Человек «обилеченный»

Заметки на полях Правил перевозок
Заметки на полях Правил перевозок

Каждый из нас в течение дня буквально «перепрыгивает» из одного статуса в другой. То мы клиенты, то пациенты, зашли в магазин — покупатели, купили билет на поезд — пассажиры. В общем–то в каждом этом своем статусе мы имеем права и обязанности, декларируемые разнообразными правилами — торговли, перевозок... Но если покупателя защищает еще и целая общественная организация, то права пассажира, увы, — права всего лишь на бумаге...

Автобус — не вытрезвитель

Автобус–экспресс Минск — Барановичи очень удобен, курсирует часто, быстро, не останавливаясь на промежуточных остановках. Я предпочитаю его всем другим маршрутам еще и потому, что ездит в нем обычно публика приличная, деловая, в салоне спокойно и есть возможность поработать.

Однако последнее путешествие этим автобусом оставило у меня неизгладимые, но, увы, отрицательные впечатления. Контролер на центральном автовокзале Минска «подсадила» в уже отъезжавший автобус опаздывавшего пассажира, мужчину лет 40, возбужденного, запыхавшегося и... абсолютно пьяного. Довольный гражданин удобно расположился прямо в проходе автобуса, приземлившись на чью–то сумку. Уже в течение первых 10 минут поездки пассажиры, сидящие рядом, стали задыхаться — запашок был еще тот! Впрочем, это было не единственное неудобство, доставляемое окружающим выпивохой. Начал гражданин с приставаний к девушкам, кого–то хватал за колени и плечи, к кому–то лез с разговорами. Не удержавшись на ногах, несколько раз падал на колени к женщине. Потом сцепился в драке с одним из пассажиров... В общем, развлекался пьянчуга до самых Барановичей как мог...

На мой вопрос «почему «буйного» не высадили по требованию остальных пассажиров?» водитель Владимир Петухов развел руками: «Где я его высажу? В чистом поле? А потом меня уволят, когда он пожалуется...»

Начальник сектора по организации пассажирских перевозок минского автовокзала «Центральный» Анна Пантелеенко в телефонном разговоре со мной недоумевала: почему нетрезвый пассажир вообще попал в салон? Ведь посадку производит контролер, который как раз и должен «отсекать» таких вот пьянчуг. Недоумевала Анна Алексеевна еще и по поводу поведения водителя. По ее мнению, он мог высадить хулигана на пропускном пункте недалеко от Столбцов и вызвать по мобильной связи наряд милиции. Об этом, кстати, говорится в пункте 223 главы 14 Прав и обязанностей автомобильных перевозчиков.

Ладно, в этот раз все обошлось и никто не пострадал. А если бы драка закончилась поножовщиной, например? Или при падении нетрезвый пассажир сломал бы себе руку или руки и ребра тем, на кого падал?

Водитель и контролер «защитили» права пьяного пассажира, имеющего билет, и соответственно право на поездку. А кто защитит права остальных?

Хочешь чаю — нарушай закон?

На железной дороге — свои нюансы. Недавно я отправилась в Столин на поезде Санкт–Петербург — Львов. В Лунинце около 7 часов утра вагоны пассажирского состава стали обходить так называемые менялы — валютчики:

— Меняем доллары, гривны! — разносились зычные голоса, пугая спящих пассажиров. И хотя валюту сдавать никто не торопился, парни не успокаивались до самого Столина. Ну нет сна — так и нет. Решила я чаю попить, чтобы приехать уже бодрой и проснувшейся.

— Белорусские деньги не принимаю! — была непреклонна украинская проводница. — Идите к менялам!

Вот так... И хотя поезд Санкт–Петербург — Львов — украинского формирования, пока движется он по нашей территории — законы в нем действуют белорусские. Как же быть? И чаю хочется, и закон нарушать — чревато да и против моих правил...

— Проводница просто обязана была принять национальную валюту, — разъяснил мне начальник транспортной милиции Барановичей Леонид Беланович. — Любой бригаде, будь она российская, украинская или белорусская, в начале поездки сообщается курс стоимости валют и дается право принимать деньги тех государств, по территории которых следует поезд.

И с внезапно «всплывшими» валютчиками Леонид Александрович пообещал разобраться. С вокзалов–то «теневиков» давно уже убрали, а в поездах они нет–нет, да и появляются.

А еще в отделе внутренних дел на транспорте УВД Брестского облисполкома мне рассказали, что у начальника каждого поезда имеется «Рейсовый журнал», в котором я имела полное право оставить запись и изложить все свои претензии. Честно говоря, о таком журнале я услышала впервые. Возможно, если бы в вагоне была табличка, подобная тем, которые мы видим в магазинах — «Книга замечаний и предложений находится в администрации», — недоразумений было бы меньше. Постель всегда была бы свежей, чай продавался бы за национальную валюту, в наличии имелись бы мелкие разменные купюры, в туалетах — мыло и бумага. Ну а проводники были бы любезны и обходительны...

В общем, на будущее решила я Правила пассажирских перевозок подробно изучить, дабы в дальнейшем знать, как за свои пассажирские права побороться.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter