Человек, остановивший время

11 ФЕВРАЛЯ 1945 года в 2 часа 20 минут ночи в государственный госпиталь в Бостоне поступил обычный, на первый взгляд, пациент. — Вы будете называть этого человека Чарлзом Джемисоном, — произнес водитель «Скорой помощи», обращаясь к дежурной медсестре. И вместе с санитаром спешно покинул вестибюль медучреждения. Доставленный в госпиталь мужчина выглядел лет на сорок пять. На обеих его руках красовались искусно выполненные татуировки в виде пересекающихся американского и британского флагов и соединенных между собой сердец. Состояние больного требовало незамедлительного вмешательства врачей. Многочисленные рваные раны на спине и ногах были запущены. На момент поступления в госпиталь пациент был парализован и находился в коме.

Феномен личности американца Чарлза Джемисона так и остался неразгаданным.

11 ФЕВРАЛЯ 1945 года в 2 часа 20 минут ночи в государственный госпиталь в Бостоне поступил обычный, на первый взгляд, пациент. — Вы будете называть этого человека Чарлзом Джемисоном, — произнес водитель «Скорой помощи», обращаясь к дежурной медсестре. И вместе с санитаром спешно покинул вестибюль медучреждения. Доставленный в госпиталь мужчина выглядел лет на сорок пять. На обеих его руках красовались искусно выполненные татуировки в виде пересекающихся американского и британского флагов и соединенных между собой сердец. Состояние больного требовало незамедлительного вмешательства врачей. Многочисленные рваные раны на спине и ногах были запущены. На момент поступления в госпиталь пациент был парализован и находился в коме.

ПОКА вызванная медсестрой бригада реаниматоров осматривала Чарлза Джемисона, женщина решила все же расспросить водителя «Скорой помощи», где они подобрали пострадавшего. Но машина уже уехала. А через несколько дней неожиданно выяснилось, что ни одна из служб «Скорой помощи» города в госпиталь в тот день свою машину не направляла.

К делу подключилась полиция. Бостонские детективы попытались узнать что-либо о загадочном подопечном медиков по одежде. В вооруженные силы, торговый флот и ФБР были разосланы отпечатки его пальцев. Стражи порядка опросили множество водителей машин «Скорой помощи», их фотографии были предъявлены для опознания дежурившей в ночь на 11 февраля медсестре. Но женщина так и не смогла узнать ни одного из них.

Следствие по делу Чарлза Джемисона было закрыто 15 июля 1945 года. Проведенное расследование ничего не дало. По одежде и татуировке на теле мужчины полиция лишь смогла предположить, что Чарлз, скорее всего, — моряк.

А тем временем Джемисон понемногу шел на поправку. Он по-прежнему был парализован ниже пояса, но вышел из комы. Раны его заживали. Однако мужчина упорно молчал. И это тревожило врачей. Неделями и месяцами он безучастно сидел в своем инвалидном кресле, пристально глядя в окно.

Однажды медсестра, совершавшая обход, заметила, как в поведении Чарлза вдруг что-то поменялось. На лице появилась ухмылка, будто какие-то приятные воспоминания промелькнули в его мозгу. Но еще больше медсестра удивилась, когда он внезапно произнес: «Я просто не понимаю». Эти четыре слова стали первыми за 2 года молчания!

О произошедшем сотрудница госпиталя сообщила главному врачу доктору Оливеру С. Вильямсу. Тот не знал, как долго Джемисон сможет говорить, и потому поспешил завести с ним беседу.

И Чарлз разговорился. Он стал рассказывать о Вильяме Глэдстоне, занимавшем пост английского премьер-министра в 1868—1874, 1880—1885, 1886 и 1892—1894 годах. О его преемнике на этой должности в 1868 и 1874—1880 годах Бенджамине Дизраэли. Причем о политиках говорил так, как будто они все еще были живы.

Вспомнил Джемисон и о военных походах Наполеона Бонапарта. Особенно долго и подробно рассказывал он о сражении под Аустерлицем, произошедшем в 1805 году.

Пораженный услышанным, доктор Вильямс решил пригласить к пациенту главу Британской информационной службы в США Элтона Баркера.

Зная со слов доктора о воспоминаниях Джемисона, а также то, что он предположительно по профессии моряк, Элтон Баркер свою беседу с Чарлзом начал с рассказа о крупных морских битвах и важных событиях в истории английского флота. Вытащив из портфеля несколько рисунков, глава Британской информационной службы в США положил их на кровать. Поначалу Чарлз не проявил к рисункам никакого интереса, пока внимание его не привлек один из них.

— Не смешите меня, сэр, — свирепо взглянув на Баркера, произнес Джемисон. — По меньшей мере, четыре морских нарукавных знака на рисунке ошибочны!

Парадоксально, но Чарлз оказался абсолютно прав! Баркер тут же сунул в руки старому моряку пачку фотографий с изображениями британских морских баз и кораблей. Перебирая снимки, Джемисон остановил взгляд на фотографии Королевского морского склада боеприпасов.

— Это в Лондоне! — вскричал он. — Я был в этом здании!

— Но это невозможно, — мягко возразил присутствовавший во время беседы доктор Вильямс. — Сколько тебе лет, Чарлз?

— Сейчас — сорок девятый.

— А этот снимок сделан 60 лет назад!

Не обращая внимания на реплику доктора Вильямса, Джемисон заговорил о морской артиллерийской школе в Госпорте... в 1850 году! Он живо описал людей, подробно — служебные помещения здания. И его слова полностью подтвердились, когда Элтон Баркер внимательно изучил соответствующие архивные документы.

В следующее свое посещение Баркер вручил Чарлзу книгу о боевых кораблях 1909 года издания. Тот листал ее безразлично, пока не открыл страницу с изображением военного корабля «Беллерофон».

— Я плавал на этом карабле, — сказал Джемисон, и слезы полились из его глаз. — Я попал на «Беллерофон», когда он был еще совсем новым. Помню, мы взяли направление на Ютландию...

И вновь настал момент удивляться доктору Вильямсу:

— Вы участвовали в сражении у Ютландии?

— Мы были в конвое. Это была секретная миссия.

«Неужели он не знает, что Первая мировая война закончилась в 1918 году? — подумал Вильямс. — Неужели он все еще в том времени, тридцать лет назад?»

Доктор Вильямс и Баркер продолжали расспрашивать Чарлза о Ютландии и «Беллерофоне», но он был немногословен. Наверное, как и другие моряки британского Королевского флота, Джемисон не хотел вспоминать о позоре, покрывшем их 31 мая 1916 года у берегов Ютландии. (Ютландское сражение между главными силами германского и британского военно-морского флота произошло 31 мая — 1 июня 1916 года в Северном море, западнее Ютландского полуострова. С английской стороны в сражении участвовало 198 боевых кораблей различного класса, с германской — 99. Ни одной из сторон не удалось достичь победы. При этом, несмотря на двукратное превосходство, боевые потери английского флота в два раза превысили потери немецкого. — Прим. автора.)

Элтон Баркер спросил Джемисона, что означают его татуировки. На лице морского волка появилась улыбка. Он закатал рукава, обнажил руки и с гордостью произнес:

— Скрещенные британский и американский флаги символизируют дружбу между двумя нациями. Этот знак имели все моряки на корабле «Катти Сарк».

— Это тоже был боевой корабль? — поинтересовался доктор Вильямс.

Джемисон покачал головой:

— Это парусный трехмачтовый клипер.

Сделав несколько телефонных звонков, доктор Вильямс получил подтверждение существования судна «Катти Сарк». Оно было спущено на воду в 1869 году в Дамбатоне (Шотландия) и вместе с другими парусными судами принимало участие в морских перевозках чая. С открытием Суэцкого канала даже самый быстроходный клипер уже не мог соперничать с пароходами. И в 1872 году «Катти Сарк» была переброшена на перевозки австралийской шерсти, а затем продана одной из фирм в Лиссабоне.

Между тем слухи о загадочном пациенте бостонского Государственного госпиталя просочились в прессу. Заметка о таинственном моряке в одной из газет привлекла внимание офицера торгового флота, который ранее служил на транспорте «Леджен».

— Проверьте документы транспорта, — посоветовал он доктору Вильямсу в телефонном разговоре. — Мне кажется, я помню человека по имени Джемисон.

Эксперты из американской службы иммиграции, проверяя документы транспорта, обнаружили странную запись, в которой говорилось, что Чарлз Вильямс Джемисон был подобран в море. В список лиц, находившихся на борту судна, его внесли... в Саутгемптоне 24 января 1945 года. «Леджен» прибыл в Бостон 9 февраля 1945 года.

Удивило же экспертов то, что все записи в документе были напечатаны на машинке. За исключением лишь сведений, касающихся Джемисона. Они были написаны от руки чернилами. Когда разыскали бывшего капитана «Леджена», он тоже был удивлен этому, но ничего объяснить не смог. Капитан был уверен: запись в документах появилась позже.

По документам Джемисон считался военнопленным. Автор записи не объяснял, как Чарлз оказался в море и как долго боролся со стихией, прежде чем попал на судно.

Доктор Вильямс показал Джемисону фотографию судна «Леджен», но тот остался к снимку безучастным.

Поступившая чуть позже информация еще больше запутала дело. Доктор Вильямс запросил историю «Катти Сарк» у «Регистра Ллойда». (Регистр Ллойда (англ. Lloyd’s Register of Shipping) — крупнейшее классификационное общество, добровольная ассоциация судовладельцев, судостроительных фирм, изготовителей судовых механизмов и страховых компаний. Основан в 1760 году в Великобритании. — Прим. автора.) Среди прочих документов оказался и рапорт о том, что 10 июля 1941 года экипаж немецкой подводной лодки У-24 обнаружил старый трехмачтовый клипер с надписью «Катти Сарк». Ему было приказано остановиться, но клипер, развернувшись, ударил по подводной лодке залпом бортовых орудий. Через минуту торпеда из субмарины отправила парусный корабль на дно. Экипаж лодки видел плавающих людей и даже вытащил одного моряка из обломков. Этот человек, назвавшийся Чарлзом Джемисоном, по возвращении субмарины в германский порт был впоследствии переправлен в лагерь военнопленных в Бельгии.

Доктор Вильямс продолжил беседы со своим пациентом. В ходе одной из них Джемисон вдруг вырвал листок из блокнота и написал: «Хинемоа».

— Это еще один корабль, на котором ты служил?

Джемисон кивнул головой.

— «Хинемоа» была грузовым судном, возившим нитраты из Чили в британские порты. Я был на борту, когда ее потопила германская подводная лодка.

Файлы «Регистра Ллойда» хранили информацию и о маленьком грузовом судне «Хинемоа», построенном в Шотландии в 1876 году. Оно пережило Вторую мировую войну, но в 1945 году из-за сильного износа было отбуксировано в море и взорвано…

…Чарлз Джемисон скончался 19 января 1975 года. Никто так и не смог понять, чем были его откровения. Плодом воспаленного разума или же реальным жизненным опытом человека, неведомым образом остановившего время.

Вячеслав ШУМСКОЙ, «БН»

(По материалам интернет-источников)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter