Большой храм, притчевый дом и дом социального служения планируют построить в микрорайоне Каменная Горка в Минске

«Человек, переступивший порог храма, большой cчастливчик»

НЕ ПРОПУСТИТЕ НОВЫЙ ПРОЕКТ!

2021 год проходит в нашей стране под знаком народного единства. В Беларуси на протяжении столетий бок о бок живут представители различных национальностей, религий и культур. Многообразие и толерантность стали визитной карточкой нашей страны, ее уникальной чертой и бесценным даром предков, который необходимо во что бы то ни стало сохранить ради мира и согласия в обществе, благополучия и процветания будущих поколений. Вместе с Белорусской православной церковью «Р» начинает совместный проект «Духовность», где мы будем рассказывать о храмах, которые возводятся сообща, объединяя представителей разных национальностей, конфессий и культур. 

Приход святителя Николая Японского единственный в очень большом микрорайоне Минска Каменная Горка. На праздники церковь не вмещает всех желающих. Недавно настоятель общины протоиерей Павел Сердюк получил разрешение на строительство рядом, в парковой зоне, Городского приходского православного храмового комплекса. О том, что здесь будет, и главной миссии общины священник рассказал корреспонденту «Р».

Приход святителя Николая ЯПОНСКОГО.

Под покровительством святителя Николая Японского


Молодой священнослужитель Павел Сердюк работал референтом по миссионерским вопросам в Минском епархиальном управлении Белорусской православной церкви, когда в 2009 году в столице учредили миссионерский приход, небесным покровителем которого стал основатель православной церкви в Японии святой Николай Японский. Отца Павла назначили настоятелем общины.

Святитель Николай обращал в православную веру японцев, отец Павел стал нести слово Божие для новоселов микрорайона Каменная Горка. Здания церкви в привычном понимании еще не было, только комната в гаражном кооперативе. Храм вырос вместе с районом. 

16 февраля 2012 года в День памяти архиепископа Японского настоятель совершил в нем первую божественную литургию. Теперь богослужения проходят здесь ежедневно, служат пять священников, 90 детей посещают воскресную школу. 

Молодая община пережила то же, что и молодые семьи, заселявшиеся в новые дома микрорайона: переезды, стрессы и другие лишения. Когда наступали минуты уныния, особенно ощущалась духовная поддержка небесного покровителя прихода.

— Это был не безболезненный период, — вспоминает отец Павел. — И вот однажды в непростой час обратился ко мне молодой улыбающийся человек: «Батюшка, нужна ваша подпись. Хочу привезти патриарший хор из Белграда с концертом». Приехал прекрасный хор, около 60 сербов со священником. Это был мощный духовный импульс для нас, ведь наши беды оказались слишком маленькими по сравнению с тем, что пережили и чем пожертвовали ради своей веры наши сербские братья. Они рассказывали, что во время ежедневных бомбежек авиацией ­НАТО никто не покидал церковь: богослужение совершалось под звуки разрывающихся снарядов. Эти люди с драматическими судьбами стали для нас утешением. Когда мы простились с ними, я попросил святителя Николая Японского, чтобы он никогда не обделял наш приход нечаянными и радостными встречами.



Храм в честь святителя Николая Японского стоит далеко от исторического центра Минска — сквозь колокольный звон доносится шум кольцевой дороги. Приход часто принимает гостей из разных стран.

— У нас были иконописцы из Франции, паломники из Нигерии, беженцы из США. Приезжал бизнесмен из Японии, который выкупил историческое здание консульства в Хакодате и устроил там музей, посвященный нашему земляку, уроженцу Минской губернии, российскому дипломату в Японии Иосифу Гошкевичу. Именно на призыв Гошкевича о поиске миссионера отозвался более ста лет назад молодой семинарист Иван Касаткин, ставший впоследствии архиепископом Николаем Японским. Теперь в бывшем русском консульстве устроена пекарня, где применяют опыт хлебопечения из Жировичского монастыря. До пандемии в нашем храме ежегодно на престольном празднике присутствовал посол Японии в Беларуси Хироки Токунага.


Эхо Страны восходящего солнца

Архиепископ Японский приводит к православной вере и минских японцев. Перед началом первой литургии февральским утром отец Павел с удивлением заметил замерзающего японского юношу. Студента факультета журналистики БГУ Хитоши Танаку привела в храм знакомая.

— Хитоши долго ходил на службы некрещеный. Он хотел вникнуть в суть православной веры. Святитель Николай никогда не ловил человека на эмоции. Мы тоже не настаивали. И спустя девять лет перед Пасхой Хитоши принял крещение в православии с именем Антоний.



Мы разговариваем с отцом Павлом в кафе на территории храма. И это заведение здесь не просто так.

— Кафе — место, формирующее культурную среду прихода, — рассуждает священник. — Церковь не отделена от общества, потому что сюда приходят живые люди. Кроме того, что мы стараемся, чтобы в приходском кафе прихожане и любые посетители могли выпить хорошего кофе или чаю, угоститься вкусной качественной выпечкой и десертами, мы хотим, чтобы здесь было место, где можно перевести дух. Многие светские люди сюда приходят просто посидеть, потому что, говорят они, «рядом с храмом атмосфера чистая, намоленная». Здесь есть узнаваемые маркеры: капучино, кока-кола, пирожные по собственной рецептуре, но при этом висят портреты батюшек, картины. И кто-то, зайдя на чашку кофе, возможно, заинтересуется историей проповедника с портрета, а дальше откроет дверь в храм.

Сейчас на стенах висят японские гравюры белорусского художника, сына прихожан, но выставка постоянно обновляется, а еще в вазах стоят цветы из приходского садика.

— Храм — это место, где формируются культура и модели социального поведения, среда здорового общения, — считает отец Павел. — Ежемесячно у нас проходит детская божественная литургия, где дети сами читают. В кафе для подростков проводим встречи, игротеку, дамы собираются на кружок вязания. Организовываем встречи с писателями, поэтами, знаменитыми актерами.


«Матуля»

Одно случайное знакомство предопределило главную социальную миссию общины — помощь беременным и матерям в кризисной ситуации. Однажды в канун Нового года отец Павел с супругой матушкой Вероникой повстречали на улице беременную с психофизическими особенностями. 

— Она была настроена сохранять ребенка, хотя все ее окружение требовало аборта, — вспоминает настоятель. — Мы, молодые бесшабашные, долго не думали, взялись помогать ей. Одна моя знакомая отдала жилье, и так у нас образовался приют, а потом и центр поддержки семьи и материнства «Матуля». Позже органы опеки стали направлять сложных мам к нам. Ни одна женщина, несмотря на самые неблагоприятные условия, не пожалела о появлении ребенка. Даже одна из первых жительниц приюта, которая забеременела в результате противоправных действий. Там, где люди готовы изменить пути, которые искривил грех, начинает все созидаться. И я вижу в этом действие благодати Святого Духа. Это дает силы. Нам нужно дать человеку некий алгоритм, который позволит людям улучшить жизнь. 



В 2011 году в центре «Матуля» возникла инициатива по доабортному консультированию. Проект запустили по распоряжению комитета по здравоохранению Мингорисполкома. Сегодня эта инициатива переросла в обязательную услугу на государственном уровне. Разработки, которые применяют сейчас консультанты, подготовила волонтер прихода — старший педагог кафедры психологии Минского областного института развития образования Лариса Мартынова.

Народный храм

Недавно отец Павел получил разрешение на строительство в парковой зоне Городского приходского православного храмового комплекса:

— Предполагается, здесь будут большой храм, притчевый дом и дом социального служения. За пожертвования прихожан все делается с большим трудом. Нынешний храм сразу построили в долг, который возвращали всем районом. Жертвовали даже мусульмане. 

Меж деревьев вьется экотропа, созданная волонтерами прихода. Ее планируют развивать и дальше совместно с комитетом природных ресурсов Мингорисполкома.



Храм — не просто сакральное здание. Это еще и малая духовная родина.

— В храме тоже воспитывается патриотизм. Нам важно возродить межпоколенную связь. Если человек будет чувствовать себя здесь защищенным, если здесь будут происходить главные события в жизни его семьи, он будет любить его и соотносить с пространством личного бытия, где бы потом ни оказался. 

Место смысла

А еще храм — место безусловного принятия. Любой человек, переступивший его порог, большой счастливчик. Он нашел для себя смысл, уверен отец Павел. Именно так произошло когда-то с настоятелем:

— Мой дедушка изымал церковную утварь по распоряжению Коммунистической партии. В детстве я смотрел фильмы, в которых высмеивались евангельские сюжеты. Я считал, что религиозные люди самые невежественные и темные. А после армии познакомился со священнослужителем архимандритом Алексеем Шинкевичем, который возрождал в Жодино церковную жизнь. Там была прекрасная по составу педагогов церковно-приходская школа, служились детские литургии. В свою первую Пасху я даже в храм не попал. Кто-то потыкал ножом чеканную икону Казанской Божией Матери на поклонном кресте, и отец Алексей организовал оцепление. Я простоял дежурным всю службу и был счастлив. Помню всех бабушек, с которыми пел в церковном хоре.


В 90-е, казалось, реальность рушится. А тут я услышал «Взбранный воеводе» Аллеманова в непрофессиональном исполнении обычных женщин. Через эту дверь молитвы я и вошел в церковную общину, ставшую для меня сосредоточием смысла. Появилась цель, ради которой стоит жить и строить храм.

kosiykova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter