Человек с лестницей

Как–то, «путешествуя» по Интернету, наткнулась на любопытную строчку: «Некоторое время Белгосцирком руководил Евгений Милаев, первый муж Галины Брежневой». Уж сколько читала, видела и слышала сюжетов на тему «кремлевской дочери», а все равно интересно: что Галина Леонидовна делала в Минске?..
Как–то, «путешествуя» по Интернету, наткнулась на любопытную строчку: «Некоторое время Белгосцирком руководил Евгений Милаев, первый муж Галины Брежневой». Уж сколько читала, видела и слышала сюжетов на тему «кремлевской дочери», а все равно интересно: что Галина Леонидовна делала в Минске? Правда ли, что любила Милаева (которому было почти 40, а ей — 20) без памяти? Девчонка ведь совсем, и почему ее имя до сих пор не сходит со страниц газет?..

Видно, действительно, все дело в имени. Второй муж Брежневой — Игорь Кио — всего 9 дней был супругом Галины Леонидовны, а разговоров и воспоминаний фокуснику на всю жизнь хватило...

Иду в цирк. Возможно, там удовлетворят мое любопытство.

— Что вы, никаким Белгосцирком Милаев не руководил! — удивляется нынешний директор цирка Татьяна Бондарчук. — Хотя — присаживайтесь! — кто лучше меня вам расскажет, как все было на самом деле.

А было так: в те далекие времена национальных трупп цирка не существовало. Была мощная единая организация «Союзгосцирк», в ней состояли артисты из всех 15 стран–сестер. Циркачи в ту пору были самыми востребованными деятелями советского искусства, их приглашали за границу с гастролями даже чаще, чем артистов Большого театра. Татьяна Николаевна достала из сейфа старинный блокнот — на вид разбухшая от времени и записей общая тетрадь. «Это — расчетная книжка тех времен, здесь хранятся сведения обо всех наших гастролях, переездах, зарплатах», — слегка взволнованно говорит г–жа Бондарчук.

— Вот давайте откроем любую страницу, видите, написано: «Жанр: акробатический этюд. Исполняют: дуэт Бондарчуков. Зарплата: 449 рублей».

— Это за одно представление?

— Нет, за месяц гастролей. Но в ту пору, когда все получали в среднем 110 рублей, мы, цирковые артисты, жили припеваючи. Могли позволить себе все: покупали кооперативные квартиры, привозили из–за границы дорогие шубы, туфли, драгоценности...

Я в недоумении: отчего–то циркачи мне всегда представлялись обездоленными, изможденными. А тут Татьяна Николаевна рассказывает, как в аэропорту «Хитроу» в Лондоне их советскую цирковую труппу встречали у трапа самолета с духовым оркестром. Их представлению рукоплескала сама королева Англии. С цирком Татьяна Бондарчук объездила полмира: Япония, Исландия, Швейцария, Голландия... И все это при «железном–то занавесе». Здорово! Теперь я понимаю Галину Брежневу. Ее папа — Леонид Ильич — мечтал, чтобы дочь была простой, советской...

— А она встретила нашего, из цирковых, Милаева, — продолжает Татьяна Бондарчук. — Он в считанные дни вскружил ей голову дорогими подарками, шампанским, икрой, вольной жизнью... Галина быстро бросила кишиневский университет и удрала прочь гастролировать по странам вместе с Милаевым и цирком шапито.

— И все–таки, почему в краткой энциклопедии БССР Милаев назван руководителем?..

— Все правильно, художественным руководителем белорусского циркового коллектива он был. Всех артистов «Союзгосцирка» распределяли на труппы — и для каждой из них формировали отдельный гастрольный график. Я, например, «распределилась» в латышский коллектив «Рига», Милаев — в белорусский цирковой коллектив шапито. Хотя белорусов в нем было столько же, сколько и латышей в «Риге» — нисколько.

— Жаль. Я думала, вы расскажете, как много первый муж Брежневой сделал для минского цирка. Где–то читала, как Галина Леонидовна ставила здесь роскошные цирковые программы, приглашала к работе свою подругу — художницу Анель Судакевич. Было такое?

— Галя? Ставила программы? Да она ничего в цирке не понимала и даже не совалась сюда. И Евгений Милаев, по сути, программы не ставил. Он был красивым мужиком, эквилибристом, нижним акробатом, с большим животом... Балансировал на ногах лестницу, по ней поднимался еще один акробат, и третьего балансировал на голове... Первоклассный был трюк, хотя к концу карьеры Милаев уже и не балансировал, его поддерживали ассистенты–«невидимки». Когда Евгения назначили худруком, директором белорусского коллектива был великий режиссер Анатолий Шаг–Новожилов. Ему действительно принадлежат постановки многих знаменитых цирковых программ.

— А чем вам запомнилась Галина Брежнева?

— Была помешана на наживе, часто выпивала, обожала выезжать за границу. Ее оформляли то костюмером, то завхозом, так она и путешествовала с цирковыми труппами почти десять лет, пока не развелась с Милаевым.

Сколько раз себе твердила: за кулисы ходи осторожно. Только огорчишься напрасно: Милаев, оказывается, был «красавец» с большим животом — по нынешним временам вовсе и не стандарт мужской красоты. А Галина Брежнева любила шампанское, шубы и бриллианты... Да еще, как выяснилось по ходу разговора, и «солнечный клоун» Олег Попов не такой уж и «солнечный». Живет сегодня в своем загородном доме рядом с Мюнхеном, где его и навестила недавно Татьяна Николаевна.

— Каким был жадным, таким и остался. Красит ведерки масляной краской, создает, так сказать, декорации к клоунаде и больше ничем не интересуется.

— Совсем ничем?

— Ну почему же, когда я сказала ему: «Олег, вот бутылка, вот — икра», — он просветлел и ответил: «Другое дело. Ну, подходи к столу».

У моей бабушки на стене в прихожей висел плакат с изображением Олега Попова. Приходя к бабуле, я первым делом перемигивалась с любимым клоуном — очень у нас прочная связь была, почти родственная. А теперь вот даже не знаю, хочу ли я в командировку в Мюнхен, в гости к прославленному циркачу. Скорее всего — нет...

В цирке, на втором этаже, есть целая галерея портретов. Нашла я и фото Евгения Милаева. Заглянула в лицо — какое–то каменное, безучастное. Намаялся человек: шутка ли, всю жизнь с лестницами балансировать. Что ж, отдадим Евгению Тимофеевичу должное за яркую артистическую жизнь.

Справка «СБ»

Евгений Милаев (1910 — 1983), советский цирковой артист, эквилибрист. Народный артист СССР, заслуженный артист БССР. В 1930 — 1941 годах выступал в шапито Минска, Витебска, Могилева, Гомеля. С 1959 по 1960 год руководил Белорусским цирковым коллективом. Выполнял уникальные номера: балансировал 9–метровую лестницу, на которой его партнеры демонстрировали серию гимнастических и акробатических трюков, аналогичный номер с першем. Милаев первым среди акробатов стал народным артистом Советского Союза и единственным Героем Социалистического труда. Умер от инфаркта после конфискации дачи, подаренной когда–то державным тестем — Леонидом Брежневым.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter