Замки или агроусадьбы: куда везти гостей?

Чем будем удивлять

Так случилось, что к обоим участникам нашего дискуссионного клуба приезжают гости из России. За два дня они хотят увидеть как можно больше белорусского, настоящего и аутентичного. Наши журналисты мгновенно впали в раж, составляя маршруты. Но разошлись во взглядах совершенно: одна утверждает, что для ее российских путешественников самым интересным и насыщенным событием станет знакомство с замковой культурой Беларуси. Оппонент не хочет ничего слышать о Средневековье, он убежден, что дворцы — повыше и богаче убранством — можно посетить в других странах, а у нас надо смотреть что–то действительно уникальное, например, «Линию Сталина», агроусадьбы или МАЗы. Дорогие читатели, чье мнение вы в данном случае поддерживаете и какие маршруты сами обычно предлагаете выбрать у нас своим друзьям из других стран?

ФОТО АЛЕКСАНДРА КУЛЕВСКОГО

Копайте глубже!

Я только–только из Несвижа, Роман. Выслушала внимательно трех сотрудников местного дворца. Кольнуло, как все трое меня уговаривали воспринимать музей–заповедник частью нашей истории, а не какой–то там чужой и далекой. Видимо, за те 6 лет, что красуется на радость посетителям родовое гнездо Радзивиллов, именно от белорусских туристов они не раз слышали речи о том, что нам дворцов заманчивые своды чужды. Почему–то никак не можем привыкнуть к тому, что белорусская культура — это не только хатка с ветхой крышей, дудка и соломка, что есть у нас великолепные европейские замки с 500–летней историей. Проверила на пресловутом «трипэдвайзере», без которого опытные путешественники не обходятся, — тысяча восторженных отзывов о Несвиже от туристов из разных стран. А мы как бы глазам своим не верим, стыдливо отводим взгляд в сторону от дворцовой лепнины и не смеем признать свою причастность к высокой культуре.

Такая же история с Ружанами и Коссово: дворец Сапегов и неоготический замок Пусловских с тайным туннелем между ними длиной в 25 километров до сих пор толком не открыты, не изучены. Одинокие туристы–сталкеры, блогеры и любители путешествий иногда долетают до величественных руин со своими «зеркалками», воодушевленные возвращаются, выкладывают фотографии в сеть. Но широкую известность костелы, замки, дворцы и усадьбы до сих пор не приобрели. И что самое обидное, в первую очередь, среди местного населения. В Несвиже уже много лет ежегодно бывают 400 тысяч посетителей — самый высокий показатель туристического потока в стране, в Мирском замке чуть меньше — 340 тысяч (ни один даже минский музей не может похвастать такими цифрами). Но в основном это иностранцы. Почему жители Беларуси со скепсисом, похожим на твой, относятся к европейской части нашей истории? Неизвестно. Я бы назвала этот феномен «эффектом нигилизма» по отношению к собственной культуре. Из близких тебе примеров могу вспомнить, как Татьяна Ларина писала письмо Евгению Онегину на французском, считая этот язык более благородным. Но нельзя на таком простом основании называть эту даму француженкой, ведь правда? Если житель Несвижского замка Михаил Казимир Радзивилл Рыбонька в XVIII веке описывал свои мигрени в дневниках на польском, используя также латынь, что из этого следует? Что он не белорус? Да нет же. Можно только восхититься билингвизмом шляхтича и следовать его примеру — учить языки. Сейчас это снова модно.

Должна признать, что модус восприятия путешествий молодыми людьми чуть смещается. Поколению 25+ все интересно, в том числе и своя страна — в сети появляются авторские блоги о путешествиях по раскрученным и заброшенным замкам. Если раньше, как мне не раз говорили музейщики, туристы подходили к руинам фасада, скажем, дворца Пусловских с недоумением: «Так а что тут узяць?» — сейчас ситуация в корне изменилась: волонтерские группы, наоборот, на краудфандинговых платформах собирают средства на реставрацию. Значит, вопрос стоит иначе: что мы можем дать? И это здорово. Еще пример: созданный инициативными людьми туристический путеводитель «Лучшее в Беларуси» с удобной навигацией по самым неизвестным замковым комплексам буквально зачитан до дыр — эту настольную книгу с моего рабочего стола каждый день кто–нибудь да просит «на прокат». Кстати, ты ни разу в нее не заглянул! Возможно, в этом причина твоего нежелания копнуть чуть глубже, чем наша история последних двух столетий.

Кстати, о копнуть! Радует новое увлечение состоятельных белорусов — поиск предков до седьмого колена. За составлением генеалогических древ можно застать даже тех знакомых, которых раньше было сложно заподозрить в любви к истории. И знаешь, что выясняется? Нередко в своих крестьянских ровных и чистых, трудолюбивых родах они таки находят знатных предков в Средних веках. А опытный, как говорят, историк–генеолог по одной только твоей фамилии может с ходу определить, светит тебе аристократическая линия или нет. Так что брось себя недооценивать, Роман, поинтересуйся на досуге. Возможно, и тебя в одном из фамильных стульев ждет клад с бриллиантами. Я помню, в молодости ты был увлеченным копателем.

Так, решено, своих гостей я везу сегодня в Ружаны, где после осмотра дворца Сапегов в ближайшем кафе за чашкой кофе поделюсь с ними одной интересной догадкой: в Риме, сказывают, уже в ХХ веке деньгами сорила одна знатная дама — как раз из рода Сапегов. Балерина Кшесинская о ней писала, что княгиня очень добрая и всем помогает деньгами. В это же время там кутил ловкий мошенник и киноделец Моше Вакс, открывший миру Софи Лорен. Так вот я подозреваю, что эту нашу старушку он обобрал, фиктивно на ней женившись и впоследствии обманув. Это всего лишь версия. Но каков сюжет, согласись! И что самое крутое — все герои «пьесы» от нас в одном рукопожатии.

Виктория ПОПОВА

viki@sb.by


Извини, сразу нет

Мои московские друзья, которые в мае впервые посетят Беларусь, попросили заранее рассказать, чем планирую их удивлять. И я, точно как ты, Вика, начал с энтузиазмом расписывать, как мы отправимся в Мир и Несвиж, посетим наши редкие дворцы и полюбуемся восстановленными дворянскими усадьбами... Потенциальные гости восторга не выказали. На той стороне мессенджера сначала повисло глухое молчание, немало меня расстроившее, а затем появилась фраза, введшая в ступор: «Извини, сразу нет». Первым делом, разумеется, мне захотелось выкрикнуть что–то обидное, вроде «Ну и сидите в своей Москве!». Потом сосчитал до десяти, успокоился и холодно поинтересовался, зачем им вообще тратить выходные на страну, которая неинтересна? Получив подробный и весьма дружелюбный ответ, я перечитал его еще раз и... согласился со своими сетевыми друзьями. И вот почему.

Люди объяснили, что Беларусь им как раз крайне любопытна, но вовсе не тем, что уже не раз видено в других странах. Причем там, где эти достопримечательности и количественно, и качественно превосходят наши туристические богатства. Чтобы посмотреть средневековые замки, человек отправится в Чехию, Германию или Францию, где их счет идет на тысячи. Чтобы насладиться живописью, россиянин посетит Эрмитаж или «Третьяковку», с которыми вряд ли сравнится, не в обиду ему будет сказано, наш художественный музей. Манера пыжиться и доказывать, что и у нас сохранились некоторые осколки европейской культуры, отдает дремучим провинциализмом. Мол, знай наших — тоже не лыком шиты! С той же гордостью деревенский мужичок показывал бы здание нового сельского клуба изумленному парижскому гостю, желая подчеркнуть, что и нам, дескать, не чуждо архитектурное искусство. Разве не смешно?

Да, у нас сохранилось весьма небольшое наследие аристократических фамилий, восстанавливаются дворянские усадьбы, реставрируются Ружанский и Коссовский замки. Но это продукт, так сказать, для внутреннего употребления. Чтобы наши дети не только из учебников знали, на какой славной земле родились. Иноземному же туристу нужно нечто иное — то, чего нет больше нигде. Или наоборот, есть повсюду, но впервые появилось именно здесь. Ему гораздо интереснее посмотреть бесконечные плантации тюльпанов на их родине — в Голландии, поэтому он равнодушно воспримет тот факт, что эти же цветы растут на клумбе у тебя во дворе. К слову, так и с революционной российской социал–демократией — она натворила немало дел на 1/6 земного шара, да и в истории всей цивилизации сыграла значимую роль, но формально зародилась именно в Минске. Поэтому Дом–музей I съезда РСДРП на набережной Свислочи показался моим друзьям интереснейшим объектом. Там рядышком, кстати, стоит дом, в котором проживал человек, также сыгравший роковую роль в мировой истории: на Коммунистической, 4 в 1960–е годы жил Ли Харви Освальд, стрелявший в президента Кеннеди.

А где еще, кроме Беларуси, можно посмотреть на рождение гиганта среди гигантов — самого большого в мире карьерного самосвала, занесенного в Книгу рекордов Гиннесса? Сборочная площадка БелАЗа в Жодино тоже вошла в число грядущих экскурсий. Брестская крепость и «Линия Сталина» — тут тоже однозначно без альтернатив, в России просто нет подобных объектов: Великая Отечественная началась именно на нашей земле, а укрепленные линии такого рода строились тоже только на западе СССР.

Да, есть мемориальные комплексы на месте уничтоженных деревень и во Франции, и в Чехии — Орадур и Лидице. Но только в нашей Хатыни атмосфера величайшей трагедии передана столь впечатляюще, а поминальный звон ее колоколов настолько пронзителен, что на всей планете просто нет иного подобного места. «Побывать в Хатыни — обязательно!» — категорично написал мой товарищ.

Точно знаю, что друзьям понравится Музей народной архитектуры и быта «Строчицы»: вот уж где воистину средоточие нашей традиционной старины. Крестьянские хаты, ремесленные подворья, овины и кузни — это и есть настоящее белорусское прошлое, а вовсе не имения и дворцы, чей стиль целиком заимствовался с Запада, а хозяева их говорили почти исключительно на польском и русском языках. В «Строчицах» хороша не только созерцательная, но и гастрономическая часть — поедание драников из горшочков мои гости расценивают как особый туристический аттракцион.

А вот ужинать мы будем в усадьбе. Причем не в старинном дворянском гнезде, их и на родине моих друзей немало, а в самой современной белорусской агроусадьбе. Удивительной тем, как ее обустроил хозяин: он превратил обыкновенное подворье в натуральный райский сад, по которому расхаживают павлины и фазаны, причем речь идет о десятках различных пород этих птиц.

Рассказывая тебе обо всем этом, я держу в уме 2019 год. К нам приедет масса людей из разных государств: в июне следующего года в Беларуси пройдут вторые Европейские игры. Мероприятие, сравнимое с Олимпиадой, только в континентальном масштабе. Наверняка у болельщиков найдется время для того, чтобы познакомиться с Беларусью. В этом случае, я считаю, им надо показывать не общераспространенные замки, а только места, которые действительно делают нашу страну уникальной.

Роман РУДЬ

rud@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter