Каждое выступление дирижера Александра Анисимова — это спектакль, настоящая коррида

Человек-оркестр

За что мы ценим народного артиста Беларуси, лауреата Государственной премии, главного дирижера и художественного руководителя Государственного академического симфонического оркестра Беларуси, лауреата премии «Золотая маска», а теперь и обладателя специальной премии Президента деятелям культуры и искусства Александра Анисимова? За то, что в любой музыкальный материал Александр Михайлович как подлинный музыкальный философ привносит свое личностное отношение. 

Художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра Беларуси Александр Анисимов. 

Он глубоко проживает каждый музыкальный материал. Любая симфония, опера или симфоническая поэма, как недавняя «Франческа де Римини» Петра Чайковского, становится в его дирижерских руках исповедью. С каждым взмахом палочки Александра Михайловича мы становились образованнее и утонченнее. После концерта Анисимова не тянет включить «Любимку». Еще несколько мгновений хочется пожить в той ауре, вне суеты и агрессии, которую так деликатно, вдумчиво и подробно воссоздал на один вечер для нас мастер музыкальных интерпретаций.

За что отдельно стоит любить Анисимова, так это за то, что в работе обходится у него без дурного актерства, «шаманства» и мистификаций, как это порой принято у некоторых особо «демонических» его коллег. Вспомним Теодора Курентзиса. К тому же билеты на концерты Анисимова всегда доступны по цене в отличие от Теодора. Тоже не последнее дело по нынешним временам. Классика — не тот капитал, на котором стоит обогащаться. 

Сезон, посвящённый 250-летию Людвига ван Бетховена, Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь открыл двумя симфониями композитора — 5-й и 6-й.

Каждый раз возникает вопрос: укротит он его или нет? И вы знаете, пока укрощает. За редким исключением. Ведь что бы ни происходило в оркестре, музыканты дирижера Анисимова любят. Он лидер и авторитет, жаль, что это достойное и красивое слово в последнее время имеет негативную коннотацию. Музыкант не боится брать на себя ответственность и высказывать вслух свое мнение. Планка требований у Александра Михайловича и к себе, и к коллективу, и к коллегам-дирижерам очень высока. Потому что свою музыкальную родословную ведет он от великих имен, по ним мерит сегодняшние достижения. Его точка отсчета в профессии — Мравинский, Караян, Тосканини, Клемперер, Фуртвенглер, Стоковский, Федосеев, Рождественский, который был его педагогом в аспирантуре Московской филармонии. 

Профессию дирижера Александр Анисимов воспринимает как призвание, но в мессианство не впадает.

Гала-концерт, посвящённый открытию 83-го филармонического сезона. 

Трезво и иронично относится к себе, в области музыки обладает, пожалуй, энциклопедическими знаниями. Известен далеко за пределами Минска и Беларуси. Оркестр под его руководством гастролировал во многих странах мира с неизменным успехом. Именно Анисимова всемирно известная оперная певица Монтсеррат Кабалье выбрала сопровождать свое первое выступление в Москве в 1995 году в качестве дирижера. 

Александр Анисимов слывет светским львом, любит вращаться в аристократических кругах, умеет говорить комплименты. Общение с ним заряжает надолго. Секрет, наверное, в том, когда бы вы ни позвонили Александру Михайловичу — за исключением, может быть, вечернего концерта, спектакля или выступления, — вам всегда ответит его бодрый голос. Даже в самый сложный период первой волны пандемии он был на рабочем месте, в своем кабинете в филармонии, являя собой пример служения искусству, человеческой выдержки, собранности и интеллигентности. А как мы ценим его восхитительные симфонические «десерты»: концерты с Ириной Крикуновой, эксклюзивные выступления его коллектива в Белгосфилармонии на Новый год, истовое участие в фестивалях «Белорусская музыкальная осень» и «Минская весна». Имя Анисимова на афише любого концерта или премьеры — гарантированный аншлаг. Благодаря дирижеру с филармонической сцены зазвучали произведения белорусских композиторов Сергея Кортеса, Дмитрия Смольского, Вячеслава Кузнецова, Виктора Копытько, Андрея Мдивани, Ольги Подгайской, Дмитрия Лыбина и многих других. Дирижер не забывает о белорусских музыкальных кадрах. Каким восхитительным, например, оказался недавний концерт с пианистом Александром Музыкантовым! А как по-новому зазвучал в Большом театре Беларуси в его крепких, но изящных дирижерских руках «Князь Игорь» в постановке режиссера Галины Галковской! И следа нет в этой постановке от раздавленного и посрамленного, ставшего жертвой собственного эгоизма князя. Напротив, патриотизм и оптимизм так и брызжут в зал. 

Гала-концерт, посвящённый открытию 83-го филармонического сезона. 

Анисимов не склонен к дешевым эффектам, слишком хорошо знает себе цену, очень большой путь пройден. От нас, поклонников, слушателей и меломанов, требуется только одно — «оценить красоту игры», как пелось в одной песенке. К сожалению, иногда кажется, что человеческий масштаб, вкус к жизни и профессии, уровень знаний и амбиций у тех, кто идет после него и его поколения, уже не тот. Как говорится, труба (или тромбон?) пониже и дым пожиже. Может быть, ошибочное мнение. Не хочется называть его «уходящей натурой». Тем более что и уходить он никуда не собирается, продолжает нас радовать, баловать, удивлять. А семена, им посеянные, остаются и взрастут в новых поколениях белорусских музыкантов. Он умеет отделять главное от неглавного, приподниматься над шелухой, различными дрязгами и неизбежными спорами, частностями ради высокой цели — удачного концерта или спектакля. И этому умению у Александра Анисимова можно только поучиться.

Александр Михайлович не боится современных технологий, с любопытством листает Facebook, иногда пиарит свои концерты посредством социальных сетей, и правильно, кстати, делает. Он не живет на облаке и не будет биться в припадке, если вы в беседе с ним вдруг перепутаете Тосканини с Паганини. Анисимов — не сноб. А друг и товарищ всем, кто, как и он, беззаветно влюблен в музыку. 

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter