21 августа в израильском Ашдоде была поставлена финальная точка на жизненном пути Бориса Ефимовича Фаерштейна

Человек с большой буквы

Хорошо известно, что прочной нитью для связей породненных городов является переплетение человеческих судеб. 21 августа 2016 года в израильском Ашдоде — побратиме белорусского Бреста — была поставлена финальная точка на жизненном пути Бориса Ефимовича Фаерштейна.

Фото facebook.com/VestyIsrael

На этом пути особое место заняла военная служба в Бресте. Она начиналась еще до драматического дня 22 июня 1941 года. 21 июня 1941 года старшина пулеметной роты в 3–м батальоне 44–го стрелкового полка Борис Фаерштейн отметил свой 21–й день рождения и никак не мог предположить, что завтра начнется война. С 22 июня 1941 года возглавляемый майором Гавриловым 44–й стрелковый полк будет играть одну из ключевых ролей в обороне Брестской крепости. В этот день старшина пулеметной роты имел следующее местонахождение: форт номер 5, что буквально в трех километрах от цитадели над Бугом. Героически проявил себя при обороне 5–го форта. 3–й батальон попытался прорваться на восток, но это не привело к искомому результату. Более того, его бойцы попали в плен. При допросах немцы поверили, что перед ними крымский татарин Борис Нестеров. Они никак не могли представить, что в действительности имеют дело с евреем Борисом Фаерштейном, которому хватило способности доказать, что он крымский татарин. Сработал главный аргумент: отличное знание татарского языка. Сказалось то, что детство и юность Бориса прошли в крымском Джанкое.

Плен длился без малого 4 года. Под статусом военнопленного будет поставлена точка лишь за несколько дней до Великой Победы. Казалось бы, родное Отечество сразу воздаст должное участнику обороны 5–го форта. Однако оно сочло необходимым его прохождение через сибирский фильтрационный лагерь. После лагеря полоса унижений человеческого достоинства отнюдь не закончилась. Приехав в родной Джанкой, ветеран войны далеко не сразу стал работать по специальности. Везде вменяли в вину нахождение в плену.

Специальность у Фаерштейна была что ни на есть мирная — учитель математики. Наконец справедливость восторжествовала, и этот прошедший суровые испытания человек стал сеять разумное, доброе, вечное. Учитель математики Фаерштейн каждый урок превращал в мастер–класс. Многие его ученики получали отличные оценки на вступительных экзаменах в вузы.

Приблизительно четверть века тому назад ветеран сменил крымский Джанкой на израильский Ашдод. Прибыв на Землю обетованную, сразу же стал проявлять ветеранскую закалку. Не пропускал ни одного мероприятия, проводимого участниками Второй мировой войны. Продолжал увлеченно играть в шашки, шахматы. Более того, с его подачи часто проводились соревнования по этим видам спорта.

212481-01 (1) ().jpg
Фото  БЕЛТА.


Постоянно демонстрировал моральную поддержку солдатам и офицерам израильской армии. Это наиболее явственно проявилось во время войны с «Хезболлах» в 2006 году. Попавшие под пули и осколки воины Армии обороны были объектами внимания не только военных эскулапов, но и таких неравнодушных людей, как Фаерштейн. Его тогда часто можно было видеть в военных госпиталях, где этот Человек с большой буквы дарил тепло участникам операции «Нерушимая скала».

Ветеран никогда не порывал связи с коллективом мемориального комплекса «Брестская крепость–герой». Он передал ему свои подробные воспоминания на предмет событий, касавшихся 5–го форта. Они хранятся в музее крепости. Посетители выставки «Западный форпост Отечества», проводимой на территории филиала мемориала «Музей 5–й форт», с большим интересом слушают рассказ экскурсоводов о Фаерштейне. Его фотография занимает одно из важных мест на выставке.

После смерти Бориса Ефимовича не осталось в живых ни одного защитника форта номер 5.

Обратим внимание на снимок, прилагаемый к очерку. Здесь мы видим его героя в 1941 и 2016 гг.

Между тем

Как минимум трое героев легендарного бастиона еще живы — это Владимир Казьмин, Петр Котельников, Валентина Кокорева. Валентине Александровне, которая сейчас живет в Ленинградской области, недавно исполнилось 103 года, рассказала ученый секретарь мемориального комплекса «Брестская крепость–герой» Елена Харичкова:

— Это удивительная женщина, в свои годы полная жизненной энергии! Мы поздравляли ее с вековым юбилеем, а в ответ она прислала сборник своих стихов. А ведь ей тоже пришлось пройти через плен — она, военврач 3–го ранга, участница советско–финляндской войны и награжденная медалью «За отвагу», попала к немцам в плен утром 24 июня. Работала в лазарете для военнопленных, ее освободили в январе 1945 года.

Михаил СТРЕЛЕЦ, доктор исторических наук.

Брест.

Советская Белоруссия № 162 (25044). Четверг, 25 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter