В белорусской гребле ждут возвращения домой Екатерины Карстен и мечтают о новых победах

Человек с веслом

В гребле — мертвый сезон. На канале в Заславле — легкая рябь дождя и ни одной лодки. Однако подводные течения в ставшем за последние годы одним из самых противоречивых видов спорта сильны сегодня как никогда. И если с байдарками и каноэ вопрос должен закрыться в начале ноября, когда в Лозанне состоятся слушания по «мельдониевому» делу, то с «академиками» все выглядит гораздо интереснее. Потому и реагируют они острее. Вопросы, которые не так давно на страницах нашей газеты поднял первый тренер Екатерины Карстен Анатолий Квятковский, задели многих. Для расстановки всех точек и запятых в этой истории директор РЦОП по гребным видам спорта Сергей Хмельков пригласил в гости показать то, что бывает скрыто от глаз не только болельщиков, но даже некоторых специалистов.



Гребной канал в Заславле под Минском — главная база белорусской гребли и одно из по сути двух существующих в стране «профильных» сооружений, осваивать которое, по словам Квятковского, Беларусь лишь учится, причем в боевых условиях. Это так: инструкции по эффективной эксплуатации канала заступавшему пять лет назад на руководящий пост Хмелькову никто также не вручал. До всего доходил сам, изучая нюансы водного хозяйства, разгоняя со вверенной территории любителей некультурного отдыха на природе и пытаясь понять, как сделать греблю в Беларуси эффективным предприятием. К вопросу Сергей Васильевич подошел основательно и сегодня экскурсию вокруг канала ведет с хозяйской любовью к мелочам: «Видишь — мост построили? Давно хотели: зрителям и спортсменам очень неудобно было добираться к трибунам. А молодежный чемпионат мира показал — стало лучше. Теперь еще торговых точек во время соревнований там наставим, развлечений — вообще дело хорошо пойдет!» Без результата на воде, правда, все хозяйские подходы не имеют смысла, а минувшая Олимпиада вопросов к белорусской гребле оставила множество. «Определенно, перемены будут», — констатирует Хмельков и пускается в рассуждения о том, почему ставить крест на гребле после неминуемого и довольно скорого ухода с акватории Екатерины Карстен, как минимум, недальновидно.


— Карстен, кстати, не уйдет. Наоборот, с большой долей вероятности она вернется из Германии домой. Она, правда, с будущим еще не определилась, но если решит продолжить тренировки, то готовиться к стартам будет уже в Беларуси. При всем уважении к заслугам Екатерины, оплата ее проживания в Германии в дальнейшие планы не входит: все–таки на сегодняшний день это очень затратное мероприятие. Но при этом огромный опыт Карстен будет крайне полезен. Для молодежи из национальной (да и не только национальной) команды возможность потренироваться год–два рядом с таким мастером куда полезнее, чем иные тренерские рассказы.

— Было бы с кем опытом делиться: сколько человек из нынешнего состава сможет догрести до Токио?

— Академическая гребля — поздний вид спорта. Это у байдарочников и каноистов 28 лет — период, когда можно начинать задумываться о финише карьеры. В академической гребле в 28 люди только входят в зрелый возраст. К тому же уже в этом году заявила о себе молодежь. Татьяну Климович, Кристину Староселец мы три года назад перевели фактически на индивидуальное сопровождение, и девушки уже успели заявить о себе на международном уровне. Филипп Пауков в прошлом году стал победителем молодежного чемпионата мира. На подходе есть целая группа спортсменов, для подготовки которой даже рассматривается вариант приглашения дополнительных иностранных специалистов. Понятно, что финансовые трудности, но за достижение результата и оплата соответствующая...


— Гребля у нас может быть коммерчески успешным видом спорта?

— Пока нет, но я считаю, что в руководстве федерации должны обязательно быть успешные бизнесмены. Те, кто сможет взглянуть на ситуацию системно, понять, как наиболее рационально нужно реализовывать проект и где найти на него деньги. А уж в специфику они, поверьте, быстро вникнут. Мне пару лет назад тоже могли по ушам поездить: дайте денег, а уж мы... И давали. Выделили одной школе и лодки, и прицеп, и моторку... Они все это взяли, сказали «спасибо» и исчезли. За четыре года оттуда никаких новостей. Пришлось подходы пересмотреть, и сегодня мы выделяем помощь точечно — под конкретных перспективных спортсменов. Потому что если там появилась «звездочка», значит, люди умеют работать.

— И много появилось звездочек?

— С чемпионата мира мы привезли 14 медалей, в том числе в олимпийских видах программы. Пять лет назад у нас была только одна бронза в неолимпийском классе лодок. И практически все эти спортсмены со своими личными тренерами так или иначе работают под крылом РЦОП. Сейчас же мы стараемся сделать процесс еще более эффективным, и на базе одного из районов республики организовываем экспериментальное отделение и городскую федерацию. Фактически что–то близкое к клубной системе со своим расчетным счетом, спонсорами и структурой. В будущем, если методика себя зарекомендует, хотим распространить ее и на другие школы. Правда, пока речь идет лишь о байдарке и каноэ.

— А «академики»?

— В случае академической гребли реализовать подобный проект сложнее в силу недостатка инвентаря. Одно время у нас была надежда на Осиповичский завод автомобильных агрегатов, в принципе, ведь ничего сверхсложного. Но за два года так ни к чему и не пришли: качество оставляло желать лучшего.



«Лодочный» проект в итоге практически зачах. Повиснув в воздухе немым укором тем, кто, делая разваливавшиеся, по рассказам спортсменов, на две части прямо на дистанции суда, впоследствии, забыв о прибыли, по нескольку раз гонял из Осиповичей транспорт, безуспешно пытаясь переделывать все по гарантии. Почему так сложно найти необходимых специалистов и материалы и наладить в Беларуси качественное производство таких востребованных товаров, как лодки или лыжи, — отдельный больной и большой вопрос. В гребле же нашли радикальный и, увы, оказавшийся безальтернативным выход из ситуации. Проводя экскурсию по замершим на время каникул эллингам Сергей Хмельков показывает уложенные в ряды суда и рассказывает, что желанием открыть в Беларуси сборочное производство в итоге загорелся производитель одной из соседних стран. Там качественно делать уже научились. А вот в Беларуси, по убеждению Хмелькова, эффективно смогли решить другой вопрос — «водный».

— Что бы кто ни говорил, но нашей инфраструктуры сегодня хватает и чтобы готовить резерв, и чтобы принимать международные соревнования, зарабатывая на этом деньги. Кстати, прошедший в нынешнем году чемпионат мира среди молодежи по гребле на байдарках и каноэ позволил заработать около 3 миллиардов рублей. Большую часть денег Министерство спорта направило на завершение строительства моста для зрителей. А своими силами смогли установить забор...

Забор у директора гребного РЦОП — отдельная головная боль и повод для гордости. Войну за территорию в Заславле с местными рыбаками, любителями отдыха на природе и облюбовавшими прямые, как стрела, дорожки вдоль канала стритрейсерами Сергей Хмельков ведет с самого момента вступления в должность. Одержать окончательную победу за свободу вверенной ему территории от мешков с мусором, кострищ и прочих «следов цивилизации» помогла лишь физическая преграда. Рыбаки (правда, не любители, а представители спортивного общества) после периода отрицания, торга и жалоб во все инстанции за право пользоваться в отсутствие спортсменов местным водоемом платят «взносы». А директор рассказывает, как созданные условия уже фактически гарантировали Минску «взрослый» чемпионат мира по гребле на байдарках и каноэ.

— Приезжавший сюда в июле первый вице–президент Международной федерации каноэ Иштван Вашкути заявил, что в 2021 году чемпионат мира с большой долей вероятности будет отдан Беларуси. Хотя я не удивлюсь, если к тому моменту мы сможем заполучить серьезные соревнования и по академической гребле. А что касается строительства новых каналов в регионах, то смысла в них немного. Канал ведь мало построить — его нужно содержать. В Бресте, например, современные стартовые системы планируют закупить только в следующем году. Так что лучше пусть дети соревнуются на двух существующих каналах, но оборудованных в соответствии со всеми нормами. Понятно, что в существующей финансовой ситуации не у каждой школы есть средства, чтобы с лодками постоянно кататься на соревнования в Минск или Брест, но это уже вопрос к составителям календаря. Компромисс всегда можно найти. А для тренировок, поверьте, достаточно рек, тем более что для закладки основы будущих результатов «длинная вода» подходит лучше. Да и на канале мы всегда идем навстречу тем, кто хочет получить время для тренировок. Причем нередко школы оплачивают только коммунальные расходы. Без практики остаются только те, кто уж совсем ничего не делает и не ищет вариантов.

komashko@sb.by

Советская Белоруссия № 196 (25078). Среда, 12 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter