Человек обречен на свободу

Часто ли мы вспоминаем о согражданах, нарушивших закон и отбывающих по приговору суда наказание?
Часто ли мы вспоминаем о согражданах, нарушивших закон и отбывающих

по приговору суда наказание? Наш корреспондент побывал на пресс-конференции начальника КИН МВД В.Ковчура.

Сообщение о благотворном влиянии амнистии на состояние дел в исправительных учреждениях стало, пожалуй, главной составляющей пресс-конференции с участием руководства Комитета исполнения наказаний при МВД. Начальник КИНа Владимир Ковчур рассказал, что в ходе реализации Закона "Об амнистии" более 6,5 тысячи заключенных были вчистую освобождены от отбытия наказания, еще 9,5 тысячи вышли на свободу условно досрочно. Около 24,5 тысячи человек, из которых 20,4 тысячи содержались в местах лишения свободы (МЛС), срок наказания был сокращен на 1 год. Всего под действие Закона "Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления" подпало свыше 45 тысяч человек, в том числе более 32 тысяч, находящихся в МЛС. То есть милосердие закона распространилось на 70 процентов белорусских заключенных.

Разумеется, актом амнистии, кроме высоких гуманистических целей, государство преследовало вполне конкретную задачу по реальному снижению численности осужденных в местах лишения свободы. Тут стоит напомнить, что содержание одного заключенного обходится в 89 тысяч рублей в месяц, причем трудом этого заключенного (а работа есть далеко не во всех "зонах") окупается лишь 12% затрат на его содержание. Кроме значительных финансовых издержек, переполненность колоний ведет к созданию напряженной обстановки в МЛС и слабо способствует исправительной функции этих учреждений. Вместе с тем к чести сотрудников уголовно-исполнительной системы МВД надо признать, что за весь прошлый год за решеткой было совершено рекордно малое число преступлений - возбуждено 74 уголовных дела, по которым осуждены 85 человек. Для сравнения: в 2001 году эти цифры составили соответственно 128 и 164. К слову, вышеназванное число людей, освобожденных условно досрочно, тоже является рекордным - такой цифрой наша исправительная система не могла похвастать в течение последних 20 лет.

Успокаиваться рано

Владимир Ковчур, судя по всему, не удовлетворен даже теми оптимистичными цифровыми показателями, которых его ведомство достигло в прошлом году.

- Да, - поясняет он, - нам удалось немного разгрузить места лишения свободы, но окончательно решить проблему переполненных колоний не получилось. К 1 января 2003 года в исправительных учреждениях и СИЗО содержалось 48.767 человек, что на 8.297 человек превышает лимит по количеству жилья. Переполнение колоний особого режима составило 24,4%, следственных изоляторов - 26,8%, а тюрем - 35,9%.

Заместитель начальника

КИНа Александр Пастушеня заметил, что пенитенциарная система является последним звеном уголовного преследования, поэтому все издержки, недоработки и недостатки государственных правоохранительных институтов особенно ярко проявляются именно в системе Комитета исполнения наказаний. Поясняя свою мысль, он привел любопытную статистику времен СССР. В те годы из 100 вынесенных приговоров только 27 были связаны с лишением свободы. Теперь же, с принятием в Беларуси нового Уголовного кодекса, который оказался жестче, к лишению свободы приговариваются уже 37 из 100 человек. Кроме того, на 9 месяцев увеличился и средний срок заключения. Офицеры КИНа полагают, что судам следовало бы активнее применять такие меры наказания, как кратковременное лишение свободы в арестных домах или штрафы. Именно эти надежды они связывают с планируемой в текущем году корректировкой некоторых статей и положений Уголовного кодекса.

Впрочем, в решении проблемы расширения жилищного пространства для каждого заключенного сотрудники КИНа рассчитывают не только на законодателей, но и на местные власти. В качестве образца был приведен положительный пример Гомельского облисполкома, который сумел изыскать средства для строительства нового здания следственного изолятора, сооруженного с учетом последних европейских стандартов.

Наша газета уже писала о сложном положении в Глубокской колонии особого режима, где скученность заключенных достигает критической цифры. Владимир Ковчур, отвечая на вопрос корреспондента "СБ", подтвердил серьезность ситуации

: - Амнистия никак не повлияла на положение в Глубоком. В настоящее время туда для отбытия наказания направлено 900 осужденных. А вот убытие выражается... абсолютным нулем. Ведь там находятся особо опасные рецидивисты, не подпадающие под амнистию. Однако в скором времени мы решим и эту проблему: до конца года начнет действовать новая колония особого режима в урочище Волчьи Норы. Колония в Глубоком будет преобразована для камерного содержания и превратится, по сути, в учреждение с тюремным режимом. В Волчьи Норы будет переведено 500 - 600 человек.

В завершение нельзя не отметить крах пессимистичных прогнозов, связанных с прошедшей амнистией. Ошиблись аналитики, предрекавшие всплеск криминальной активности в связи с почти единовременным выходом на свободу 15 тысяч бывших заключенных: заметного роста преступности органы МВД Беларуси не зафиксировали.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter