Человек за ставнями

КАЗАЛОСЬ бы, десятки, сотни раз ходил мимо этого старого, до предела облинявшего под солнцем дома. Но только сегодня вместе со строением подумалось и о хозяине. Кстати, тоже изрядно «подлинявшем». Только светило здесь уже совсем ни при чем.

Думаю, провокатором размышлений стали неплотно прикрытые, почти дряхлые ставни. Хоть ты их по геологическим периодам классифицируй. Нынче они некий бытовой пережиток. От кого загородился человек? От каких житейских бурь? 

Давнее личное знакомство, даже поверхностное, позволяет расставить некоторые акценты. Однако по порядку.

Начиналось все хорошо, по достаточно трафаретному социальному сценарию. Интеллигентная врачебная семья, где он — единственный поздний ребенок. По такому случаю крайне избалованный. Неплохие способности к учебе, рисованию. Его школьные стенгазетовские «картиночки» отличались четкой графикой, зрелостью композиции.

Довольно легко поступил в технический вуз. Увлекшись спортом, получил мастерский значок, участвуя во всесоюзных студенческих соревнованиях по тяжелой атлетике.

Диплом, хорошая инженерная специальность, перспективная работа, женитьба, рождение ребенка. И вдруг облом. Будто одномоментно переключил тумблер, после чего все с точностью до наоборот, с уже негативной точкой отсчета. Душевно не обременительный развод, переезд из большого города в родное местечко, где ждал опустевший после смерти родителей дом. Частая смена мест службы, а летом и вообще-то самощадящий режим с возможностью нескольких месяцев превращать светлый цвет кожи в шоколадный.

Или вообще вдруг оседлать велосипед и с рюкзаком, туристической палаткой тоже месяц-другой накручивать на счетчик тысячи километров. Более того, кое-что записывая в дорожный дневник. Всякие ж интересные мысли могут возникнуть под встречным ветром и под шорох шин велосипедных, когда едешь по тогда еще такой огромной стране.

И так годами, десятилетиями. Хотелось бы сказать: простенько, но со вкусом. Да только вот с последним никак не вытанцовывается. Какой уж тут особый эстетизм! Так, мелкие целевые бакены при явном мелководье русла. Да еще с предельной простотой кулинарного маневра. Как суворовский солдат при свершении боевого похода. Однако желудочный аспект тут далеко не главный. Интереснее моменты стратегического жизненного плана. А они, на мой взгляд, таковы.

Дом старел, выцветал, хирел, теряя всякую надежду хоты бы на косметическую ремонтную реставрацию. По «таре» и сюжет человека, существующего в ней. В основном предельно инерционный. Без каких-нибудь видимых усилий внести хоть мелкие коррективы. Не говоря о существенных.

К сожалению, оказалось, что ему легче игнорировать, чем преодолевать. Однажды сказав себе «я человек маленький», под такую же непритязательную концепцию сознательно снижал и личностные размеры. Хотя человек, безусловно, умный, оригинально и свежо судящий о многом и многих.

Но только кого он при этом душевно согрел, кому в чем-то помог, с кем и чем поделился? Почти полная коммуникабельная пробуксовка, делающая постепенно таковой и интеллектуальную. В смысле достигнутого жизненного результата.

Конечно, с грустным учетом того, чем заканчивается бытие, стратегически выигранной жизни не бывает. Как говорил поэт, «не думай, что бывает жизнь напрасной, как будто есть удавшаяся жизнь».

Однако в этом плане едва ли стоит мыслить столь космически. Правильнее на фоне бесконечности оценивать ее по количеству симпатичных деталей. При всем при том, что каждый имеет право на свой способ оптимизации жизненного маневра. Но не такого ж аскетичного, черт возьми! Кроме меры длины, должна присутствовать еще и мера весов. Если на одной чаше «сколько прожил», то на другой обязательно — «что сделал». Иначе как узнаешь по-настоящему энергетические зоны своего бытия. Жизнь — ритм, движение, пульсирование, темп… Кто забыл об этом, пусть хоть однажды взглянет на собственную кардиограмму. Там и намека нет на понижающую адаптацию, коль ты здоров и активен.

Никто не спорит, полезно побывать и в одиночестве. Но не в полном же отрыве от социума, от людей. Обои и те время от времени переклеивают для разнообразия комнатного интерьера. Тут же целая жизнь. Жизнь, в которой нельзя во главу угла ставить собственные «заскоки». Слишком сосредоточившись на чудачествах, по отношению к чему-то важному пройдешь лишь по касательной. Вот как и этот старый человек в старом доме возле старого дерева.

…На мой взгляд, жизнь, как и рабочий день, неплохо бы заканчивать с чувством хорошо завершенного дела, приятной усталости. Какие они у того, о ком речь? Мне трудно об этом судить. Может, лично ему кажется, что он максимально целесообразно для себя прошел дистанцию.

Мое же мнение противоположное. Большую часть бытия в середине восьмого десятка человек за ставнями тихо и самоохранительно проспал. С таким-то разумом, с таким-то потенциалом. Жаль, очень жаль… Тем более что во всем остальном, включая нравственные параметры, по-человечески симпатичен.

 г. Глуск
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter