимодействие идет по нарастающей, свидетельствует недавний визит в Минск нижегородской делегации во главе с губернатором Глебом Никитиным и встреча нижегородцев с ­Президентом Беларуси. Главной темой переговоров стало дальнейшее развитие торгово-экономических отношений с учетом санкций коллективного Запада.

Александр ­Лукашенко предложил широкий спектр сотрудничества по всем направлениям: от машиностроения, строительства до сельского хозяйства, фармацевтики, легкой промышленности. При этом вопросом номер один в нынешних условиях он назвал импортозамещение. Промышленность двух стран способна производить практически любую продукцию, но в отдельных отраслях требуется улучшить качество до мирового уровня. «Придет время — будут у нас и свои мерседесы», — образно выразился на этот счет белорусский лидер.

Такая трактовка ситуации нашла полную поддержу у делегации Нижегородской области. Глеб Никитин заявил о готовности замещать импорт из западных стран товарами из Беларуси: «Мы передали представителям правительства и белорусских компаний каталог того, что у нас востребовано, там 4,5 тысячи позиций. И они настолько разные: от хвойных деревьев, которые поставлялись из недружественных стран, до комплектующих для автомобилестроения. Нам нужны тракторы, комбайны и так далее. Мы также рассмотрим со строительным комплексом Беларуси возможность возведения инфраструктуры, дорожного строительства в Нижегородской области».

Около 170 предприятий Нижегородской области готовы предложить продукцию белорусам. А минский «Белкоммунмаш» и нижегородский «Буревестник» будут совместно выпускать троллейбусы. Немало договоренностей достигнуто при посещении нижегородцами Минского тракторного завода, ОАО «Амкодор», строительных предприятий. На очереди интеграция в IT-сфере, развитие туризма.

Владимир Бибиков

bibikov@sb.by

Белорусы распробовали дальневосточную рыбу

Поставки морепродуктов из Приморья в Беларусь выросли за три года более чем в четыре раза. Акцент на увеличении поставок рыбной продукции на белорусский рынок был сделан во время визита Президента Беларуси Александра ­Лукашенко в Приморье в апреле этого года. Рыбная продукция — главный объект интереса республики в части товарных отношений с Приморьем.

Край поставляет в республику мороженую рыбу и консервированную продукцию. Мороженая, как правило, производится непосредственно в море на плавбазах и уже приходит на берег упакованной в брикетах. Консервы также могут производиться в море, но работают и перерабатывающие предприятия на берегу. Так, с работой торгово-промышленной компании «Доброфлот» и рыбоперерабатывающего комплекса ООО «Русский минтай» ознакомились члены белорусской рабочей группы.

Дальнегорский горно-обогатительный комбинат — единственный в России производитель борной продукции из собственного минерального сырья — поставляет продукцию в разные страны мира, среди покупателей и Беларусь. Боропродукты используют для производства эмалей, керамики, медпрепаратов, чистящих средств, удобрений, инсектицидов, средств личной гигиены. Они также необходимы в стекольной, нефтегазовой и атомной промышленности, в металлургии, при производстве космической и лазерной техники, в нанотехнологиях.

Приморье получает из Беларуси продукты питания, изделия легкой промышленности, мебель. Но самое главное — в большом количестве дорожную, сельскохозяйственную и коммунальную технику. В крае даже намерены создать единый центр по демонстрации, продаже и обслуживанию белорусской техники. Речь также идет о создании в Приморье сборочного производства зерноуборочных комбайнов. Кроме того, правительство края намерено пригласить белорусских строителей для работы на возводимых объектах. Сейчас на строительстве культурного центра на острове Русский работают примерно 40 рабочих из Беларуси. Они прекрасно себя показали, и квоту на таких профессионалов край намерен увеличить.

Ольга Журман

7101159@rambler.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter