Человек — не птица, мороза не боится? Многие маршрутки не вышли в рейс, а вот строители и в холод работают на открытых объектах.

От морозов белорусы спасаются, кто как может. Из шкафов достали все теплые вещи, в домах заработали обогреватели и печи. Однако случается так, что отопление становится не спасением, а причиной несчастья. Так, на днях в Бобруйске в одном из домов взорвался отопительный котел. Обвалились стены, разрушен сам котел. К счастью, на момент взрыва в доме никого не было. Однако этот случай послужит уроком всем любителям топить паровое “до отказа”. Как страна спасается от морозов, выясняли корреспонденты “НГ”.

От морозов белорусы спасаются, кто как может. Из шкафов достали все теплые вещи, в домах заработали обогреватели и печи. Однако случается так, что отопление становится не спасением, а причиной несчастья. Так, на днях в Бобруйске в одном из домов взорвался отопительный котел. Обвалились стены, разрушен сам котел. К счастью, на момент взрыва в доме никого не было. Однако этот случай послужит уроком всем любителям топить паровое “до отказа”. Как страна спасается от морозов, выясняли корреспонденты “НГ”.

Водительские обязанности

Низкие температуры — настоящее испытание для владельцев личных авто. Неприятным сюрпризом для многих из них стал “отказ” автомобиля заводиться в такую морозную погоду. В связи с этим многие вынуждены были пересесть на общественный транспорт. В метро за проездными документами выросли очереди. Благо автобусы и троллейбусы довозят пассажиров к месту назначения без задержек: на дорогах значительно уменьшилось число пробок.
— Глохнут автомобили не только на дизтопливе, но и на бензине, — комментирует ситуацию начальник службы профилактики и пропаганды безопасности дорожного движения спецподразделения ДПС “Стрела” МВД Беларуси  Евгений Лапец. — Поскольку в ближайшее время не потеплеет, настоятельно рекомендуем воздержаться от поездок на длинные расстояния.

Если же избежать этого невозможно, то необходимо добавлять в бак специальные средства, которые не позволяют топливу замерзнуть. Перед поездкой надо обязательно проверить техническое состояние автомобиля.
Отправляясь в дальнее путешествие, не забудьте захватить с собой буксировочный трос, набор необходимых инструментов для ремонта автомобиля, горячее питье и готовый к работе мобильный телефон. Также у каждого водителя в записной книжке, а лучше в памяти должен быть номер телефона эвакуационной службы. Если машина заглохла, можно набрать 102, и сотрудники милиции свяжутся с соответствующими службами. Работники Госавтоинспекции постоянно отслеживают белорусские трассы и оказывают помощь автомобилистам.

Отклонение от маршрута

Транспортные неудобства почувствовали не только водители, но и постоянные пользователи маршрутных такси. Многие машины не могут выехать на свои маршруты и остаются пережидать морозы на стоянках. А в это время люди на остановках, переминаясь с ноги на ногу, надеются на скорое прибытие нужного транспорта.
— Многие микроавтобусы, как и другие автомобили, в морозную погоду не заводятся, — говорит водитель столичной маршрутки Игорь Старовойтов. — У меня чудом завелся, а мой коллега так и не смог выехать на работу, поэтому водители вынуждены уходить в незапланированный отпуск. Если же в течение двадцати минут машина к остановке не подошла, лучше сесть на общественный транспорт.

Мороз по плечу

В такую погоду тем, кому по долгу службы приходится трудиться на улице, не позавидуешь. Однако монтажники, например, которые возводят высотные дома, на морозную погоду не жалуются.
— Мы уже привыкли как к низким, так и к высоким температурам, — говорит монтажник строительного управления ОАО “МАПИД” Анатолий Брагинец. — Каждому рабочему выдается теплая одежда: ватные брюки, телогрейки, валенки и толстые рукавицы. Из дома мы приносим термосы с горячим чаем. Если уж совсем замерзаем, у нас есть где погреться: на каждом строительном объекте оборудована небольшая комнатка на два-три человека, где тепло, можно погреться и пообедать.

Лебединая песня

От холода страдают не только люди, но и птицы. Специалисты говорят, что, к примеру, зимой выживает только 30 процентов синиц. Однако больший резонанс в обществе возникает, когда дело касается крупных птиц. Так, в Минске на зимовку осталась целая лебединая стая. Лебеди живут на реке Свислочь возле полыньи. Однако прокормиться птахам не так и просто. Помогают местные жители, которые подкармливают лебедей утром и вечером.
— Птицы остаются на зимовку в Беларуси из-за “сердобольных” людей, — говорит специалист по природоохранным вопросам ОО “Ахова птушак Бацькаўшчыны” Денис Китель. — Когда пернатые сбиваются в стаи, чтобы улететь в теплые края, их начинают подкармливать. Птицы понимают, что здесь есть корм, и остаются. Так что хлебные крохи, брошенные стае лебедей с наступлением холодов, только навредят. Кормить нужно физически слабых птиц.

Школьники на карантине

Морозы вмешались и в учебный процесс. Правда, как рассказали в Министерстве образования Беларуси, по причине именно холодов пока не закрыта ни одна школа: для этого нужно, чтобы температура воздуха опустилась ниже минус 25 градусов. Зато более 160 учебных заведений в стране закрыты на карантин, так как учащиеся заболели острыми респираторными инфекциями. Одна из таких школ — Воронцевичская Толочинского района Витебской области.
— Несмотря на то, что нашим зданиям уже больше 125 лет, в классах никто не мерзнет. Техперсонал исправно топит печи ночью, чтобы к началу уроков в помещении уже было тепло, да и с дровами у нас проблем нет,  — рассказывает директор школы Нина Хмелева. — А то, что заболело более 40 процентов наших учеников, я связываю исключительно с сырой погодой. Но в понедельник планируем снова приступить к занятиям.

Снег спасет озимые

Холода могут натворить бед и в сельском хозяйстве. Однако аграрии просят не бить тревогу раньше времени.
— Состояние озимых сейчас не вызывает большого беспокойства. Посевы в большинстве случаев прикрывает снег, и каждый его сантиметр защищает от одного градуса мороза, — объясняет гендиректор научно-практического центра по земледелию НАН Беларуси Федор Привалов. — Есть, конечно, районы, где территории открытые, продуваемые. Их мы взяли под особый контроль. А в целом, чтобы конкретно знать ситуацию на полях, во всех регионах страны было взято 176 образцов. На протяжении двух недель изучим их, и тогда станет яснее картина будущего урожая, можно составить точные рекомендации.
По словам специалиста, из всех озимых сейчас вызывает опасение разве что рапс. Однако если где-то он и погибнет, то у нас имеется хороший запас семян.

Большая вода

Удивительно, но, несмотря на “низкий” столбик термометра, в некоторых реках Беларуси уровень воды поднимается. К примеру, в Припяти он растет на 4 сантиметра в сутки. Спасатели говорят, что сегодня в Беларуси подтопленными остаются 299 подворий. Однако, судя по всему, весенний паводок в нынешнем году будет умеренным и пройдет без особых происшествий.
— Резкого таяния льдов не ожидается, — говорит начальник отдела гидрологических прогнозов Республиканского гидрометеорологического центра Марина Нагибина. — Процессы в нынешнем году будут проходить постепенно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter