Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Прошлое не изменить». Бывший наркоман – о судимостях, первой дозе и «выздоровлении»

Человек под заморозкой

Сейчас у Вячеслава Сачишина есть все, о чем можно мечтать: счастливая семья, любимая работа, планы на будущее. А ведь еще пять лет назад единственным, что приносило ему радость, была очередная доза наркотика. О своем непростом прошлом Вячеслав рассказывает открыто, надеясь, что его удачный опыт возвращения с темной стороны жизни сможет кому-то помочь.


Главный бунтарь на параллели

Вячеслав вырос в Минске, в полной семье. В детстве, как и все мальчишки, любил погонять футбольный мяч, лазал по стройкам и сутками пропадал во дворе. А вот в школу ходил неохотно: уже в начальных классах ему ставили неуд за поведение:

– На параллели я был главным бунтарем, всегда сидел на задних партах и срывал учителям уроки. Однажды преподаватель попросил нас выйти из кабинета, чтобы написать условия контрольной работы на доске. Пока одноклассники повторяли материал, я повернул ключ в замочной скважине (он как раз торчал со стороны коридора) и выбросил. Мне казалось, что это невероятно смешно.

Слава часто ввязывался в драки по поводу и без и еще в начальной школе впервые затянулся сигаретой. За проказы сына родителей часто вызывали на ковер к директору:

– После каждого визита в школу мама и папа проводили воспитательные беседы, могли повысить голос, но до рукоприкладства не доходило. Сейчас понимаю, что родители давали мне все, что могли. У меня всегда были деньги на карманные расходы, я видел все цирковые программы. 

К выпускному классу у Вячеслава не было четких планов. Хотелось скорее забрать аттестат, почувствовать себя взрослым и свободным. После школы по настоянию родителей поступил в ПТУ, получил диплом газо­электросварщика, но по специальности не проработал ни дня. 


Преступления и наказания

Первый раз в следственный изолятор Вячеслав Сачишин попал еще в 1990-х. Тогда ему только-только исполнилось 20 лет:

– С товарищами отмечали мой день рождения. Шли по улице, увидели, как компания дворовых хулиганов издевалась над бабушкой. Мы включили Робин Гудов (выпитое придавало смелости) и решили проучить обидчиков. В потасовке приятель нанес одному из них ножевые ранения. Пока мы выясняли отношения, очевидцы вызвали милицию. Когда приехала постовая машина, все разбежались, остались только я и мой друг – вот и пошли вдвоем обвиняемыми по делу. 

Приятелю присудили четыре года лишения свободы, а Вячеславу – три года «химии». В исправительном учреждении открытого типа Слава чувствовал себя вольно:

– Ощутил себя понятым и принятым. Мы с другими ребятами рассказывали друг другу байки, строили планы на жизнь, хотя прекрасно понимали, что после освобождения вернемся сюда еще не раз. 

И действительно, на свободе Слава пробыл недолго. Через пару месяцев его снова признали виновным в хулиганстве и приговорили к году заключения в колонии усиленного режима. Свой аморальный образ жизни минчанин не поменял и после освобождения. До тюрьмы баловался травкой, а после перешел на новый уровень:

– Начал с мака. После первой дозы было неприятно, но товарищи убедили, что я просто не распробовал и нужно ввести еще. Вскоре уколоться было таким же привычным делом, как заварить чай. Только чашки у всех были разные, а шприц – один на всех. 

В то время Вячеслав себя наркоманом не считал. И всегда думал, что в любой момент может завязать, «ведь я не такой конченный, как все остальные». Скоро вместе с друзьями уехал в Польшу. Только там, наконец, осознал свою зависимость, но менять ничего не собирался:

– Подсел на героин. Когда приходил в себя, понимал, что живу в аду. Чтобы убежать от действительности, снова и снова вкалывал новую порцию «кайфа». Деньги на наркотики добывал нечестным путем: обманывал, воровал. 

Когда Слава вернулся на родину, то судимости полетели одна за другой. Стабильно несколько месяцев в году он проводил на «химии»: то за воровство, то за хранение наркотиков, то за хулиганство. Всего в «послужном» списке накопилось девять судимостей. Спустя много лет Вячеслав благодарит право­охранительные органы за то, что они изымали его из губительной среды:

– Как-то подсел на «скоростные» наркотики. Из-за них сильно похудел и весил чуть больше 60 килограммов. При моем росте я был похож на скелет, обтянутый кожей. Попал за решетку, а там режим, питание. К освобождению весил уже 84 килограмма, был похож на человека. 


Надоело придумывать отмазки

Родители Вячеслава не отвернулись от сына и после тюрьмы:

– Я всегда чувствовал их поддержку. Помню, прихожу домой поздно ночью, а у мамы в комнате приоткрыта дверь, горит торшер, и она спит в кресле. Сейчас понимаю, как сложно ей было. 

Как-то инспектор, придя проконтролировать Вячеслава, который в очередной раз оказался на домашней «химии», завел разговор о программе «Лечение как альтернатива наказанию» – совместном проекте МВД и Республиканской общественной организации «Матери против наркотиков».

– И мама тоже часто говорила о реабилитационном центре. Со всех сторон мне твердили, что пора меняться. Придумывать отмазки надоело, и я согласился. 

Весной 2013 года Вячеслав собрал документы и уехал на реабилитацию. Через восемь месяцев вернулся совсем другим:

– Во мне произошли кардинальные перемены. Может, внешне они были не так заметны, но внутри я преобразился. Избавившись от зависимости, понял, что прошлое не изменить, но будущее в моих руках. Захотелось работать, завести семью, наладить отношения с родными. 

Вячеслав постепенно выполнял пункт за пунктом: устроился на должность торгового представителя, помирился с родителями и сестрой, а три года назад женился. Теперь мечтает побывать в Австрии, Чехии, Германии. А еще Вячеслав Сачишин помогает ребятам, больным наркоманией: ездит по колониям, объясняет, что есть другой путь:

– Участвую в собраниях групп помощи, общаюсь с наркоманами, алкоголиками, много разговариваю с их родственниками. Зависимые люди словно находятся под заморозкой: им зачастую все равно, что с ними происходит, а близкие страдают. Недавно получил письмо от бывшего сокамерника из Волковыска. Говорит, слышал о моем выздоровлении и хочет так же. Приятно, что я стал примером для других и доказал, что силой воли можно победить любую зависимость.
КОМПЕТЕНТНО

Людмила Шпаковская, заведующая подростковым отделением минского Городского клинического наркологического диспансера:

– Наркологическую зависимость можно сравнить с хроническим заболеванием: излечиться от него навсегда нельзя, но можно получить ремиссию и научиться с ней жить. Чтобы не сорваться, необходимо соблюдать рекомендации врачей, периодически проходить курс лечения. Один на один со своей болезнью наркоман не справится, важно, чтобы семья также начала меняться, и первый шаг – признать, что у их близкого человека есть проблема.
lavrinovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter