Чем чиновник затмил космонавта? Самые престижные профессии по мнении молодых

Давно прошли те времена, когда выпускники школ мечтали в будущем стать летчиками, космонавтами, учителями, врачами. Позже многие молодые люди хотели стать предпринимателями. Опросы последних лет показали, что и это уже не актуально: более половины российских старшеклассников вместо стремления сделать карьеру в бизнесе хотят быть либо чиновниками, либо сотрудниками правоохранительных структур. Оказалось, что самая престижная и, что немаловажно для молодежи, самая оплачиваемая «специальность» в России – чиновник.
Тенденцию эту отметил еще пару лет назад на одном из совещаний в Совмине РФ бывший глава Минэкономразвития Герман Греф. Любопытна была  реакция на это сообщение тогдашнего премьер-министра Фрадкова. Он откровенно удивился, узнав сей факт, и предостерег молодежь от таких непродуманных, на его взгляд, устремлений: «Не стоит делать такой безоговорочный выбор. Зарплаты у нас в сравнении с предпринимателями небольшие». До сих пор мучает вопрос: то ли Фрадков пошутил, или он ничтоже сумняшеся ассоциировал предпринимателя исключительно с личностями Абрамовича, Прохорова или Дерипаски?
Однако, ежели, как говаривал герой популярнейшей советской комедии, взглянуть на проблему «вооруженным глазом», следует признать, что школьники весьма грамотно ориентируются на рынке труда.
Стремление молодежи идти в чиновники в «ОПОРе России»  объясняют следующим образом:
– На самом высоком уровне постоянно говорят о статусной ренте, которую взимают чиновники. Благодаря этому госслужба становится столь привлекательной. Молодежь считает, что, чем нести огромные  риски, вкладывая собственные средства в малый бизнес и платя чиновникам эту статусную ренту, лучше стать  получателем этой ренты, ничего не вкладывать, ничем не рисковать. Впрочем, риск, конечно, есть. Если ты нарушаешь законодательство, то автоматически становишься участником коррупционных отношений.
Порой проводя «дни молодых предпринимателей», «взрослые дяди и тети» считают, что «детям» негоже давать негативную и критическую информацию о малом бизнесе. Помнится, руководитель одного из российских муниципальных фондов обнадежила будущих молодых предпринимателей, мягко говоря, спорной фразой: «Пока будете развиваться, о налогах вы забудете!» На таких мероприятиях обычно не говорят об административных барьерах, «наездах» пожарных, налоговой, милиции и прочих подводных камнях на пути развития малого бизнеса. Может быть, так изначально и задумано организаторами – не пугать «детей». 
Впрочем, «дети», похоже, сами с усами. Любопытную информацию получил я как-то от учителя экономики одной из московских гимназий: «Уже на первом уроке потенциальные бизнесмены очень интересовались  вопросом, как можно уйти от налогов!»
Так сложилось, что автор этих строк живет там, где провел детство. Многих своих друзей и приятелей знаю фактически всю жизнь, а их детей – со дня рождения. Немудрено, что этих самых уже 20–30-летних детей я и принялся «мучить», выпытывая, почему они не стали бизнесменами? Кстати, действительно никто из примерно трех десятков опрошенных собственный бизнес не открыл. По крайней мере, официально, но об этом отдельный разговор. Вот что поведали «дяде Игорю» мои юные визави: 
– Малого бизнеса боюсь, так как знаю, что там часто обманывают.
– В экономическом вузе на лекциях дают «гладкую, белую» сторону бизнеса. Ничего не рассказывают про «серые» зарплаты и «черные» налоговые схемы, всевозможные лазейки и пр. По теории, которую преподают, – все хорошо, а в реальном бизнесе несколько иначе…
– Не знаю, чем можно заняться. Кроме торговли и общественного питания, ничего больше в голову не приходит.
– Нет средств для открытия собственного бизнеса. А помещение где взять? О банковских кредитах сейчас столько ужасов  рассказывают, что обращаться туда и в голову не приходит.
– У меня «страх» (впрочем, можно было бы и без кавычек) перед ворохом бумажной отчетности.
– Без помощи местных властей ничего не получится, а ее что-то не видно.
А вот что почти дословно сообщил мне молодой человек,  выпускник одного из престижнейших московских вузов –  Государственного университета управления (разговорный стиль сохранен):
– Если  иметь в виду наш институт, то, я думаю, когда абитуриенты вместе с “предками” принимали решение поступать туда, то большая часть все-таки, наверное, делали этот выбор осознанно, рассчитывая стать в будущем большими госчиновниками, иметь высокий социальный статус, принимать откаты и т.п. Открывать свой бизнес – это не так просто, вряд ли я смогу сам открыть свой бизнес, нормальный, не «торговлю семечками». Госслужба – это сейчас перспективно, карьерный рост, статус, выгода (отпуск, больничный, всякие там блага), ну и т.д., можно подзаработать, ну и престижно сейчас работать на госслужбе.
А теперь о тех, кто работает в «тени». С тех пор как компьютер «вошел в каждый дом», он для многих молодых людей стал воистину и кормильцем, и поильцем. Используя Интернет, можно очень даже неплохо заработать не только на хлеб с маслом, но и на порцию черной икры сверху. Кроме того, серьезная ниша для бизнеса – ремонт и обслуживание компьютеров и сопутствующей техники. Другой весьма распространенный теневой бизнес, полюбившийся молодым людям, – ремонт авто. И вот тут российское государство совершает просто грандиозный просчет. Не будем кривить душой – мало кто из вышеупомянутой категории «малых предпринимателей» официально зарегистрирует свой бизнес. Отпугивают проблемы с регистрацией, всевозможными разрешениями и бухотчетностью. К тому же может статься так, что при определенных условиях  легально будет работать себе в убыток. И вот тут ввести бы патентную систему с чисто символической платой за патент и отсутствием какой-либо отчетности. Бог с ними, с налогами. Главное – сделать так, чтобы молодые люди привыкли работать в правовом поле!
Рассуждения о том, что бизнес – не только способ создать капитал, но и творческий процесс, позволяющий человеку открыть свой талант, многим кажутся лирикой. Ставить эксперименты на собственной жизни по принципу «получится – не получится» готовы немногие. Молодежное предпринимательство действительно существует, но развивается медленнее, чем планировали и планируют российские федеральные и местные власти.
P.S. Вы будете смеяться, но последнее, что мне пришло в голову, когда статья была написана, – это узнать мнение по интересующему вопросу у собственной взрослой дочери, которая после окончания экономического факультета одного из московских вузов работает в небольшой торговой фирме.
– А чего, пап, можно, – весело заявил мой смешливый «ребенок». – Вот если предоставишь свою квартиру (дочь живет отдельно), я в ней парикмахерскую или маникюрный салон открою, мне это дело очень нравится… Да, а 10–15 штук “баксов” у тебя на раскрутку бизнеса в кармане случайно не завалялось?
Квартиру мне стало жалко – другой нет. Что касается кармана, то, достав из него сотню (не “баксов”, разумеется), я отправил смеющуюся дочку в магазин – мне пиво,  ей мороженое, а впрочем, может, и наоборот…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter